Белосохова Наталья Валерьевна
Конспект тематического занятия в подготовительной группе «Блокада Ленинграда. 900 дней мужества»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной Войны.
Задачи:
-обогащать знания детей о героическом прошлом города;
-формировать чувство гордости за защитников Отечества;
-знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематики;
-формировать чувство патриотизма;
-развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов.
Публикация «Конспект тематического занятия в подготовительной группе „Блокада Ленинграда, 900 дней мужества“» размещена в разделах
- Блокада Ленинграда
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Оборудование и материалы (оформление зала) : музыкальная аппаратура с аудиозаписями, презентация «900 дней мужества», красные напольные гвоздики, портреты композиторов С. Рахманинова и Д. Шостаковича, книга памяти «макет вечного огня.
Предварительная работа:
-чтение художественной литературы по теме;
-прослушивание песен и музыкальных произведений военных лет;
-слушание и разучивание стихотворений о блокадном городе;
-показ иллюстраций о Ленинграде.
Музыкальный материал: «Ленинградская симфония №7» Д. Д. Шостаковича, «Концерт №2» С. Рахманинова, «Ленинградские мальчишки» музыка И. Шварца, слова В. Корастылева, звучание метронома. Видеофрагменты и иллюстрации для презентации можно подобрать самим.
Ведущий: Ребята, сегодня мы обратимся к трагическим дням в истории нашей Родины. В эти дни с экранов наших телевизоров мы слышим такие слова БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД, ДЕТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА. Вот сегодня мне и хочется поговорить об этом страшном времени для всех людей нашей страны.
Ленинград! Как много в этом слове. Сразу столько воспоминаний. Кольцо блокады вокруг города, но город не сдавался.
Наступили 900 тяжелых и голодных дней.
Ведущий 1: Город бомбили и днем, и ночью. Защищать город вышли все от мала и до велика, и старики, и дети.
Ведущий 2: Были разрушены дома, сорваны крыши, во многих окнах были выбиты стекла. Окна заклеивали бумагой.
Ведущий 1: Для жителей наступило очень тяжелое время, была зима, есть было нечего. Склады с продовольствием разгромили. Варили и ели все что находили.
Вместо супа - бурда из столярного клея,
Вместо чая - заварка сосновой хвои.
Это б всё ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не твои.
Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад.
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.
Не смолкай! Ведь на наших сердцах - Ленинград.
Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,
Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт!
. Сотый день догорал. Как потом оказалось,
Впереди оставалось ещё восемьсот.
Немцы Бадаевские продовольственные склады сразу разбомбили, горели они, а мы, мальчишки, смеялись. Не понимали, что нас ждет. Сгорело все: мука, масло, сахар. Потом, зимой, туда женщины ходили, землю отковыривали, варили, процеживали. Получался сладкий отвар. От сахара.
Ведущий 2: Хлеб выдавали по карточкам, норма хлеба была очень мала - всего 125 гр. Хлеб был невкусный, липкий, как клейстер. Если вдруг карточку потеряешь, то и вовсе останешься голодным. Кроме хлеба больше ничего не было.
Я - хлеб. У меня есть душа.
Я - хлеб. И мне больно бывает.
С березы листва опадает, шурша,
А хлеб каждый день оживает.
Ведущий 1: В городе не было воды, от бомбежек и от холода вышла из строя система городского водоснабжения, и воду пришлось брать из Невы и каналов. Воду доставали с великим трудом, и в холод, и в мороз люди шли на Неву. С водой нужно было подниматься в гору, радовало одно, была зима и вода сразу же замерзала. Воду возили на санках, в бидонах.
Ведущий 2: Тепла в домах не было, стоял холод. Люди жгли все, что попадало под руку. В те времена, люди дорожили и ценили книги, но им пришлось жечь даже их. Со слезами на глазах они жгли мебель, книги…
Ведущий 1: Дороги были разбиты и разбомблены. В город и из города можно было выбраться только по Ладожскому озеру. Озеро замерзло и по нему была проложена дорога, по которой доставляли в блокадный город продовольствие и все что требовалось городу. Из города по этой дороге вывозили детей, стариков и раненых. Эта дорога называлась «Дорогой жизни».
Многие машины не доезжали до места назначения, проваливались под лед вместе с продовольствием и вместе с детьми.
Ребенок:
И только Ладога спасала,
Когда стояли холода.
Тогда "Дорогой жизни" звала
Её народная молва.
Ведущий 2: Война была с фашистами, которые напали на нашу страну. Война - это плохо, страшно, потому что гибнут люди, а те, кто остается живым во время войны, живут плохо, страдают, голодают, болеют.
Ведущий 1: О войне с фашистами художники создали много картин, писатели и поэты написали рассказы и стихи. Об этом событии есть художественные и документальные фильмы, в театрах поставлены спектакли. Многие композиторы в своем творчестве обращаются к теме войны. И вот Дмитрий Шостакович, один из них.
Музыкальный руководитель: Музыка о которой сегодня пойдет речь - 7 симфония Дмитрия Шостаковича.
