Коростелева Ольга
10 весёлых упражнений для развития логического мышления
▼ Скачать +Заказ
Любые задания, связанные свыделением признаков предмета, сравнением и их классификацией, будут способствовать развитию логического мышления. Начинать заниматься с ребёнком, регулярно тренироваться можно уже с 4 лет, простые упражнения, которые принесут дошкольникам пользу.
1 «Озорной ветерок»
Публикация «10 весёлых упражнений для развития логического мышления» размещена в разделах
Приготовьте:4 предмета, один из которых лишний (например, кукольная чашка, ложка, сковородка, книжка). Скажите ребё нку: «Жил-был на свете озорной ветерок. Он очень любил всё путать иустраивать беспорядок. Залетит в гости к художнику и кинет настол, где лежат кисточки икраски, кухонный половник. А художник только пожимает плечами: „Откуда он тут взялся, он же лишний!“ А сейчас озорной ветерок прилетел к тебе в гости и хочет поиграть: он будет приносить на стол один лишний предмет, а тебе нужно определить какой».
Ребёнок закрывает глаза, а взрослый, изображая ветерок, кладет перед малышом 4 приготовленных вещи. «Какой лишний предмет принес ветерок? Почему ты так думаешь?»
2 «Подружи предметы»
Приготовьте: пары предметов, имеющие общий признак (карандаш и деревянный кубик, кольца от пирамидки, яблоко и груша). Скажите ребенку:«Тызаметил, что обычно дружат люди, укоторых есть что-то общее — например, они любят одинаковые книжки, игрушки, мультики. Подружиться могут не только люди, но и предметы. А для этого нужно найти между ними что-то общее. Давай попробуем?» Положите перед малышом карандаш и кубик, спросите, что между ними общего (оба сделаны из дерева). Затем предложите подружить новую пару (кисточка и краски, затем новую. Теперь поменяйтесь ролями — пусть ребёнок подберет вам два предмета, а вы скажете, что между ними общего.
3 «Разложи по чемоданам»
Приготовьте: катушку с нитками, пуговицу, ножницы, кусочек ткани, 4 предмета
детской посуды и 2 коробки. Скажите ребё нку: «Повар и портной столкнулись на вокзале, их вещи рассыпались и перемешались. Помоги разложить их вещи по чемоданам».
Когда дошкольник поймет принцип этой игры, предлагайте ему уже по 10
предметов, которые можно разделить на группы (съедобное— несъедобное, круглое — квадратное) и 2 коробочки. Дайте ему возможность самому находить признак и делить предметы на группы.
4 «4-лишний»
-развитие обобщения
Пирамидка – матрёшка – портфель – кукла;
Сосиски – печенье – тарелка – сыр;
Чайник – кружка – колбаса – кастрюля;
Кепка – шапка – шляпа – тапочки;
Перчатки – ботинки –сапоги – туфли;
Муха – воробей – стрекоза – кузнечик;
Мандарины – бананы – помидоры –лимоны;
Машина – троллейбус – самолёт – скакалка;
Синичка – индюк –гусь –петух;
Пенал – тетрадь – карандаш – юла;
Сом – щука – жук – окунь;
Куртка – полотенце – платье – костюм.
5 «Назови, одним словом».
- Формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию.
Процедура:
1. Дети должны назвать каждую группу одним словом:
1)Вера, Анна, Надежда, Галина, Елена 2) Стол, диван, кресло, стул -…
3) Чашка, блюдце, стакан, кастрюля
4) Январь, март, май, август -…
6 «Что за чем»
Приготовьте: карточки с рисунками, по которым можно проследить временную последовательность событий (яйцо, цыплёнок в скорлупке, подросший цыплёнок, курица).
Скажите ребё нку:«Разложи карточки по порядку, чтобы было понятно, что было вначале, а что — потом». Затем можно попросить его закрыть глаза и в это время переставить 2 картинки местами. Пусть попробует найти ошибку.
7 «Подбери признаки»
-развитие логического мышления и смысловой памяти.
-Подобрать -слова признаки по каждому слову
Игра (какая)- интересная;
Снег (какой)- пушистый;
Вода (какая) -холодная;
Луна (какая)- круглая;
Дым (какой) - густой);
День (какой)- солнечный;
Трава –
Крик-…
Стол.
Окно.
Дом -…
8 «Во саду ли, в огороде.».
Цели: развивать навык классифицирования; помочь изучить порядок вещей.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями огорода, сада, леса; фигурки овощей, фруктов, ягод, грибов (вырезанные из картона).
Описание: предложить ребенку правильно распределить вырезанные фигурки, вспомнив, что где растет: овощи - в огороде, ягоды и грибы - в лесу, фрукты - в саду.
9 «Что на что похоже».
Цель: развивать навык сравнения.
Описание: предложить ребенку поиграть в вопросы и ответы. Например: «Что такое же круглое, как мячик?» (Арбуз, апельсин, яблоко и т. п.); «Что такое же белое, как снег?»; «Что такое же сладкое, как сахар?» и т. д.
10 «Полезные продукты питания»
Цель: описание продукта, его полезные свойства, способ или место его добывания, приготовление блюд из него.
Описание : два зуба. Здоровый и больной, ребёнку нужно разложить какие продукты портят зубы, а какие полезны