Ольга Дорофеева
Адаптация при поступлении ребёнка в детский сад
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель МБДОУ №259 г. о. Самара
Дорофеева О. И.
Даже если вы имеете возможность не работать, дошкольное учреждение будет полезным и для вас, и для вашего ребенка. Примерно в 2-3 года малыш испытывает самый настоящий голод по общению со сверстниками, по детскому коллективу. Если вы внимательно понаблюдаете за детьми в песочнице, сразу увидите большую разницу между «домашними» и «садовскими» детьми. «Домашние» дети сложнее находят общий язык со сверстниками, знают меньше игр и испытывают дефицит информации. Но тем не менее, для многих родителей вопрос – ходить ли ребёнку в детский сад – всё равно неоднозначный, сложный и открытый. Как же отдать своего малыша в руки чужих людей!
Публикация «Адаптация при поступлении ребёнка в детский сад» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Лучший момент для успешного и скорейшего привыкания ребёнка к режиму пребывания в детском саду – это возраст в 2 – 3 года. На этот период приходится кризис раннего детства, кризис 3-х лет. Дети, стремясь утвердить своё Я, тянутся к самостоя-тельности, относительной автономности существования. Именно в это время детсадовский режим жизни может благоприятно повлиять на становление личности дошкольников и их адаптацию к новой социальной среде.
Каковы же психологические преимущества пребывания ребёнка в детском саду?
Прежде всего это обретение самостоятельности. В детском саду малыши значительно легче и быстрее осваивают навыки самообслуживания, учатся кушать, одеваться и раздеваться, соблюдать личную гигиену, убирать за собой.
Второе преимущество – это детское окружение. Обстоятельство это особенно важно для первых и единственных детей в семье. Посещение группы приучает ребёнка взаимодействовать с другими детьми на основе договоренности, учёта общих интересов. В возникающей между ними атмосфере коллективизма дошкольники учатся ждать своей очереди, умерять личные желания, делиться тем, что имеют сами. И всё это происходит без нудных наставлений и поучений взрослых за счёт разнообразных форм общения между детьми. Дети не просто привыкают друг к другу, а завязывают достаточно тесные отношения, подражают и учатся тому, что не умеют сами.
Ещё одно преимущество детского коллектива – это избавление от эгоцентрических установок (стремление ребёнка судить обо всем происходящем исключительно со своей позиции и отрицание всех остальных). Взрослые склонны потакать детям, умиляться специфической неадекватности их суждений. Сверстники радикально и достаточно быстро корректируют индивидуалистские, эгоцентрические, направленные только на самого себя установки друг друга. Дошкольники, чьё развитие происходит в условиях детского сада, способны учитывать позицию и мнение другого уже в 4,5 года, в ситуации же внутрисемейного окружения взрослых эгоцентрические установки исчезают к 5 – 6 годам, а иногда сохраняются до 7 – 8 лет.
Не следует забывать и об аспектах медико-педагогических: режимном питании, отдыхе, прогулках, специальных занятиях, способствующих полноценному и разноплановому развитию детей, и об уверенности родителей, что в саду их малышам будет обеспечен нормальный уход и присмотр.
Рекомендации для родителей, чей ребёнок впервые идёт в детский сад :
Первое – это заранее начать готовиться к детскому саду, например, за месяц. Первый раз мама приходит в детский сад, например, на прогулку, и остаётся там вместе с ребенком, чтобы он мог её видеть и при необходимости подойти к ней, постоять рядом. Увидев, что ребёнок устал, она вместе с ним уходит домой. Через несколько дней, говорит, что уходит на пять минут, затем придёт, и они вместе будут делать то-то и то-то. В этом случае важно, чтобы у ребёнка сложилась картина обстоятельств дальнейшей его жизни и он точно знал, что в конце концов окажется дома с мамой. Можно предложить ребёнку какую-нибудь меховую игрушку, сказав, что в отсутствии родителей она будет их заместителем, он может достать игрушку из кармана и поговорить с ней, а мама вернётся, как только сможет.
Перед тем как ребёнок начнёт ходить в детский сад регулярно, стоит рассказать ему о том, что в течение дня будет делать каждый член семьи.
Мама пойдёт на работу, чтобы заработать деньги для семьи, а также чтобы сделать какое-то полезное дело для всех. Понимание того, что на работу уходят, чтобы делать какое-то полезное дело, важно ребёнку и для формирования адекватного представления о роли семьи в обществе, себя в семье, и для осмысления нужности посещения детского сада как собственного вклад в благополучие семьи и общества. Соответственно описывается, что будет делать папа на работе. Обязательно говорится о том, что и у ребёнка важная задача в детском саду – учиться и расти, чтобы стать таким, как его родители. Осознание значимости пребывания в детском саду для семьи (он там выполняет определённую миссию, а не просто находится на хранении, как какая-то ненужная вещь) также будет способствовать эмоциональному комфорту ребёнка в нём.
