Ольга Мельникова
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация-это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Это вхождение ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям.
Адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении является актуальной, т. к. проблема адаптации детей 2-3 года жизни к условиям детского сада имеет большое значение. От того как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучное существование в детском саду и семье.
Публикация «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах
При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой домашней обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Соблюдение режима дня, новые требования, постоянный контакт со сверстниками, совершенно другая обстановка, другой стиль общения- становятся для малыша источником стрессовых ситуаций.
Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремится к контакту со взрослым или, наоборот, раздраженно отказывается от него, сторонится сверстников.
Таким образом его социальные связи оказываются нарушенными. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите.
Разлука и встреча с родными протекает подчас очень бурно, малыш не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется его активность и по отношению к предметному миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается.
Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом. Общее подавленное состояние в совокупности с тем обстоятельством, что ребенок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования чужой вирусной флорой, нарушается реактивность организма- все это приводит к частым болезням.
Таким образом, проблема адаптации зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, уровня развития. Период привыкания детей к ДОУ неизменно-сложная проблема.
От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.
Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у вас была возможность не оставлять его там на целый день. Первые недели посещения должны быть ограничены 2-3 часами, позже можно оставлять до обеда, в конце месяца (если это рекомендует воспитатель) приводить малыша на целый день.
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выявлено три фазы адаптационного периода :
• легкая адаптация-от 1 до 15 дней;
• адаптация средней тяжести- от 15 до 30 дней;
• и тяжелая адаптация от 30 до 60 дней и более.
Длительность периода адаптации зависит от многих причин: от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка; от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы; от состояния здоровья; от резкого контраста между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении; от разницы в методах воспитания.
Детям трудно привыкнуть к новому учреждению, незнакомым сверстникам, новым требованиям со стороны взрослых, новым режимным моментам.
Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, болезнь.
Практика показывает, что основными причинами тяжелой адаптации к условиям ДОУ являются :
• отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада;
• наличие у ребенка своеобразных привычек : (кусаться, сосать палец);
• неумение занять себя игрушкой;
• отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков;
• отсутствие навыка общения с чужими людьми.
Длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша. Один активен, коммуникабелен, любознателен – его адаптационный период пройдет легко и быстро. Другой медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками. Шум и громкие разговоры сверстников раздражают его. Он если и умеет сам есть и одеваться, то делает это медленно, отстает от всех. Эти затруднения накладывают свой отпечаток. Такому ребенку нужно больше времени, чтобы привыкнуть к новой обстановке.
Одна из задач адаптационного периода – помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новых условиях, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А для формирования чувства уверенности необходимо: знакомство и сближение детей между собой; знакомство с воспитателями, установление доверительных отношений между воспитателем, ребенком и родителями.
Когда ребенок привыкнет к детскому саду, у него начнется интересная жизнь. Здесь он получит много нового и полезного. Педагоги утверждают, что дети, выросшие в детском саду, легче устанавливают разнообразные контакты в обществе, чем те, которые воспитывались дома. Они лучше могут согласовывать свои действия с действиями других детей и взрослых, контролировать свои эмоции, а позднее им легче бывает приспособиться к требованиям школы. Конфликты, переживаемые воспитанниками детского сада, нередко даже идут на пользу, они учатся отстаивать свои интересы и закаляются психологически.
Вывод: когда период адаптации считается законченным:
• если ребенок с аппетитом ест;
• быстро засыпает (без плача) и вовремя просыпается;
• находится в нормальном эмоциональном состоянии;
• адекватно реагирует на любое предложение воспитателя;
• играет самостоятельно и с детьми, охотно с ними общается.