Светлана Соколова
Консультация для родителей. 12 советов по обучению детей чтению
▼ Скачать + Заказать документы
12 советов по обучению детей чтению
Совет 1. Не учите буквы с ребенком. Пока ребенок не научится читать - никаких букв, только звуки. То есть не ЕН, а Н.
Совет 2. Если ребенка заинтересовали буквы, покажите их в контексте всего слова. Приучайте peбенка к тому, что буква редко идет отдельно. Она paсположена в слове вместе с другими буквами.
Публикация «Консультация для родителей, 12 советов по обучению детей чтению» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Совет 3. Если ребенок до 4-5 лет не проявил желания читать и вам нужно его научить, не заставляйте его долго сидеть на занятии. Помните, что малыш еще не привык к обучению. До этого он только играл и прыгал. Так что не требуйте усидчивости от него. Занятие должено длиться не более 5 минут.
Совет 4. В 4-5 лет уже поздно учить ребенка читать целыми словами. Эта методика подходит малышам с рождения. Или для тех мам, у которых очень подвижные дети. Подбирайте послоговую методику. Можете воспользоваться, например, кубиками Зайцева или Букварем Жуковой. Ребенку будет учиться проще читать сразу по слогам, запоминая их зрительно, составляя в слова позже.
Совет 5. Если ребенок все же выучил буквы, то нужно выводить его на обучение по слогам. Будьте терпеливы. Пройдет время, прежде чем ребенок поймет, что М-А - это МА. Для этого пропойте буквы, чтобы звук не прерывался. Можно букву в слоге сделать лифтом. И при переходе с буквы на букву человечек не должен упасть. Так ребенок научится соединять буквы в слоги.
Совет 6. Не спишите давать ребенку сразу много слогов. Если вы начинаете учить ребенка читать по слогам, то начинайте с 2-6 слогов. И пока ребенок их не выучит, дальше не идите. Если Вы начинаете учить с букв, сначала выбирайте гласные. А, У, О. Составьте из них слоги. Только потом добавляйте согласные.
Совет 7. Как только ребенок поймет принцип чтения по слову и начнет произносить слоги, начинайте проверять значение прочитанного. Например: Ма-ма, оказывается, она мама. Основная ошибка на этом этапе: когда ребенок начинает произносить прочитанное слово целиком, многие родители начинают требовать целое предложение. Ни при каких обстоятельствах этого делать нельзя. Помните, что ребенок на начальном этапе просто механически воспроизводит написанное. Чтобы понимать целые предложения и тексты, ему нужна техника. И это со временем развивается.
Совет 8. Не пропускайте занятия. В этом возрасте ребенок уже должен понимать, что в школе его ждут обязательные уроки. В садике такие занятия тоже проходят. Так что начните развивать усидчивость. Занятия должны быть ежедневными, но короткими, по 10-15 минут. Потому что более длительные занятия могут отвлечь ребенка от чтения.
Совет 9. Всегда следите за объемом информации, которую ваш ребенок прочитал во время обучения. Не перегружайте его. Например, в азбуке на одной странице может быть 3-4 слога, но они постоянно повторяются. А с другой стороны, уже есть тексты. Не ставьте цели дочитать до конца, если ребенок сопротивляется. Но, не идите на поводу у малыша, когда он говорит что не хочет больше читать, если занятия только начались. Ребенок к этому не привык, поэтому ищет способы избежать обучения. Попробуйте найти компромисс.
Совет 10. Хвалите своего ребенка. Хвалите так, как вы хотели бы, чтобы вас хвалили. Ребенок должен чувствовать, что делает все правильно, чтобы мама была счастлива. Тогда результат от обучения будет лучше, а старания ребенка больше. Вспомните себя. На работе вы, очевидно, хотите, чтобы вас хвалили за свой тяжелый труд. Для ребенка чтение - это большой интеллектуальный труд. Так что хвалить, не бойтесь. Это не испортит малыша.
Совет 11. Обращайте внимание на разные шрифты. Ребенок очень быстро привыкает к одному шрифту, поэтому может потеряться и перестать читать, увидев другой. Напишите сами расшифрованные слоги и слова. Пишите пройденные слоги и слова сами. Составляйте из буквенных магнитов и т. д. Главное — разнообразие цвета и шрифта.
Мир 12. Главный совет для мам. Если вы чувствуете, что ребенок не понимает и к горлу подкатывает приступ бессилия и злобы, выйдите из комнаты и попросите кого-нибудь продолжить занятие или прервать его на время. Никакой агрессии. Если ребенок не понимает, значит, информация еще не дошла, не материализуется. Не давите на ребенка. Ему не легче, а Вам потом будет еще хуже.