Демерчян Виктория Александровна
Адаптация младших школьников
Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в обществе отношений. Начальный период школьной жизни в среднем занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). Этот период связан с увеличением физических и умственных нагрузок, расширением социальных границ ребенка и адаптацией в обществе. Ребёнок по-другому оценивает себя и свои способности, переживает очередной кризис и учится быть самостоятельным и ответственным человеком. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития.
Публикация «Адаптация младших школьников» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Жизнь детей разного возраста наполняется специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей для данного этапа развития деятельностью. Л. С. Выготский выделял следующие типы ведущей деятельности в каждый возрастной период: младенцы — непосредственно эмоциональное общение; раннее детство — манипулятивная деятельность; дошкольники — игровая деятельность; младшие школьники — учебная деятельность; подростки — социально признаваемая и социально одобряемая деятельность; старшеклассники — учебно-профессиональная деятельность.
При переходе ребенка из дошкольного учреждения в начальную школу у него значительно меняется привычный образ жизни. Понятно, что условия начальной школы отличаются от условий детского сада. В первую очередь изменяется режим дня: в детском саду дети много играют, есть тихий час. В начальной школе : игровая деятельность заменяется учебной, распорядок дня становится более жестким.
Ведущей деятельностью младшего школьника становится учебная, существенно меняются его мотивы поведения, открывающие новые источники развития его познавательных и нравственных сил. Учебная деятельность не сводится только к посещению уроков и школы или приобретению новых знаний. Знания и новые умения и навыки могут быть побочным продуктом игры на переменке, отдыха и труда. Учебная деятельность непосредственно направлена на усвоение знаний, формирование умений, отработку навыков. Ведущая роль учебной деятельности выражается в опосредовании всей системы отношений ребенка с обществом, формировании не только отдельных психических качеств, но и личности его в целом. Учебная деятельность сложна по структуре и к началу школьного обучения еще только-только начинает складываться. Формирование учебной деятельности — процесс долгий, непростой, требует приложения сил и временных затрат, руководства со стороны педагога, психолога, родителей. Структура учебной деятельности включает мотивы, учебные задачи и действия, контроль и оценку.
Младший школьный возраст — чрезвычайно ответственный период в жизни ребенка. Как только он пришел в класс, он занимает новую социальную позицию, приобретает новый социальный статус — статус школьника. Изменяются требования к ребенку, у него появляются обязанности, связанные с новой социальной ролью, сложившиеся в дошкольный период формы жизнедеятельности уступают место новым. Происходит изменение режима дня, системы взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Ребенок должен приспособиться к новым условиям, адаптироваться. Школьная адаптация — процесс и результат вхождения ребенка в новую социальную ситуацию развития (ситуацию школьного обучения и воспитания, результатом которого является адаптированность или в крайнем случае — неадаптированность. Адаптированность может быть рассмотрена как система качеств личности, система умений и навыков, обеспечивающих успешность / неуспешность последующей жизнедеятельности в новых условиях. В новой для ребенка социальной ситуации развития должно происходить становление новых потребностей, установок, эмоций, целей, мотивов, создание новых схем ориентировки, направленных на активное исследование ситуации и планирование адаптивного поведения. Всё это также должно способствовать формированию особой внутренней позиции по отношению и к этой ситуации развития, и к самому себе. Отсутствие средств ориентировки в новой среде и новой деятельности создает серьезную проблему развития ребенка.
М. В. Максимова выделяет следующие виды школьной адаптации : академическая, социальная и личностная. Академическая адаптация характеризует степень соответствия поведения ребенка нормам школьной жизни (принятие требований педагога и ритма школьной жизни, овладение правилами поведения на уроке и в классе, отношение к школе, успеваемость, познавательная активность на уроке). Социальная адаптация отражает успешность / неуспешность вхождения ребенка в новую социальную группу в виде принятия / непринятия его одноклассниками, свидетельствует о достаточном / недостаточном количестве коммуникативных связей. Личностная адаптация показывает уровень принятия / непринятия ребенком самого себя как представителя новой социальной общности ("Я" — школьник) и выражается в виде соответствующих эмоционального фона, самооценки, уровня притязаний в школьной сфере.
В этот возрастной период качественно изменяются (адаптируются к новым условиям и развиваются в них) все семь сфер развития ребенка (по О. С. Гребенюку) : интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная, волевая, предметно-практическая и экзистенциальная сферы, а также сфера саморегуляции. Под сферой понимается область действий, предел распространения чего-либо. В педагогическом смысле — область психики с определенными свойствами (когнитивными, мотивационными, саморегулятивными, эмоциональными.).
1) Начинается эта перестройка с интенсивного развития интеллектуальной сферы. Основное направление развития мышления в этот период — переход от конкретно-образного к словесно-логическому и рассуждающему мышлению. Изменяются и внимание, и восприятие, и память. На первый план выходит формирование произвольности этих психических функций или в стихийном порядке (стереотипное приспособление, или целенаправленно (как интериоризация особых новых действий контроля).
