Виктория Соловьёва
Адаптация детей старшего дошкольного возраста к условиям детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Детский сад - это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Большое число незнакомых людей – основная причина возникающего стресса. Адаптацией принято считать процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и болезненное привыкание к её условиям.
Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении, занимает сейчас умы научных и практических работников. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения, нужно рассматривать, как процесс, или приспособление функцией организма ребёнка к условиям существования в группе. Ребёнок, переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении, переживает стрессовое состояние, у него появляется торможение, возникают ориентировочные реакции, напряжённое состояние, ребёнок попадет под целый комплекс воздействий. Происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных форм жизни. Эта резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой активности, игровой активности и нередко сказывается на здоровье ребенка.
Публикация «Адаптация детей старшего дошкольного возраста к условиям детского сада» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Возникает синдром адаптации. Именно в том, как организм ребёнка выдержит приспособление к окружающей среде, и заключается значение адаптации для его дальнейшего здоровья и самочувствия в новых условиях.
Чаще всего, проблемы адаптации, связаны с несоответствием особенностей новых требованиям характеристикам детей группы по разным показателям, например по опережению уровня развития познавательной сферы и отставанию в сформированности необходимых культурно-гигиенических навыков и наоборот.
Факторы, приводящие к нарушению социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста :
1. Заболевания, нарушающие работу нервной системы. Например, при СДВГ дети невнимательны, импульсивны, слишком активны, что является причиной отвержения их окружающими; атопический дерматит и бронхиальная астма изменяют общий нервный фон: такие дети более капризны, плаксивы, несдержанны.
2. Особенности эмоционально-волевой сферы, среди которых можно выделить повышенный уровень тревожности, агрессии, медлительность, застенчивость.
3. Несформированность коммуникативных умений, трудности в общении со взрослыми и сверстниками. Именно этот фактор чаще всего является причиной нарушения социальной адаптации.
С целью обеспечения индивидуализации и дифференциации подхода к детям старшего дошкольного возраста в адаптационный период предлагаем диагностику физического состояния и психологической готовности ребенка к посещению ДОУ.
1. Изучение карт здоровья детей – это позволит составить мнение о физическом состоянии каждого ребенка, выявить определенные заболевания и учитывать полученные данные в ходе построения дальнейшей работы.
2. Анкетирование и беседы с родителями – с целью определения степени социализации ребенка, приученности к режиму дня, нервно-психическом состоянии ребенка, выявление индивидуально-личностных особенностей ребенка.
3. Анкетирование и беседы с воспитателями – с целью определения эмоционального благополучия ребенка в детском саду.
4. Наблюдение - когда ребенок уже пришел в группу. На данном этапе очень важным является оценить характер адаптации ребенка к ДОУ, определить степень тяжести ее протекания. Все наблюдения за ребенком оформлять в адаптационных листах.
5. Методики, направленные на определение уровня тревожности ребенка.
6. Определение самооценки. Она в значительной степени определяет активность, отношение к себе и другим. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичностью, требовательностью к себе, отношение к успехам и неудачам.
В результате такого комплексного исследования можно сформировать мнение о психоэмоциональном состоянии вновь поступивших детей в детский сад.
Психологическое обеспечение адаптационного периода детей в ДОУ
Деятельность педагога-психолога на первом этапе включает в себя:
- проведение семинаров для педагогов по данной тематике;
- групповые консультации для родителей (устные и письменные, в виде информации на стендах);
- обучение воспитателей приемам психопрофилактики;
- организацию анкетирования родителей воспитателями;
- индивидуальные консультации для родителей и воспитателей.
Второй этап работы – анализ результатов анкетирования.
Целями анализа являются:
- выделение тех факторов в анамнезе, которые могут неблагоприятно отразиться на социально-психологической адаптации ребенка (например, патология беременности, родов; перенесенные тяжелые заболевания, травмы; отклонения от возрастных режимов в домашних условиях, низкий уровень развития общения, наличие вредных привычек у родителей и т. п.)
- получение данных о навыках ребенка, о степени самостоятельности, интересных и любимых занятиях, привычках, что позволит наиболее эффективно построить взаимодействие воспитателя с ребенком, сходя из его потребностей и индивидуальных особенностей, что достаточно актуально не только в период адаптации.