А рассказать об этом произведении я хочу вот почему.
Музыка - это великая сила. В блокадном Ленинграде, окруженном фашистами, музыка помогла голодающим людям ВЫЖИТЬ. Не пасть ДУХОМ, настии в себе силы на борьбу и победить.
Когда в 1941 году фашисты захватили многие города нашей страны и близко подошли к Москве и Ленинграду, Дмитрий Шостакович находился в Ленинграде.
Начало войны было самым тяжелым временем для жителей этого города - люди голодали, болели, не было тепла, воды, света. Город был окружен фашистами. Взят в кольцо БЛОКАДЫ.
Д. Д. Шостакович в это время поступил добровольцем в ряды народного ополчения. Он на ровне со всеми рыл окопы, работал в пожарной команде, нес дежурство на крыше КОНСЕРВАТОРИИ. И в тоже время давал концерты в филармонии.
Он говорил: «Моим оружием была музыка» Композитор видел, как фашисты обстреливают город, видел, как русские люди сражаются. Ему хотелось передать свои переживания в музыкальном произведении, показать героическое противостояние врагу
В самом начале войны он начал работу над 7 симфонией.
Фашисты обещали занять Ленинград быстро - 9 августа 1941 года. Они думали, что жители умрут от холода и голода. Но через год в умирающем, но не сломленном городе состоялся концерт, на котором прозвучало новое произведение Д. Д. Шостаковича - 7 симфония
Он посвятил её несломленным ленинградцам и городу Ленинграду, назвал её «Ленинградская симфония». Чтобы этот концерт состоялся, артиллеристы вели непрерывающийся огонь по врагам. Концертный зал бал переполнен, по радио транслировали этот концерт.
Композитор и музыканты и все население Ленинграда хотели показать фашистам, что они живы и будут жить, что они борются и работают.
Ленинградская симфония подарила оставшимся жителям города НАДЕЖДУ на ЖИЗНЬ.
Симфония - это сложное очень большое произведение. Мы сегодня послушаем только отрывок из этой симфонии, в котором очень ярко звучит тема нападения, НАШЕСТВИЕ ФАШИСТКИХ ЗАХВАТЧИКОВ.
«Можно себе представить тихое, ясное летнее утро, и вдруг в тишине раздаются барабанная дробь и топот множества шагающих ног. На нашу страну двинулось огромное количество вражеских солдат, танков, самолетов. Как будто страшно чудовище лязгало, скрежетало, заполняло все пространство, крушило все, что стояло у него на пути. Так композитор показал образ фашисткого нашествия. Этот образ словно разбухал и обрушивался на слушателе, вырастая до гигантских размеров.
Просмотр видеофрагмента. 7 симфония - «Эпизод нашествия»
Музыкальный руководитель: После прослушивания симфонии люди с новой силой готовы были идти в бой против немецких захватчиков, чтобы защищать своих родных и близких, чтобы разгромить и прогнать фашистов.
В этом году 9 августа в городе Ленинграде на стрелке Васильевского острова к 80-летию написания симфонии, прозвучала «Ленинградская» симфония Шостаковича.
Ведущий 1: Очень сложно было детям, ведь многие остались без родных и близких. А нужно было продолжать жить. Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды. Дети помогали взрослым в борьбе против фашистов, работали наравне с ними.
Видеофрагмент о детях блокадного Ленинграда на песню «Ленинградские мальчишки»
Ведущий 1: Предлагаю всем встать и почтить минутой молчания память о всех, кто погиб в те тяжелые времена.
Минута молчания под звук Ленинградского метронома.
Ведущий 1: 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Все праздновали победу, на улицах все обнимали друг друга. Давайте и мы с вами отпразднуем победу.
Дети рисуют салют в стиле граттаж.
Ведущий 1:
В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо чтут, -
Город празднует День снятия блокады,
И гремит в морозном воздухе салют.
Это залпы в честь свободы Ленинграда!
В честь бессмертия не выживших детей…
Беспощадная фашистская осада,
Продолжалась девятьсот голодных дней.
Замерзая, люди близких хоронили,
Пили воду из растопленного льда,
Из любимых книжек печь зимой топили,
И была дороже золота еда.
Ведущий 2:
Ели маленький кусок ржаного хлеба,
По чуть-чуть… Никто ни крошки не ронял.
И бомбёжка вместо звёзд ночного неба,
И руины там, где дом вчера стоял…
Но блокаду чёрных месяцев прорвали!
И когда врага отбросили назад,
Был салют! Его снаряды возвещали:
- Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград!
Музыкальный руководитель:
От усталости шатаясь, ленинградцы
Шли на улицы, и слышалось: «Ура!»
И сквозь слёзы начинали обниматься, -
Всё! Закончилась блокадная пора!
Есть салют у нас весной, - на День Победы,
Он цветами красит небо всей стране,
Но особо почитают наши деды,
Тот салют…. в голодно-белом январе…
Дети делают общую фотографию в зале на память о мероприятии.