Качотян Светлана Николаевна
Консультация для родителей «Адаптация к детскому саду»
▼ Скачать
Детям любого возраста очень не просто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации. Вся жизнь ребенка меняется: появляется четкий режим дня, отсутствуют родные и близкие ребенку люди, постоянно присутствуют другие дети, появляется необходимость слушаться и подчиняться требованиям незнакомого взрослого, резко уменьшается количество персонального внимания. Все эти изменения сказываются на поведении и эмоциональном состоянии маленького ребенка.
Ребенку необходимо время, чтобы адаптироваться к новой жизни в детском саду.
Публикация «Консультация для родителей „Адаптация к детскому саду“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» ноябрь 2023
Адаптация-это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский сад является еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.
Портрет ребенка поступившего в детский сад, или что происходит с ребенком в период адаптации.
1. Эмоции ребенка.
В первые дни нахождения в детском саду у каждого ребенка сильно выражены отрицательные эмоции: от хныканья, "плача за компанию" до постоянного приступообразного плача. Особенно яркими являются проявления страха (малыш боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми, боится новых воспитателей, а главное, того что за ним не придут родители, забудут его). На фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу (ребенок взрывается, не давая себя раздеть, или бьет взрослого, собирающегося его оставить). В период адаптации ребенок раним настолько, что поводом для агрессии служит все. Нередко случается и наоборот, когда можно наблюдать депрессивные реакции и "заторможенность" детей, как будто эмоций нет вообще.
В первые дни ребенок испытывает мало положительных эмоций. Он расстроен расставанием с мамой и привычной средой. Если малыш и улыбается, то в основном это реакция на новизну или на яркий стимул. Наберитесь терпения! На смену отрицательным эмоциям обязательно придут и положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. Некоторые дети могут еще долго плакать при разлуке с мамой, и это не говорит о том, что адаптация идет плохо. Если ребенок успокаивается в течении некоторого времени после ухода мамы, то все в порядке.
2. Контакты со сверстниками и воспитателем.
В первые дни у ребенка снижается социальная активность. Даже самые общительные, оптимистичные дети становятся напряженными, замкнутыми, беспокойными, малообщительными. Нужно помнить, что дети 2-3 лет играют не вместе, а рядом друг с другом. Поэтому не стоит расстраиваться, если ваш ребенок пока не играет с другими детьми. О том, что адаптация идет успешно, можно судить по тому, что ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам.
3. Познавательная активность.
В первое время познавательная активность будет снижена или даже совсем отсутствовать. Ребенок может не интересоваться игрушками, может сидеть в сторонке и проявлять никакого участия в жизни группы. В процессе ребенок начнет ориентироваться в пространстве группы и его игровые потребности станут более частыми и длительными. Появятся вопросы к воспитателю.
4. Навыки.
Под влиянием новых внешних воздействий в период адаптации ребенок может на некоторое время "растерять" навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, горшком и пр.). Успешность адаптации определяется тем, что ребенок не только вспоминает забытые навыки, но и приобретает новые.
5. Особенности речи.
У некоторых детей словарный запас скудеет или появляются "облегченные "слова и предложения. Не волнуйтесь! Речь восстановится и обогатится, когда адаптация будет завершена.
6. Сон.
Как только вы станете оставлять ребенка в детском саду на сон, будьте готовы к тому, что первые дни он будет плохо засыпать, может вскакивать с плачем. Дома также может отмечаться беспокойный дневной и ночной сон. К моменту завершения адаптации сон должен нормализоваться.
7. Аппетит.
В первое время аппетит снижается. Ребенок ничего не может есть в детском саду. Это связано с непривычной пищей, а так же со стрессовыми реакциями- малышу просто не хочется есть. Хорошим признаком считается восстановление аппетита.
8. Здоровье.
Стресс приводит к тому, что ребенок слабеет, снижается сопротивляемость организма инфекциям и он может заболеть в первый месяц посещения садика. Часто случается, что причина болезни ребенка- это не простуды, а эмоциональное перенапряжение организма. Важно поддерживать ребенка в период адаптации и создать щадящие условия, как в детском саду, так и дома.
Адаптация-это процесс не быстрый. И ожидать, что ребенок привыкнет к детскому саду за 2-3 дня неправильно. При хорошей адаптивной системе ребенок привыкает к детскому саду за 16-21 день, но в среднем нужно 4-6 недель, а при сложной адаптации от 2-3 месяцев до полугода.
Если Вы отмечаете, что через 1.5 месяца после начала посещения детского сада часто и подолгу болеет, если у него не восстановились основные показатели физического здоровья (сон, аппетит, преобладает подавленное настроение- следует понять, почему адаптация затягивается. Поговорите с воспитателями группы, проконсультируйтесь со специалистами детского сада. Ведь от того, какое отношение у малыша сложиться к детскому саду в первый год (положительное или отрицательное, будет зависеть, как он будет в него ходить последующие четыре года.