Ирина Киселева
Картотека «15 игр для развития ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
1 МНОГО-МНОГО
Взрослый спрашивает, как называется «много-много коров», ребёнок отвечает. Если ребёнок не знает, ответ даёт взрослый. Примеры: много коров – стадо, много капель воды – лужа (море, много цветов – букет (клумба, много птиц – стая, много домов – город и т. д.
2 ХЛОП
Взрослый перечисляет различные предметы, ребёнок должен хлопнуть в ладоши, когда будет назван предмет, удовлетворяющий объявленному условию (что-то красное, что-то съедобное).
3 ОПЯТЬ ОШИБКА
Публикация «Картотека „15 игр для развития ребёнка“» размещена в разделах
Эта игра требует от взрослого предварительной подготовки или быстрой реакции и хорошей фантазии. Взрослый рассказывает ребёнку историю, сознательно делая в ней ошибки: «Пошёл я гулять в лес. Хожу, собираю разные грибы: белые, лисички, ватрушки. Потом ещё вкусный гриб нашёл – мухомор. Хорошо гулять по лесу, только холодно – всё-таки декабрь на дворе… «Ребёнок останавливает взрослого и указывает на ошибки.
4 НЕПОСЛУШНЫЕ ЗАЙЦЫ
Игра прорабатывает различные запреты. Взрослый рассказывает про зайцев, которые решили включить плиту (выбежать на проезжую часть, порисовать на обоях, вырезать картинку из книги). Задача ребёнка – остановить зайцев и объяснить, почему этого делать нельзя. Взрослый может задавать уточняющие вопросы (от имени зайцев).
5 КОМУ ХОРОШО?
Взрослый говорит: «Кошке не нравится дождь, она мокнет и мёрзнет. А кому нравится дождь? (предполагаемый ответ – деревьям, цветам). Ребёнок отвечает (можно помочь ему, задавая наводящие вопросы). Взрослый задаёт другие вопросы, например: «Кому нравится ночь?», «Кому нравится мороз?», «Кто любит колючки?»
6 ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ
Взрослый предлагает ребёнку восстановить порядок действий некоторого процесса, в котором он участвовал сам или который неоднократно наблюдал со стороны. Примеры заданий: «Как испечь блины», «Как стирать белье», «Как готовиться ко сну». Взрослый следит, чтобы не нарушалась хронология событий, и не были забыты основные этапы.
7 ВСПОМНИМ СКАЗКУ
Аналогично предыдущему заданию, ребёнок (с помощью взрослого) восстанавливает последовательность событий хорошо знакомой сказки.
8 ЯРЛЫК
Взрослый перечисляет: «В этом ящике яблоко, груша, персик, абрикос. Какой приклеим ярлык?». Ребёнок должен сообщить название категории («фрукты»).
9 ПОГРУЗКА ПОЕЗДА
Взрослый говорит: «Давай нагружать поезд. В первый вагон складываем все колючие предметы». И взрослый вместе с ребёнком начинают перечислять колючие предметы. Потом взрослый сообщает, по какому признаку подбираются грузы для второго вагона (полосатые, определённого цвета, на определённую букву, изготовленные из определённого материала).
10 Я ВИЖУ
Взрослый задумывает какой-то предмет, находящийся перед глазами, и начинает его описывать. Задача ребёнка догадаться, что это за предмет.
11 АНАЛОГИЯ
Взрослый предлагает ребёнку подобрать слово по аналогии с предложенным примером («Корабль плывёт, самолёт …», «белочка – орешки, заяц …», «лётчик – самолёт, моряк …», «человек – нога, кошка…»). Для разнообразия игры нужно не только заменять слова, но и придумывать всё новые типы связи слов.
12 ОТКУДА ПОЯВИЛСЯ
Взрослый предлагает ребёнку ответить, откуда появился суп (сварили, дом (построили, брюки (сшили) и т. п.
13 ЧТО ОБЩЕГО?
В этой игре взрослый называет 3-4 предмета, ребёнок должен найти их общее свойство. Примеры: вертолёт, бабочка, чайка (все летают, колбаса, яблоко, конфета (съедобные); роза, ёж, ёлка (колючие).
14 ЧТО ПОМЕСТИТСЯ
Взрослый предлагает ребёнку придумывать предметы, которые можно поместить в спичечный коробок (пакет из-под сока, банку, таз). Варианты взрослый и ребёнок предлагают по очереди.
15 МАТРЁШКА
Эта игра – усложненный и более интересный вариант предыдущей игры. Начинается она словами взрослого: «Вот пуговица (бусина, горошина, куда её можно положить?» Ребёнок отвечает: «В стакан». Взрослый: «А куда поместится стакан?» Стакан можно убрать в кастрюлю, кастрюлю в коробку, коробку в грузовик и так далее. Можно попробовать и обратный вариант: «Вот коробка, что там может лежать внутри?»