Первые два этапа работы педагога-психолога несут профилактическую функцию.
Третий этап работы – реализация профилактических и коррекционных мер для оптимизации процесса адаптации. На этом этапе большое значение имеет непосредственная индивидуальная работа с детьми, у котрых наблюдается тяжелая степень адаптации. Кроме того, педагог-психолог разрабатывает:
- рекомендации для воспитателей по организации адаптационного периода детей старшего дошкольного возраста к условиям детского сада;
-оказывает помощь в организации благоприятной развивающей среды, создание положительного психологического климата в группе
- составляет индивидуальный режим адаптационного периода для каждого ребенка;
- проводит коррекционную работу с тяжело адаптирующимися дошкольниками, взаимодействует со специалистами;
- психологическое обоснование рекомендованных мероприяти
Адаптация ребёнка к детскому учреждению.
Рекомендации родителям
1. Создайте условия для спокойного отдыха ребёнка дома. В это время не стоит водить его в гости в шумные компании, а также принимать у себя слишком много друзей.
2. В присутствии ребёнка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и о саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось.
3. В выходные дни не меняйте режим дня ребёнка.
4. Постарайтесь, чтобы ребенка окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте, гладьте по голове, говорите ласковые слова. Сейчас ему нужна ваша поддержка!
6. Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребёнка, помоги ему успокоится и переключите на другую деятельность. Не ругайте его за то, что он плачет и не хочет идти в садик.
7. Дайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую; также это может быть любой безопасный предмет, принадлежащий маме, и т. д.). Прижимая к себе что – то мягкое, которое является частичкой дома, ребёнок гораздо быстрее успокоится.
8. Призовите на помощь сказку или игру. Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту сказку вы можете «проиграть» с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребёнком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно, всё это и затевается, чтобы ребенок понял: мама обязательно за ним вернётся!
9. Организуйте утро так, чтобы день и у Вас, и у малыша прошел спокойно. Больше всего родитель и ребёнок расстраиваются при расставании. Главное правило таково: спокойна мама – спокоен малыш. Он «считывает» Вашу неуверенность и ещё больше расстраивается.
10. Дома и в детском саду говорите с ребенком спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в детском саду – раздевании. Разговаривайте с ребёнком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая всё, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую ребёнок берёт с собой в садик.
11. Пусть ребёнка в детский сад отводит тот родитель или родственник (по возможности, с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребёнок расстаётся относительно спокойно, а другого никак не может отпустить от себя, продолжая переживать после его ухода.
12. Обязательно говорите, что вы придёте, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Ребенку легче знать, что за ним придут после какого – то события, чем ждать каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания! Нельзя обманывать ребёнка, говоря, что вы придёте очень скоро, даже если ему, например, предстоит оставаться в детском саду полдня.
13. Придумайте свой ритуал прощания. Например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока!». После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее ребёнок переживает.
Адаптация ребёнка к детскому саду
Рекомендации воспитателям
Установление индивидуального режима для каждого вновь поступившего ребенка:
- дозировать пребывание ребенка в группе сверстников;
- сохранить все привычки ребенка на период адаптации;
- предоставлять свободу ребенку в выборе дистанции и позиции общения, игр и занятий (причиной запрета могут стать только опасные для жизни и здоровья игры и предметы);
- использовать прием подкрепления и интерпретации спонтанных действий ребенка и желание дать ответ в любой доступной форме;
- предоставлять ему свободное нерегламентированное поведение в группе;
- обеспечить игровую деятельность педагога с другими детьми рядом с новым ребенком;
- подключать детей группы к эмоциональной поддержке новичков;
- установить эмоциональный, в том числе эмоционально-тактильный, контакт с ребенком с помощью определенных игр;
- организовывать такие ситуации, где действия ребенка будут успешны, хвалить его за то, что он включился в игру, хвалить даже тогда, когда у него ничего не получается;
- использовать подвижные игры, сказко- и музыкотерапию ( включать для прослушивания и фона классические произведения: Ф. Шуберта «Король гномов», Ф Шопена «Пятый ноктюрн», Э. Грига «Утро» и т. д.); смехотерапию (побольше шутить, проводить игры-забавы, организовать просмотр мультфильмов и т. д.).