Евлоева Лемка
Сценарий мероприятия «23 февраля 1944. Мы не забыли и не забудем депортации вайнахского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
(Ведущие – воспитатели дет. сада)
Ход мероприятия:
1. Слова ведущих
2. Беседа, опрос
3. Видеопрезентация
4. Слова ведущих
5. Сценка
6. Слова ведущих
7. Стихи для детей дошкольного возраста
8. Слова ведущих
9. Импровизация «Родина» (Рассказ- импровизация)
10. Слово гостямВедущая 1: Сегодня исполняется 75 лет с трагической даты 23 февраля 1944 года, когда в одночасье Ингушский народ был лишён своей Родины и депортирован в Казахстан и среднею Азию. В многовековой истории у Ингушей есть даты, которые стали скорбной памятью народа. Одной из таких дат является 23 февраля 1944 г. когда Сталинской кликой была проведена депортация Ингушского народа, сопровождавшееся обвинением народа в предательстве и пособничестве Немецким войскам.
Публикация «Сценарий мероприятия „23 февраля 1944, Мы не забыли и не забудем депортации вайнахского народа“» размещена в разделах
- День защитника Отечества. 23 февраля
- День защитника. Сценарии к 23 февраля
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» март 2019
Ведущая 2: Эзари ийс б1аь шовзткъа диълаг1ча шера, ткъаь кхоалаг1ча феврале, кхаьрача дийнахьа, диъ сахьат даьлча 1уйранна вай мехка бала бера. Белхача вай кхалнаьха махьарч, кхераденнача вай берий ц1ог1арч, дегаш делхача къонахий узамаш, хьайбай 1ехар, герз бедоалачар ю яппараш-из ше дар вашаг1ъийнадар цу кхаьрача дийнахьа.
Беседа, опрос
(показывая слайды) Кто на фото?
Кто такой Сталин?
Что такое Сибирь?
Что вы видите на экране?
Кто знает, что такое «депортация»?
Ведущая 1: а сейчас давайте посмотрим маленькое видео про депортацию нашего народа.
(Видеопрезентация)
Ведущая 1: Это страшное испытание не сломило дух нашего народа. И сегодня благодаря нашим старикам их мужеству и несгибаемому духу, мы имеем свою государственность и созидаем. Ведущая 2: Кхойтта шера д1аьх далар из 1азап. Малаг1ча дешашца дувцалургда вай халкъа т1акхаьчар, вай даь-даьш - даь-ноанош лайнар? сенца дустаргда вай цар б1аргех 1оиха хий, дегашта хинна човнаш? Итта-итта шераш д1аиха дале а, юха а хинар кхетаде г1ерта вай. Хьана аьлча вайна из хатар дицле йиш яц. Селхане йоацача к1аман, кхоане а хургъяц.
Сценка
Нана-ц1а. Лемка г1анда т1а яг1а ага теркадеш. Радимхан пишка юхе йижа улл. Сатоссаш ха я. На1ара ч1оаг1а х1ама тох. Радимхан сом йоал.
ЛЕМКА: Йоллел, Радимхан, малав хьажал цига. (Радимхан арайоал). Х1анз из малав-хьог1 сатессалехьа венар? Фу дахьаш воаг1а-хьог1? (Ц1аг1а чубовл Радимхани, кхо салтеи).
КАПИТАН: Вас выселяют в Сибирь.
Солдат: Давайте собирайтесь.
КАПИТАН: Даю вам двадцать минут. ЛЕМКА: (сидя на стуле) Вааа са Даьл, фу йоах цар! (удивленно, поднимается со стула, держась руками за голову)
РАДИМХАН (Корзаг1ъяьннай.) Нани, мехках доах вай, кийчле йоах.
(Уходят со сцены. В конце песня «Даймохк». Пордув)
Ведущая 1: В истории ингушского народа были всякие события, но 23 февраля 1944 год…- этот черный день, останется в памяти народа как дата самой страшной трагедии ни в чем не повинных людей.
Ведущая 2: Цу хана лаьттача зуламеча 1аьдала хийттадацар вай къам цигара маьрша ц1адоаг1аргда, аьнна. Лар а йоцаш дунет1ара вай д1адаргда аьнна хетар, б1арчча халкъа духал из тийшаболх в1ашаг1беллача г1озара. Цхьабакъда, из цар чакхадаьланзар. Стих (под музыку)Ребё нок 1: Iа тахан кодабер
Боккха бала ба хьона,
Ребё нок 2: Хьа мехка ва эттар
ЧIира таьзет да хьона,
Ребё нок 3: Хьох хьогаш байнарий,
ЧIоагIа къа да хьона,
Ребё нок 4: Хьо царех елхалахь,
Ва Нана- Даькъасте,
Ребё нок 5: Уж Даьлагар бехалахь,
Ва Нана-Даькъасте.
Ребё нок 6: Шелалах лорале
Царг барзкъа дацар хьон,
Ребё нок 7: Шоай дезал чулоастабе
Царг фусам яцар хьон,
Ребё нок 8: Цу новкъах веннар дIаволла,
Каш-лахьта дацар хьон,
Ребё нок 9: Цар къина елхалахь,
Ва Нана- Даькъасте,
Ребё нок 10: Уж Даьлагар бехалахь,
Ва Нана- Даькъасте.
Ребё нок 1: БIарг белхаш елхалахь,
Хьайх хьогаш байнарех.
Ребё нок 2: Дала гершт дер дехалахь,
Хьайх хьогаш байнарех.
Ребё нок 3: Ва Нана- Даькъасте!
Ведущая 1: Народ провел в высылке 13 долгих лет. За это время от голода, холода, погибло до 230 000 людей. Все это время с нас не снимали позорного клейма «врагов народа».
Ведущая 2: Тахан вай мехка таьзет латтача дийнахьа вайна дагауха вай Казахстанера ц1а ца баьхка гаргара нах. Наггахьа ц1а мара хургдац Г1алг1ай мехка ц1еннат1ара дезалхо цига ца къасташ, наьха лаьтта д1авелла ца воалаш. Дала гешт долда царна! Дала къахетам болба. Бийрза моттиг Дала даькъала йойла!Импровизация (голос за кадром или воспитатель читает рассказ, а ребёнок повторяет движения…. Действие происходит у реки.)
РОДИНА
Старик дрожащими руками толкнул дверцу машины и, спотыкаясь, заторопился к реке. Чистое небо, скалы в густоте зелени и шумная, бурливая, голубая, родная, любимая река.
Родина
Старик подбежал к реке, упал на колени, окунул залитое слезами лицо в ледяную, ароматную воду.
Родина
Смеясь и плача, погружал руки в воду, молился:
– за обоих сыновей, павших в бою за Родину, – глоток воды родной реки, воды, самой сладкой, самой чистой, самой дорогой…
– за дочь, упавшую без дыхания, на поле изгнания.
– за мать моих детей…
– за народившихся внуков…
– за брата и его семью…
– за сестру и её детей…
Все близкие умерли за годы разлуки с Родиной, а он выжил. Выжил, чтобы увидеть родное небо, родные горы, родную землю. Чтобы помянуть родных из родной реки. Чтобы перед смертью поклониться Родине, чтобы лечь в родную землю.
Слово гостям.
Ведущая 1: Цу т1ехьа тха мероприяти чакх ялар укхаз хьадахкара, ладувг1ара баркал хилда шоана! Дала иман а сабар а лулда вайна ишта дачакхдовл, вай т1ехье машаре кхее!