2) Интенсивно развивается сфера саморегуляции, как способность самостоятельно установить границы собственных возможностей, сформировать внутренний план действий (умение прогнозировать и планировать конкретный результат) и т. п. Ребенок овладевает своим поведением (появляется и развивается самоконтроль). Из привычной домашней обстановки и детского сада он попадает в незнакомую среду, вступает в коллектив, начинает общественную жизнь, в которой выработаны свои правила поведения, режимные моменты, расписание. Это всё ребенку нужно принять, понять, научиться пользоваться.
3) Происходят изменения и в экзистенциальной сфере ребенка, которая характеризуется умением управлять своими психическими и физическими состояниями, умением удерживать их на должном уровне, гармонией чувств и поступков, слова и дела. Изменение социальной ситуации развития состоит в самостоятельном выходе ребенка за рамки семьи, расширении круга значимых лиц. Особое значение имеет выделение типа отношений со взрослым: ребенок — взрослый — задача. Педагог является именно тем взрослым, социальная роль которого связана с предъявлением детям важных, равных и обязательных для выполнения требований, связанных с оценкой качества учебной работы. Педагог — представитель общества, носитель социальных образцов. С приходом в школу ребенок начинает приобщаться к взрослой жизни. Развиваются и высшие чувства: эстетические, моральные, нравственные (чувство товарищества, сочувствия, совестливость, самокритичность, разносторонность и осмысленность действий, добропорядочность, оптимистичность.).
4) Предметно-практическая сфера включает в себя способности, поступки, умения ребенка в разных видах деятельности и общения. Доминантой этой сферы являются способности. У младших школьников появляется повышенная восприимчивость, доверчивая готовность усваивать новые знания, вера в истинность того, чему учат. У младших школьников довольно отчетливо обнаруживаются специфические умственные способности и одним из индикаторов этих способностей может быть восприятие, запоминание или обобщение материала из той или иной области знаний. При этом довольно отчетливо проявляются индивидуальные особенности в восприятии, запоминании, обобщении материала из разных областей знания. Одни быстрее воспринимают, точнее обобщают и лучше запоминают математические объекты и отношения, другие — словесный материал, третьи — увереннее себя чувствуют, когда имеют дело с наглядным материалом и т. д.
5) Перестраивается у младших школьников и мотивационная сфера. Этот возраст характеризуется постепенным переходом от аморфной одноуровневой системы побуждений к иерархическому построению системы мотивов, а также тенденцией к формированию сознательного и волевого регулирования поведения в ведущей деятельности (учебной). В системе мотивов, побуждающих младших школьников к учебе, выделяют познавательные и социальные мотивы (статус "быть учеником" характерен для первоклассников; мотив хорошей отметки; мотив утверждения себя в коллективе; мотив признания сверстниками и стремления быть лучшим, первым, мотив превосходства).
6) Развитие эмоциональной сферы ребенка в возрасте от 6 до 11 лет напрямую связано с переменой его образа жизни и расширением круга общения. Продолжается развитие и совершенствование "эмоционального" языка ребенка. Особенность младших школьников — эмоциональная впечатлительность, отзывчивость, на всё яркое, необычное, красочное. Развиваются в этом возрасте и социальные эмоции: самолюбие, чувство ответственности, доверия к людям, способность к сопереживанию, появляется способность к эмоциональной децентрации. Причем следует отметить, что в этот период ребенок находится в сильной эмоциональной зависимости от учителя и других значимых взрослых. В 10 лет мы можем наблюдать довольно резкий переход в эмоциональных привязанностях: от взрослых к коллективу / группе сверстников. И начинают устанавливаться такие типы отношений как лидерство, дружба.
7) Волевая сфера младших школьников в развитии опирается на деятельность, самостоятельную работу школьника над собой. Преодоление различного рода трудностей в процессе обучения, в процессе занятия той или иной учебной деятельностью, воспитывает волю, развивает волевые качества личности школьника. Младший школьник ещё не способен делать длительных волевых усилий, особенно при выполнении однообразных заданий. Отсюда, понятна необходимость постоянно разнообразить деятельность младшего школьника. Положительные результаты в воспитании воли у учащихся дают рассказы детям о людях, проявивших решительность, мужество, героизм. Благоприятные условия для преодоления трудностей, а значит, и для развития воли, создают занятия физкультурой и спортом. Для воспитания у школьников волевых усилий нужно использовать как обычные условия учебных занятий, так и создавать специальные. Например, уже во 2 классе необходимо и на уроках, и на внеклассных занятиях, проводить специальные беседы по воспитанию воли, характера, необходимо помочь ученикам составить индивидуальную программу по самовоспитанию. Говоря о развитии воли школьников, необходимо помнить о том, что в воспитании всех волевых качеств младших школьников, так же, как и во всей воспитательной работе, учителю следует поддерживать тесную связь с родителями, быть в тесном контакте с семьёй школьника. Только в этом случае, совместными усилиями школы и семьи, можно добиться высоких результатов в воспитании и формировании воли младших школьников