Альбина Коурова
«День Наума-Грамотника»
14 декабря «День Наума – Грамотника»
Русский фольклор! Сколько слов было сказано о его роли в воспитании ребенка. Эта та область народного творчества, которая объединила мир детей и мир взрослых. Через фольклор ребенок может прикоснуться к жизни, культуре, быту наших предков.
Публикация «„День Наума-Грамотника“» размещена в разделах
- День Наума Грамотника, 14 декабря
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» декабрь 2013
В нашем детском саду на основе творческого внедрения программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» осуществляется разносторонняя работа по развитию личностной культуры дошкольников.
Организация и проведение праздников занимает особое место в образовательном процессе, осуществляемом ДОУ. Созданная в детском саду обстановка старины позволяет педагогам проводить русские народные праздники, такие как: «Арина – шиповница», «Лупп – брусничник», «Ерофей – мышегон», «Авдотья – плющиха» и многие другие забытые русские народные праздники.
И этот год не стал исключением. В группах старшего дошкольного возраста прошло развлечение «День Наума - Грамотника», где воспитанники показали свои успехи. «Пророк Наум наводит на ум» считалось в народе.
Дети рассказывали стихотворения о буквах, азбуке и как грамота давалась в старину. Пели задорную песню «Валенки», танцевали танец «Метелица», разгадывали ребусы, собирали буквы, решали задачки. Ребята подготовили для Наума Грамотника подарок инсценированное стихотворение «Урок в лесной школе», где в роли зверей могли побыть учениками и учителем. Так как русский народ не только был работящим, но и умел ещё хорошо отдохнуть, девочки исполнили весёлые шуточные частушки. В старину говорилось, что матери выпекали в этот день для детей лепешки в виде монет и мы угостили всех ребят такими монетами, веря, что они принесут счастье и удачу. Праздник был завершён выставкой творческих поделок «Забавные буквы». Самые лучшие работы были награждены грамотами.
Учитель – дефектолог Альбина Витальевна и учитель – логопед Елена Рудольфовна постарались, чтобы каждый ребёнок смог прочувствовать праздник в цвете, звуке, слове, образе, движении, ощутить на вкус. Мы стараемся мерить праздник детскими улыбками, горящими интересом глазами, желанием почувствовать в нём вновь.
Коурова Альбина Витальевна
учитель –дефектолог первой категории
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №78 «Серебряное копытце».
Развлечение «Наум – Грамотник».
Цели:
- Познакомить детей с традициями русских праздников, взглянуть на них глазами современного человека.
- Развивать память, логическое мышление, внимание, сообразительность.
Оборудование: Ребусы в картинках для игры «Угадайка», Образец буквы и разобранная на части буква. Надпись для украшения зала «Наум – Грамотник», Буквы для украшения зала. Два мольберта.
Для инсценировки: Маски зверей, указка, тетрадь, мольберт, стулья.
Ход мероприятия:
Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие. Собрались мы не случайно, а кто скажет по какому поводу?
Дети: Сегодня 14 декабря отмечаем День Наума Грамотника,
Ведущий: Наум Грамотник был покровителем ребят – учеников: «Батюшка Наум, наведи меня на ум».
Этот день отмечался как праздник грамоты, как праздник посвящения в ученики. Обучение на Руси начиналось осенью – в день Кузьмы и Демьяна, поэтому ко дню Наума Грамотника ученики уже могли показать свои успехи. Слышала, что и наши дети много знают. Вот и пришёл черёд проверить, чему же вы научились. Готовы ли вы показать свои знания? Красны девицы! Добры молодцы!
Дети: ДА.
Ведущий: А сейчас ребята исполнят задорную, весёлую песню «Валенки».
Ведущий: Какая красивая песенка. Ребята подготовили для нас стихотворения, про азбуку и буквы. Выходим на середину зала.
Дети: 1 ребенок.
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз и Буки,
В как Веди, Г – Глаголь,
И учитель для «науки»
По субботам их порол.
Вот какой чудной вначале
Наша грамота была.
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла.
Этот нож не без причины
Назывался «перочинным»,
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
На распев читал им книжки
На славянском языке.
Так, из летописей старых
Знали дети москвичей.
О литовцах, о татарах
И о Родине своей. (Н. Кончаловская)
2 ребенок.
Игры, шутки. Тары – бары,
Песни, конкурсы, забавы.
Все пришло из старины,
Из далекой глубины.
Мы колядовать ходили.
Хоровод весной водили,
А в крестьянской – то избе
Знаем что теперь и где.
Где светелка, где светлица,
Для чего служил рушник.
Кто ложился на полати,
Кто с ухватом у печи
Вынимал чугун горячий
Да ржаные калачи.
Ведущий: Какие вы молодцы, мы с ребятами услышали столько нового и интересного. Предлагаю провести игру – цепочку, в ходе которой мы вместе постараемся вспомнить и назвать пословицы и поговорки об уме, учебе, занятиях.
Я начну, а вы продолжите.
Итак, начинаю: Пришёл Наум - пора браться за ум.
Дети: Наум наведет на ум.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Корень ученья горек, да плод сладок.
Ученье – свет, а не ученье – тьма.
Грамоте учиться – всегда пригодится.
Неученый, что слепой – веди куда хочешь.
Век живи, век учись.
Не спеши языком, торопись делом.
Новых друзей наживай, а старых не забывай.
