Юлия Железнова
Адаптация детей с нарушением зрения к детскому саду
Поступление в детский сад – первая ступенька в формировании самостоятельных общественных отношений ребенка вне привычных условий дома. Новые люди, незнакомая обстановка, более сложные требования – все это может вызвать страх у маленького человека. Ребенок с нарушением зрения находится в более тяжелых условиях, так как плохо видит окружающее пространство, внешний облик людей.
Публикация «Адаптация детей с нарушением зрения к детскому саду» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Темочки
Именно поэтому адаптационная работа с детьми, имеющими нарушение зрения, начинается со знакомства с зонами группы: раздевалка, туалет, игровые зоны.
Рассказ об их назначении, правилах поведения в различных помещениях группы поможет ребенку в преодолении страха незнакомого пространства. Желательно проводить эту работу в игровой форме.
Игры для знакомства с групповым пространством:
1. «Найди игрушку». Воспитатель прячет игрушку в группе, в одном из её помещений, и предлагает ребенку найти её. Инструкция: «Игрушка лежит в спальной комнате на кровати. Давай найдем ее». После того, как игрушка найдена, надо сказать, что она там делала (собиралась на прогулку, спала и т. д.). Можно загадывать местоположение игрушки через функцию помещения («Там моют посуду») и т. д.
2. После того, как дети познакомятся с группой, можно провести игру: «У нас в гостях Мишка». Дети должны познакомить Мишку со всеми игровыми зонами и их назначениями.
Следующим шагом будет знакомство со взрослыми, которые будут окружать и, конечно же, со сверстниками. Обычно ребенок с глазной патологией испытывает страх перед общением, поэтому нужно научить его общаться, играть с другими детьми. Кроме того, ребенку, который никогда до этого не имел опыта общения со сверстниками, очень сложно принять и понять, что ему придется играть, делиться и считаться с другими детьми.
В педагогической работе со слабовидящими детьми необходимо учитывать состояние функций зрительного анализатора, возможность формирования зрительных функций педагогическими методами. В ходе занятий и игр происходит повышение общей функциональной активности и различительной чувствительности зрительной системы, идет формирование бинокулярной фиксации, упражняются глазодвигательные функции. Стимуляция цветоразличения, стереоскопичности видения в условиях изменения насыщенности и размера стимула дает хорошие результаты в повышении возможностей зрительных функций. По рекомендации врача-офтальмолога, в зависимости от периода восстановительного лечения, педагоги проводят с детьми различные дидактические игры и упражнения для активизации, стимуляции, упражнения зрительных функций.
В период плеоптического лечения, направленного на повышение остроты зрения, врачи-офтальмологи предлагают проводить с детьми занятия по нанизыванию бус, обводку через кальку контурных изображений, игры с мозаикой. Для активизации зрения очень полезны упражнения с использованием электрифицированных игрушек. Например, игры с карманным фонарем: «Где зажегся фонарик?», «Сосчитай, сколько раз зажигается», «Проследи за огоньками», «Сосчитай, сколько раз включилась настольная лампа», «Где горит огонек?». Каждый педагог, если ему известно состояние детей и рекомендации врача-офтальмолога, может подбирать индивидуальные задания детям на занятиях. В таких заданиях активно упражняется зрение. И это способствует лечебно-оздоровительному процессу.
В период ортоптического лечения косоглазия с детьми дошкольного возраста используются такие упражнения, как накладывание одного изображение на другое. Например, на листе бумаги нарисованы контурные изображения животных, растений. Даны вырезанные из цветной или черной бумаги точные копии этих нарисованных изображений и дети должны наложить их на нарисованные изображения. Зная зрительные возможности детей, педагоги могут целенаправленно влиять на развитие зрения, создавать условия в процессе воспитания и обучения детей закрепления результатов лечебно-восстановительной работы.
Большое значение в организации работы по развитию зрительного восприятия имеют наглядные пособия, дидактический материал, которые педагоги используют на занятиях. Они должны быть лаконичными, знакомыми детям: яркими, контрастными и насыщенными. Показ наглядных пособий следует сопровождать четким, ясным и конкретным словесным пояснением, позволяющим детям понять, выделить конкретные визуальные признаки предметов и явлений окружающего мира. Все предлагаемые детям задания должны быть осознанными и направленными на упражнение, активизацию и тренировку зрительных функций.