Выглазова Анастасия
21 способ научить ребенка одеваться самостоятельно
▼ Скачать + Заказать документы
Одеваться – важный навык для детей, но научиться ему достаточно тяжело для малыша.
Умение одеваться укрепляет уверенность и независимость ребёнка и даёт ему чувство удовлетворения и достижения чего-то очень важного.
Ситуация успеха положительно влияет на самооценку малыша.
1. Начните с простого, научив ребёнка снимать одежду. Снять её гораздо проще, чем надеть. Как только у ребенка стало хорошо получаться раздеваться, учите его одеваться, также частично и с вашей помощью.
Темочки:
2. Начинайте игры и упражнения с одеванием уже в 1,6–2 года, чтобы использовать период «Я сам». Пусть учится снимать шапку, носки, сандалики.
3. Часто первыми вещами, которые надевает на себя малыш, оказываются папина футболка или мамины носки. Эти вещи надевать, во-первых, проще, во-вторых, интересней. А в-третьих, в них ребёнок удовлетворяет свою потребность быть похожим на родителей. Поэтому не запрещайте такие эксперименты. Наверняка у вас есть одежда, которую можно пожертвовать для игр.
4. Минимизируйте разочарование. Ребёнку, который только начинает учиться одеваться, лучше предлагать свободные майки и брюки с эластичной талией – их легче всего надеть. Отложите в сторону вещи с пуговицами, молниями и кнопками до тех пор, пока ребёнок не будет готов к испытаниям с ними.
5. Начинать отрабатывать навыки одевания лучше вечером, когда у родителей времени больше и нет спешки. Пусть ребёнок поможет снять с него одежду в конце дня, а затем надеть пижаму, носки и тапочки.
6. Сложите домашнюю одежду в доступное ребёнку место. Сначала малыш просто будет вытаскивать её, заворачиваться, прятаться в куче вещей. Но примерно к полутора годам он (по примеру родителей) начнёт надевать на себя шапки, носки. А потом и другую одежду.
7. Придумайте хитрые способы и игры для одевания, заинтересуйте ими ребёнка. Например, покажите, как держать штанишки, чтобы получилось два туннеля. И как ноги поезда входят каждая в свой туннель.
8. Уделяйте особое внимание самостоятельности ребенка!
9. Объясните малышу, как отличить переднюю часть от задней. Наиболее распространённый для этого способ – научить его, что бирка находится сзади. Шнурки или пуговицы на штанах и карманах или пуговицы на рубашках также могут помочь вашему ребёнку различать, что находится спереди и сзади. Создайте ему ряд ассоциаций.
10. Научите малыша одеваться сидя. Снимать, надевать брюки и нижнее белье, носки и обувь, т. к. ему трудно это делать стоя. Попытка поставить правильную ногу в отверстие для ног, сохраняя равновесие, часто слишком сложна. Научите ребёнка сидеть на полу или на ступеньке либо маленьком стуле, чтобы надевать эти элементы одежды.
11. Сейчас появилось множество шнуровок, рамок и других развивающих игрушек с крючками и застёжками. Используйте дидактический материал с пуговицами, шнурками, молниями – это поможет ребёнку автоматизировать навык. В таких играх нет ничего плохого, но, если малыш не хочет заниматься с такой игрушкой, не переживайте. Просто развивайте его мелкую моторику другими способами. И придёт время, когда ребёнок без всяких тренировок научится застёгивать пуговицы и соединять половинки молнии.
12. Чтобы надеть куртку, попросите ребёнка сначала надеть на себя капюшон. Это гарантирует, что малыш не будет путать, какая рука входит в какой рукав.
13. Даже если вам кажется, что ребёнок уже умеет одеваться сам, не лишайте его поддержки и внимания. Подсказывайте, что за чем надевать (для многих детей это трудная задача, раскладывайте одежду по порядку. Можно одеваться одновременно с ребёнком, предлагая ему соревнования.
14. Проговаривайте вслух названия одежды, части тела, право/лево и последовательность. Так вы развиваете у ребёнка пассивный словарный запас, пространственное мышление и понимание последовательности действий.
15. Всегда берите запас времени на одевание – у ребёнка своя скорость и под неё надо подстроиться.
16. Если ребёнок пытается что-то надеть сам (даже не очень удачно, боритесь с собственной нетерпеливостью. Не помогайте ему, пока он сам не попросит. Важно понимать, что ребёнок в процессе освоения этого навыка развивает координацию, мелкую и крупную моторику, речь, концентрацию внимания, и память.
17. Если ребёнок оделся сам, не критикуйте его и, по возможности, не переодевайте (даже если все вещи надеты задом наперёд и наизнанку). Наоборот, хвалите за попытки и самостоятельность. Не воспринимайте это само собой разумеющимся, малыша важно мотивировать похвалой.
18. А ребёнку постарше ставьте метки на одежду и обувь, чтобы ошибок было меньше.
19. Когда вы сами одеваете ребёнка, постарайтесь привлечь его внимание к процессу.
Проговаривайте все свои действия, просите подержать какую-то вещь или самостоятельно
выполнить простое действие.
20. Если ребёнку трудно, то сделайте действие совместно, например, вы начните стягивать
носок, а он пусть закончит.
21. Покупайте ребёнку удобные вещи – обувь на липучке, кофты с широким воротом и без
застёжек, свободные носочки и трусики.