Надежда Савина
Адаптация к физическим упражнениям
▼ Скачать + Заказать документы
Физические нагрузки оказывают влияние на организм человека. Оно может быть положительным, однако в некоторых случаях наносит серьезный вред. Потому нужно быть предельно осторожными при выборе интенсивности и длительности занятий физкультурой. Правильная адаптация к физическим нагрузкам должна быть продуманной, медленной и постепенной.
Публикация «Адаптация к физическим упражнениям» размещена в разделах
Способность организма меняться в зависимости от условий окружающей среды можно назвать уникальным свойством человека. В широком смысле, адаптация – это возможность приспосабливаться к самым разным факторам условий жизни, окружающей среде. У атлетов эти условия значительно отличаются от тех, кто спортом не занимаются. К примеру, они обычно соблюдают строгий режим дня, следуют правилам здорового питания, а главное – регулярно подвергают свое тело интенсивным физическим нагрузкам. Статистикой доказано, что люди спортивного склада, тренирующиеся или регулярно занимающиеся физической культурой, обращаются за медицинской помощью или консультативным лечением в среднем в 4 раза реже и болеют в 2 раза реже, чем люди, спонтанно (по настроению) занимающиеся, и в 3 раза реже, чем не занимающиеся ею вовсе на протяжении всей активной жизни.
Понятие «адаптация» и виды адаптации к физическим упражнениям.
Адаптация – приспособление организма, популяции или другой биологической системы к изменившимся условиям существования или деятельности. Организм спортсмена во время тренировок оказывается подвержен различным внешним воздействиям, из которых первое место занимают физические нагрузки. Адаптация к этим физическим нагрузкам это приведение организма к требуемой физической активности. Способность организма нормально функционировать в новых для него условиях при сохранении оптимального состояния и повышенной работоспособности будет являться результатом адаптации.
Генотипическая адаптация, лежащая в основе эволюции, представляет собой процесс приспособления к условиям среды популяций (совокупности особей одного вида) путем наследственных изменений и естественного отбора. Генотипическая адаптация положена в основу эволюционного учения – совокупности представлений о механизмах и закономерностях исторических изменений в живой природе.
Фенотипическая адаптация представляет собой приспособительный процесс, развивающийся у отдельной особи в течение жизни в ответ на воздействия различных факторов внешней среды, а иногда (например, мобилизация внутренних ресурсов при болезнях) и на потенциально опасные изменения внутренней среды организма. Именно этот вид адаптации является предметом многочисленных исследований, проводящихся в последние десятилетия в теории и методике спорта, спортивной физиологии и морфологии, биохимии и биомеханике, психологии и медицине. Адаптация – приспособительный процесс достижения адекватных требованиям раздражителя уровня активности и возможностей функциональных систем, органов и тканей, а также механизмов регуляции.
Таким образом, адаптация к физическим нагрузкам (тренировочным и/или соревновательным) – это приспособление организма не только к величине поднимаемого груза, медленному или скоростному бегу, но и к изменению биохимических процессов.
Адаптация организма к физическим нагрузкам заключается в мо-билизации и использовании функциональных резервов организма, в со-вершенствовании имеющихся физиологических механизмов регуляции.
Механизм адаптации к физическим упражнениям.
Процесс адаптации по механизмам развития разделяется на срочную и долговременную адаптации.
Срочная адаптация – это процесс срочного функционального приспособления организма к совершаемой им работе.
Долговременная адаптация – это процесс структурных перестроек в организме, которые происходят в результате накопления в нем эффектов многократно повторенной срочной адаптации.
В результате долговременной адаптации происходит увеличение мощности внутриклеточных систем транспорта кислорода, питательных и биологически активных веществ, завершается формирование доминирующих функциональных систем, наблюдаются морфологические изменения во всех органах, ответственных за адаптацию.
Для адаптационных изменений долговременного характера характерно как проявление генетически обусловленных, так и не запрограммированных природой механизмов.
Существует три механизма адаптаций :
1. пассивный путь адаптации - по типу толерантности, выносливости.
2. адаптивный путь действует на клеточно-тканевом уровне.
3. резистентный путь – сохраняет относительное постоянство внутренней среды.
Особенности адаптации к физическим упражнениям на разных возрастных этапах.
Физическая культура, являясь уникальной составляющей культуры общества, способна адаптировать ребенка к постоянно меняющимся условиям жизни, связанным с научно-техническим прогрессом, глобализацией, компьютеризацией различных сторон социума. Рассматривая с этой позиции феномен физической культуры, мы говорим, в первую очередь, о возможности средствами, методами физического воспитания, как педагогического процесса, повлиять на уровень здоровья людей в целом. У детей адаптация протекает не так, как у взрослых. Организм ребенка находится в постоянном обучении взаимодействия всех внутренних функций организма. На ранних этапах развития практически любые новые воздействия на организм вызывают очень бурную реакцию, в которую включаются практически все внутренние механизмы (органы, системы). Такое воздействие крайне неэкономично и все эти внутренние механизмы не справляются с поставленной адаптивной задачей. С этим и связана неспособность детского организма справляться с слишком большой физической нагрузкой.
Со временем адаптационный ответ перестает быть общим и становится более локальным, направленным на решение узкой адаптационной задачи. Под влиянием больших нагрузок в большинстве случаев наблюдается замедление созревания и снижение иммунитета у подростков. Лишь с 5-7 лет у детей организм начинает нормально реагировать в ходе своего приспособления. В период созревания адаптационные процессы замедляются и перестают быть локальными. А после 15-16 лет юноши и девушки способны адаптироваться почти как взрослые. Формирование мышечных волокон полностью приходится на 17-18 летний возраст, этот возраст считается самым оптимальным для выдерживания повышенного уровня адаптации и раскрытия дополнительных резервов организма.
К старости (70 лет и старше) происходит снижение числа «сильных» волокон и более половины объема мышечной структуры приходится на более универсальные промежуточные волокна. С возрастом изменяется эластичность кровеносных сосудов. Увеличивается содержание зольных веществ в стенках сосудов, особенно солей кальция и фтора. С возрастом внутренние механизмы организма человека работают медленнее и их адаптивная способность снижается. Самое главное соблюдать режим сна и питания, чтобы помочь организму адаптироваться в стрессовой ситуации.