Путь по дороге в детский сад и из него также можно использовать для формирования у ребёнка положительной картины мира и его собственного места в нём. Она в свою очередь будет способствовать стабилизации его эмоционального состояния. Родитель может в доступной форме рассказать, что удалось ему сделать за день, спросить у ребёнка, что ему больше всего запомнилось. Можно говорить о разных положительных вещах и для взрослого и для его малыша, тем самым положительно подкрепляя и необходимость пребывания в детском саду.
Родителям необходимо продумать и своё поведение после возвращения ребёнка из детского сада. Лучше проявить по отношению к нему те чувства, которых так не хватало ему в детском саду. Стоит так распределить время родителей, чтобы после детского сада кто-то из них смог побыть с малышом и показать ему, как он необходим своим близким, как они скучали о нём, когда все были вдали от дома.
Для того чтобы период адаптации ребёнка прошё л безболезненно:
Подготовьте вашего ребёнка к тому, что ему придётся находиться некоторое время без вас. Попросите своих друзей и родственников оставаться дома с вашим ребёнком на 2 – 3 часа в неделю. Притворитесь, что уходите за дверь, и спросите ребёнка, не обнимет ли он вас или поцелует на прощание.
Покажите ребёнку часы и скажите, что вы вернётесь ровно через три часа. Даже если ребёнок не умеет пользоваться часами, это его отвлечёт.
Будьте готовы к тому, что могут возникнуть проблемы с адаптацией к детскому саду. Это может выражаться в плохом сне ребёнка, потере аппетита, плаксивости.
Объясните ребёнку, что такое детский сад и зачем туда ходят дети. Постарайтесь про-стыми словами создать положительный образ садика (например, в детский сад приходят такие же, как и ты, дети, они там вместе играют, учатся, кушают, в детском саду много игрушек и добрые воспитатели, которые заботятся о детях).
Начинайте постепенно готовить ребёнка к поступлению в детский сад. Первое время приводите его только на прогулку. Поощряйте ребёнка общаться с другими ребятами из группы, хорошо, если у малыша появятся друзья в первые 3 – 5 дней.
Ознакомьтесь с распорядком дня дошкольного учреждения и приведите расписание ребенка в соответствие с этим распорядком. Научите ребёнка делать всё, что понадобиться в детском саду (одеваться, умываться, кушать).
Заранее познакомьте ребёнка с воспитателями группы, в которую отправиться ваш малыш.
Познакомьтесь с другими детьми и их родителями, приглашайте новых друзей вашего ребёнка на совместные прогулки в выходные дни. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателем, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребёнку.
Первые 2 – 3 недели можно оставлять ребёнка в детском саду на несколько часов, постепенно увеличивая это время до необходимой нормы. Первые несколько дней постарайтесь ходить в детский сад вместе с ребёнком (вы можете оставаться там на 2 – 3 часа).
Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло – осенью он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребёнком, ведь его приняли в детский сад.
Подробно расскажите ребёнку о режиме детского сада : что, как и в какой последова-тельности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш малыш, когда пойдет в детский сад. Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что будет делать в саду после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, а что он будет делать после обеда.
Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сделает. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитательнице и скажи: «Я хочу пить», и Анна Николаевна нальёт тебе воды. Если ты захочешь в туалет, скажи об этом». Объясните, что в группе много детей и иногда ему придётся подождать своей очереди. Вы должны сказать малышу:»Воспитатель не может одеть сразу всех детей, тебе придётся немного подождать». Попробуйте проиграть все эти ситуации с ребенком дома.
Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, про-сить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки, свои услуги другим детям.
Создать спокойный, бесконфликтный климат для ребёнка в семье. Щадить его ослаб-ленную нервную систему. Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Чаще обнимайте ребён-ка.
На время прекратить походы в цирк, театр, гости. Намного сократить просмотр телевизионных программ.
Не нервничайте и не переживайте по поводу расставания с ребёнком. Дети очень чутко реагируют на состояние родителей, а это только обостряет ситуацию. Разработайте вместе с ребёнком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпустить вас.
Не критикуйте детский сад в присутствии ребёнка, это вызывает в нем желание не хо-дить в такое плохое место. Никогда не пугайте ребенка детским садом.
Если ребёнок всё же заплакал, не реагируйте и не бросайте его жалеть. Обнимите, поцелуйте и скажите, что вы скоро вернётесь. Затем встаньте и выйдите их комнаты. Воспитатели знают, что истерики прощания чаще всего заканчиваются через 3 – 5 минут после ухода родителей.
Помочь ребёнку разобраться в игрушках: использовать показ действий с ними, сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребёнка в совместную игру.
Развивать подражательность в действиях ребёнка : «Полетаем как воробушка», «Попрыгаем как зайчики».
Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего и т. п.
Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.
Период адаптации в среднем занимает полгода, именно поэтому вам следует запастись терпением и с пониманием относиться к капризам ребёнка в первые месяцы посещения детского сада.