Наталья Гудилина
Адаптация детей младшей группы к условиям дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: выявление уровня адаптации детей младшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
Задачи адаптационного периода :
1. Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к дошкольному образовательному учреждению.
2. Вырабатывать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.
Публикация «Адаптация детей младшей группы к условиям дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах
3. Формировать у ребенка чувства защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.
4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Модель организации адаптационного периода.
1. Индивидуальный подход к ребенку:
а) использование игрушек-забав, игрушек-сюрпризов;
б) учет домашних привычек;
в) использование колыбельных при укладывании детей спать.
2. Игры с воспитателем.
3. Игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки.
4. Побуждение ребенка к общению со сверстниками:
а) игры ребенка рядом со сверстниками;
б) приучение к объединению в игре с другим ребенком;
в) ситуации, общение;
г) использование фольклора;
д) элементы театрализованной деятельности;
5. Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребенка.
6. Контроль за физическим состоянием ребенка.
Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, необходимо создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.
Поступление ребёнка в детский сад вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому распорядку дня,
к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.
Когда ребёнок отделяется от семьи и идёт в детский сад, жизнь и взрослых, и детей значительно меняется. Требуется какое-то время для приспособления семьи к новым жизненным обстоятельствам. Обычно это время условно разделяют на три периода: острый - частые соматические заболевания, нарушение сна, аппетита, снижение речевой и игровой активности (длится примерно 1 месяц, подострый - все сдвиги первого месяца уменьшаются и регистрируются по отдельным параметрам, но общий фон развития замедлен (длится 3-5 месяцев) и компенсационный - убыстряется темп развития.
Для всех семей острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность. Применительно к длительности обычно говорят о трёх вариантах адаптации : лёгкой, средней тяжести и тяжёлой.
При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение 10-15 дней. Он начинает адекватно вести себя в коллективе и не болеет в течение первого месяца посещения ДОУ.
При адаптации средней тяжести сдвиги в поведении и эмоциональном состоянии ребенка нормализуется в течение полутора месяцев. На протяжении первого месяца посещения ДОУ у ребенка, как правило, возникает однократное заболевание, ребенок отсутствует по болезни 7-10 дней. Если ребенок не заболевает, но его поведенческие реакции нормализуются только к концу месяца, то, очевидно, и в этом случае выраженность психического стресса позволяет говорить об адаптации средней тяжести.
Тяжелая адаптация может протекать в двух формах. У некоторых детей наблюдаются частые повторные заболевания, как правило, респираторные, в ряде случаев приводящие к осложнениям (отиту, бронхиту, пневмонии). Вес неустойчив – стабильная прибавка веса затруднена в связи с повторными заболеваниями. При этом период адаптации длится свыше полутора месяцев. Тяжелая адаптация отражается и на показателях развития и состояния здоровья. При этом ребенок длительное время находится в фазе патологической адаптации, так как чаще всего сразу после выздоровления вновь заболевает. Вторая форма тяжелой адаптации выражается в длительном неадекватном поведении. При этом поведение детей не нормализуется иногда в течение полугода.
Задачи воспитания:
1. Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения.
2. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей :
а) организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий ребенку физический и психический комфорт;
б) формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;
в) обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;
г) воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной
активности.
3. Закладывать основы будущей личности:
а) воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях,
развивать активность, инициативность, самостоятельность;
б) закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;
в) закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу;
г) поддерживать у детей интерес к окружающей действительности;
д) пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности (природа, окружающие предметы, картины, иллюстрации, музыка).
Модель организации адаптационного периода через режимные моменты
Утренний прием
Зарядка
Игры с элементами фольклора
Развивающие игры
Утро
Формирование культурно-гигиенических навыков
Завтрак
Игры-занятия, игры-упражнения в группе
Игровые ситуации, общение
Подготовка к прогулке,прогулка.
Игры с элементами фольклора
Игры: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные
Наблюдения, развлечения, беседы
Формирование культурно-гигиенических навыков
После сна
Игры с элементами фольклора
Развивающие игры
Формирование культурно-гигиенических навыков
Полдник
Элементы театрализованной деятельности
Художественно-творческая деятельность
Игры-драматизации, игры-инсценировки
Вечер
Формирование культурно-гигиенических навыков
Игры- драматизации, игры-инсценировки
Элементы театрализованной деятельности