Юлия Невинных
Консультация «5 Идей, чтобы вырастить ребенка оптимистами»
▼ Скачать + Заказать документы
5 Идей, чтобы вырастить ребенка оптимистами.
Если мы хоти, чтобы ребенок по-настоящему расцвел, нашел себя и был счастлив, родительской любви и авторитета недостаточно. Его еще нужно научить оптимизму. Пять уроков, которые помогут укрепить желание взрослеть и веру в жизнь.
Многих детей пугает мир взрослых. Общаясь с психологами и по самым разным поводам, они говорят о чувстве бессилия и неуверенности в себе. А их родители охвачены тревогой за будущее своих детей в нашем обществе, переживающим кризис. Но наши эксперты уверен: сегодня именно оптимизм может стать основой воспитания. «Речь идет о способности человека, несмотря на трудности и неопределенность, понимать ценность самой жизни», - говорит детский психолог Галина Нигметжанова. А психоаналитик Ален Браконье напоминает, что сегодня любви и авторитета детям уже недостаточно. Мы должны поддерживать их вкус жизни, их желание расти, их надежду. Передать ребенку оптимистическое восприятие жизни может только близкий человек, значит ли это – любящий? Необязательно, поясняет детский психолог. «Это тот, кто готов принять ребенка, не применяя к нему схем, шаблонов, способный всматриваться в него, искренне ему удивляться: «Вот ты какой!» Тот, кто сам ценит жизнь и поэтому может передавать это чувство ребенку» Опираясь на данные позитивные психологии, Ален Браконье утверждает, что родители – пессимисты вполне могут вырастить ребенка-оптимиста. При условии, что они понимают, насколько их пессимизм им мешает, и хотят уберечь ребенка от собственных ограничений. Психоаналитик также подчеркивает, что оптимизм помогает тревожным и ранимы детям вновь обрести вкус к жизни и надежду. Пять воспитательных принципов, предложенных нашими экспертами, требуют от родителей упорства и последовательности, но эти все усилия могут изменить жизнь детей вернут им уверенность способность улыбаться и не бояться будущего.
Публикация «Консультация „5 Идей, чтобы вырастить ребенка оптимистами“» размещена в разделах
1. Поощрять его любопытство.
Маленький ребенок жаждет открытий, все чего он касается, что пробует что нюхает, вызывает у него желание отважиться выйти из привычной среды. И наша задача – дать ему свободу экспериментировать. «Поддерживайте его любопытство и любознательность. присматриваетесь к тому что он делает, стараясь понять, что им движет и присоединяйтесь к его занятиям». Иначе предоставленный самому себе перед лицом загадок, которые ему не по силам разрешить, ребенок постепенно потеряет интерес и начнет сомневаться в себе. Делиться восхищающими нас открытиями, объяснять, отвечать на его вопросы, приобщать его к новым книгам, выставкам, путешествиям - все это может создать у ребенка ощущение, что жизнь готовит ему много удовольствий впереди. Этого достаточно, чтобы с радостью стремится в будущее.
2. Не драматизировать его ошибки.
Открывая мир, ребенок также исследует собственные границы. Когда неудач слишком много, он чувствует себя ни на что не годным и не опускает руки при малейшей трудности. «поэтому взрослым важно осознавать страхи (часто не имеющие перед собой оснований, которые мы передаем детям, сами того не желая», - Стоит задуматься: а как я сам обхожусь со своими ошибками? помогаю ли понять сыну или дочери, что ошибка – это невозможность чему-то научиться? «Оценивайте не ребенка, а то, что он сделал. Разделяйте его старания, усилия (поддерживайте их) и неудачный результат. Если мы доверяем ребенку, умеем быть с ним, не выполняя, однако, задачи вместо него, позволяем самому искать решение, ценим его успехи, мы тем самым повышаем его стойкость и надежду преуспеть в разных начинаниях.
3. Помогать ему мыслить точнее и конкретнее
Один из столпов позитивной психологии Мартин Селигман заинтересовался тем, что может помочь ребенку активно владеть ситуацией, а не пассивно терпеть ее. Он выяснил, что для пессимистической установки характерны 2 особенности: принимать неудачи на свой счет («Со мной произошло что- то плохое, потому что я плохой», и обобщать («Вот так всегда»). Обе установки приводят к чувству беспомощности. «Не бывает так, чтобы ребенок терпит неудачу, лучшее как можно точнее ему объяснить, что произошло, чего именно ему не хватило». Тогда и решения станут для него яснее и очевиднее, причем такие, которые ему доступны и никак не зависят от злого рока.
4. Привить ему вкус к усилиям
Ребенку потребуется много энергии, чтобы завоевать свое место в жизни, осуществить то, что сделает его счастливым. Для этого он должен как можно раньше почувствовать что усилия окупаются :дают ему новые навыки или улучшают его жизнь. поэтому не нужно критиковать ребенка за то, что он еще не умеет делать сравнивать его с другими детьми у которых не получается. когда перед ребенком стоит задача, которая кажется ему не выполнимой напомните ему об успехах, которых он достиг благодаря своим усиям (научился читать ходить и плавать) «Помогайте ему замечать и ценить хорошие моменты они станут ему защитой в периоды сложностей, которые неизбежно будут». Почему бы не завести такой ритуал: перед сном вспоминать вместе те моменты где он превзойти себя, где его усилия были вознаграждены. то, чем он может гордится приучая его тем самым фокусировать внимание на хорошем
5. Развивать доверие к миру
Одни дети пессимисты избегают общения, другие выбирают в друзья тех, кто чувствует себя еще более неуверенно. «То, как ребенок сморит на себя и на мир слишком зависит от других людей способных обогатить его взгляд на мир или объединить его». «Поэтому, развивая в детях доверие к людям к миру, мы учим их открываться других, общаться к ним за помощью и опираться на нее». Когда ребенок вступает в отношение с разными людьми (один из них его успокаивает, другие стимулируют, он знает, что может рассчитывать на других, и ощущает себя в большой безопасности. Мы поможем ему познавать мир, интересуясь его друзьями развивая его симпатию показывая, как велика ценность дружбы.
Подготовила социальный педагог: «Армавирский реабилитационный центр»
Отделение диагностики и разработки планов социальной реабилитации
Невинных. Ю. С.