Людмила Гришанова
Адаптация ребёнка в детском саду
▼ Скачать
Попадая в незнакомую обстановку, ребёнок находится в состоянии сильнейшего стресса. Чтобы он смог привыкнуть к ней, должен пройти период адаптации. Этот термин означает способность приспосабливаться к условиям внешней среды, подстраиваться под них.
Во время адаптации происходит перестройка деятельности практически всех систем детского организма.
Адаптация ребёнка к условиям детского сада, как правило, сопровождается следующими явлениями:
Публикация «Адаптация ребёнка в детском саду» размещена в разделах
происходит регресс навыков (ребёнок временно «забывает», как ходить на горшок, держать ложку и т. д.);
ухудшается сон и аппетит;
ребёнок выглядит подавленным, вялым, заторможенным;
частые капризы, истерики по любому поводу.
Пугаться изменений в поведении сына или дочери не стоит. Таким образом организм ребёнка справляется с возникшим стрессом и приспосабливается к новым условиям.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА АДАПТАЦИЮ РЕБЕНКА
Анализ адаптации ребенка к условиям детского сада показывает, что она зависит сразу от нескольких факторов. Чем благополучнее будет каждый из них, тем быстрее и легче малыш привыкнет к новым условиям.
ВОЗРАСТ РЕБЕНКА
Адаптация к детскому саду детей раннего возраста происходит по-разному:
В годовалом возрасте малыш очень сильно привязан к маме, не самостоятельный, иногда еще даже не умеет ходить. Эти крохи переносят разлуку очень тяжело, долго не могут успокоиться после маминого ухода. Имеют недостаточно сформированный иммунитет, поэтому болеют еще более часто, чем более старшие ребята.
Адаптация к детскому саду в 2 года обычно проходит более успешно. Ребенок уже более самостоятельный, окружающий мир постепенно становится для него более интересным, чем мама. Поэтому чаще всего малыш быстро привыкает, включается в режим и взаимодействие с воспитателями.
Адаптация к детскому саду в 3 года может быть разной в зависимости от того, пережил ли уже ребенок главный кризис этого возраста. Если этот период уже прошел или еще не успел начаться, то привыкание происходит легко и быстро: малышу интересен окружающий мир, постепенно формируется желание взаимодействовать со сверстниками, уже достаточно отделился от мамы. Если же привести ребенка в учреждение в период кризиса, то адаптация в детском саду в 3 года может затянуться, так как на внутреннее негативное состояние накладывается стресс, связанный с поступлением в садик.
Как помочь ребёнку быстрее привыкнуть
В первую очередь тщательно выбирайте учреждение, поговорите с воспитателями, прочитайте отзывы и прочее. Будьте уверены в своём выборе. Это первый и важный шаг для упрощения адаптации, так как добрый и отзывчивый воспитатель уже половина дела.
Начинайте адаптацию со смены режима. Подкорректируйте график и распорядок дня своего чада, близкий к режиму в саду, это значительно облегчит привыкание и не доставит такого шока для психики ребёнка. Например, если вы привыкли спать по утрам до 10-11, то приблизительно за месяц-два стоит постепенно вставать и укладываться вечером раньше, иначе утренние истерики из-за недосыпа вам обеспечены.
То же самое касается и питания. Если ваш рацион значительно отличается от меню в саду, постарайтесь хотя бы немного приблизится к нему. Очень многие дети отказываются есть в садике — это сильно усложняет привыкание.
В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2–3 недель (данный период индивидуален для каждого ребенка, учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день в ДУ.
Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание сына или дочери на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению.
Если малыш плачет, стоит взять его на руки, успокоить – вероятно, ему не хватает прикосновений матери, которых совсем недавно было намного больше.
Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в детский сад, вместе решить, какую одежду он наденет утром.
В выходные стоит придерживаться распорядка дня, принятого в дошкольном учреждении, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.