Светлана Жданова
Конспект ОД «Звуковая культура речи. Звуки [с], [с’]» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
• Объяснить детям артикуляцию звука С, упражнять в правильном, отчётливом произношении звука (в словах и фразовой речи); Совершенствование коммуникативных навыков и звуковой культуры речи;
• Развивать фонематический слух; развивать речевое дыхание; развивать интонационную сторону речи; развивать речевое внимание, чувство рифмы; Укреплять мышцы артикуляционного аппарата детей. Способствовать правильному и четкому произношению звуков «С-Сь» изолированно, в слогах и словах. Развивать фонематический слух. Развивать речевое дыхание
Публикация «Конспект ОД „Звуковая культура речи, Звуки [с], [с’]“ в средней группе» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
• Воспитывать любознательность и интерес к знаниям
Методические приё мы: рассказ воспитателя, показ, объяснение, художественное слово, сюрпризный момент, поощрение, итог занятия
Предварительная работа: Д/ и: «Четвёртый лишний», «Первый звук твоего имени»; отгадывание загадок, рассматривание картинок, направленное на обогащение словарного запаса детей.
Методические приё мы: Сюрпризный момент, вопросы, рассказ, беседа, подсказки, загадки, вопросы к детям
Материал и оборудование: изображение язычка, узкие полоски папирусной бумаги по количеству детей, магнитная доска.
Ход ОД
Организационный момент.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
«Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами было хорошее настроение. Каждый день всегда везде: на занятиях, в игре – смело, четко говорим и тихонечко сидим (дети садятся на стульчики)».
Основная часть
– Ребята, сегодня к вам в гости пришли две девочки, две подружки. Одну девочку зовут Соня, а другую Сима. Посмотрите, какие они красивые. А как вы думаете, похожи они друг с другом или нет? А чем же они отличаются? Правильно, у Сони платье синего цвета, а у Симы – зеленого.
А чем же отличаются их имена? Вот послушайте. Соня и Сима. Какой звук мы слышим в имени Соня? – Звук С. А в имени Сима? – Звук Сь. Поэтому у Сони платье синего цвета, мы обозначаем синим цветом твердый звук, а у Симы платье зеленого цвета, потому что зеленым цветом обозначается мягкий звук.
– Молодцы! Девочки приготовили для вас много интересных заданий и игр. Поиграем с ними?
Для начала, девочки хотят посмотреть, правильно ли вы произносите их любимый звук.
Чтобы песенка хорошо звучала, надо кончик языка прижать к нижним зубам: «С-с-с-с»
-Молодцы! А звук Сь произносится почти точно также, только губки еще более растянуты в улыбке, а спинка языка приподнята еще выше к небу. Давайте попробуем.
Молодцы! Девочкам очень понравилось как вы говорили и они решили пригласить вас к себе в гости, чтобы показать где они живут. А живут они на одной улице, которая называется улица Свистелочек. Я предлагаю вам поехать в гости на велосипеде. Но вот беда колеса у велосипеда сдулись. Нужно их накачать. Давайте попробуем спеть песенку насосов, большого и маленького.
Игровое упражнение «Песенка насоса»
Дети, когда накачивают колеса большим насосом, то он поет песенку: СС, а чтоб накачать шины у велосипеда, нужен маленький насос, который поет свою песенку по – другому: сьсьсьсь.
Давайте, мы тоже споем песенку большого насоса, а теперь песенку маленького насоса.
Ну вот транспорт готов можно ехать, а поедем мы через лес. Посмотрите сколько листиков в лесу на земле лежит. Ведь сейчас осень и листья с деревьев опадают. Давайте поиграем с листиками.
Физминутка. (С листочками)
Мы листики осенние
На веточках сидим (присесть)
Дунул ветер полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели (присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на стулья тихо сели (сесть на стульчики)
Ну вот мы и приехали на улицу Свистелочек.
Дома девочек расположены рядом и они тоже очень похожи, но отличаются только цветом. Как вы думаете, в каком домике живет Соня, а в каком Сима?
– Правильно! Соня живет в синем домике, а Сима – в зеленом.
Соня и Сима как радушные хозяйки захотели угостить вас чаем. Посмотрите какие чайники они вам приготовили. Чтобы чайник закипел, вам нужно провести пальчиком по клубам пара и непрерывно произносить звук ССС, а потом звук Сьсьсь.
Упражнение «Засели слова в домики»
– Ребята, давайте отблагодарим девочек за их гостеприимство и подарим им подарки. Я приготовила картинки с предметами в названии которых есть звуки С и Сь. Но пока мы с вами ехали по лесу, подул сильный ветер и перепутал все подарки. Я даже не знаю, где чей. Может быть вы поможете мне разобраться?
Колесо, лось, лиса, апельсин, коса, осел.
(Дети по очереди выходят к доске, берут картинку и “селят” ее в нужный домик.)
Девочки очень обрадовались вашим подаркам и хотят поиграть с вами, давайте попробуем повторить за ними чистоговорки.
Чистоговорки
Су-су-су – ягоды в лесу.
Ус-ус-ус – на елке много бус.
Са-са-са – под кустом лиса.
Ас-ас-ас – свет в огне погас.
Со-со-со – у Кати колесо.
Ос-ос-ос – много, много ос.
Сы-сы-сы – на стене часы.
Ыс-ыс-ыс – котик ловит крыс.
Ся-ся-ся – поймали карася.
Сю-сю-сю – кашу съели всю.
Си-си-си – уехало такси.
Усь-усь-усь – в гости пришёл гусь
Игра “Сигнальщики”
Сейчас я предлагаю вам сыграть в игру “Сигнальщики”. Я буду называть вам разные слова, если вы услышите звук С – поднимаете синюю карточку, если услышите звук Сь – зеленую.
Слова: санки, седло, собака, сыр, поросенок, сапоги, сердце, осел, колесо, маска, осень, весы, гуси, апельсин, такси, сестра.
Итог ОД
С какими звуками вы познакомились на занятии?
Чем эти звуки отличаются друг от друга?
Вы все молодцы и очень хорошо поработали на занятии, за это я каждому из вас хочу подарить вот такую эмблему “Я дружу со звуком С”