Труд кормит, а лень портит.
Ведущий: Ай да молодцы! Проверим следующие знания. Сможете ли собрать буквы. Д/и. «Почини буквы»
Кто справляется с заданием первый тот и выигрывает.
Дети: Собирают буквы.
Ведущий: Наши девочки станцуют танец «Метелица».
Ведущий: Очень красивый танец! Ребята, а любите ли вы решать различные задачки?
Дети: Да.
Ведущий: Слушаем внимательно.
1. На подоконнике лежали 3 зелёных помидора, через день они покраснели. Сколько зеленых помидоров осталось?
2. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас?
3. У собаки 2 правые лапы, 2 левые лапы, 2 лапы впереди и 2 лапы сзади. Сколько лап у собаки?
4. У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у нее внуков?.
5. Сколько концов у двух палок?
6. Коля прибежал из школы домой первым, а Оля – второй. Кто бегает быстрее? Кто медленнее?
7. У какой фигуры нет ни начала, ни конца?
Ведущий: Молодцы! А кто ещё желает поиграть в игру «Угадайка». Для этого нужно 4 человека для одной команды и 4 человека для другой. Дети называют эти картинки, самостоятельно определяют первую букву в слове и по первым буквам называют получившееся слово. Выигрывает команда, которая первая сможет определить зашифрованное на таблице слово.
Ведущий: Русский народ не только был работящим, но и умел ещё и хорошо отдохнуть. Ребята приготовили частушки.
Дети: 1 ребёнок.
Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться.
Тут народу очень много,
Можем растеряться.
2 ребёнок.
Утомился наш дружок,
От урока просто взмок.
Почему он так устал? –
Весь урок звонка он ждал.
3 ребёнок.
В умилении Наташа
Нежно смотрит в микроскоп
Так же нежно в микроскоп
На неё глядит микроб.
4 ребёнок.
Хоть оценки и не очень,
Петя очень знаменит,
Потому что, между прочим,
Он ушами шевелит.
5 ребёнок.
Чтоб успеть по всем предметам,
Света верила приметам,
Но, увы, от всех примет
Для ученья пользы нет.
6 ребёнок.
Ира книг читает мало, -
У неё всегда дела.
Книгу целый год держала,
А ни строчки не прочла.
7 ребёнок.
Мы немного пошутили,
Посмеялись над собой,
Если что присочинили –
Так проступок небольшой.
8 ребёнок.
Все частушки перепели,
Думаем, что хороши.
Так похлопайте дружнее –
Мы старались от души.
Ребята приготовили для Наума Грамотника подарок инсценированное стихотворение
«Урок в лесной школе».
(Входит еж – .)
Ёж. – Здравствуйте, дети, садитесь!
Начинаем наш урок.
Повторять мы будем счёт.
Зая, заинька, скажи,
Сколько будет два плюс три.
Ой не знаю, ой, боюсь,
Почему – то весь трясусь.
(Трясёт лапами, дрожит.)
Ёж. – Отвечать ты должен смело,
А робеть – плохое дело.
Два плюс три будет пять –
Это надо твёрдо знать.
А теперь ответь, лиса,
Сколько будет два плюс два.
(Лиса перелистывает тетрадь и как бы подсматривает.)
Не подсматривай, лиса!
Ты куда косишь глаза?
Надо четко отвечать,
Не подсматривать в тетрадь.
Сядь подумай обо всём
И ответишь мне потом…
Мишка косолапый, встань,
Отвечай скорее нам,
Сколько будет три плюс три.
Медведь (стучит лапой по голове, как бы думая, и протяжно, с ревом отвечает.)
Три плюс три у – у –у!
Ёж. Долго думаешь, друг, ты
И так громко не реви.
Ты учись быстрей считать,
Побыстрей соображать.
(Мишка садится за парту.)
Прожужжит теперь нам мушка,
Лета красного подружка,
Сколько будет пять плюс пять.
(Мишка считает до 10 и садится.)
Ты отлично отвечала,
На пятёрку прожужжала.
Пусть проквакает лягушка,
Сколько будет три плюс два.
(Лягушка торопливо, перебивая учителя, квакает всего 3 раза.)
Очень ты поторопилась,
Потому со счёта сбилась,
Ты подумала б сначала,
А потом уж отвечала.
Лягушка (делая вид, что думает).
Три плюс два будет –
Ква – ква – ква – ква – ква.
Ёж (гладит лягушку по голове). Вот теперь подумала.
Отвечай нам, волк, скорей,
Сколько лапок у зверей.
Волк. Знают звери во всём мире,
Дважды два всегда четыре,
Столько ж лапок у зверей,
У моих лесных друзей,
Ёж. Из тебя, мой милый волк,
Тоже будет толк….
(Обращается ко всем зверям).
Вы, друзья, должны стараться,
Все прилежно заниматься.
Чтоб иголки все мои
Сосчитать все в миг могли…
До свидания, друзья,
Наш урок окончил я.
Заяц (радостно кричит). Кончил дело – гуляй смело!
Ведущий: Ребята хорошо сегодня потрудились. Молодцы. Хорошие знания учеников - лучший подарок учителю. В старину говорилось, что матери выпекали в этот день для детей лепешки в виде монет и мы угощаем всех ребят такими монетами, веря, что они принесут счастье и удачу. До свидания, до новых встреч.