степанова марина
Конспект НОД «Знакомство старших дошкольников с жанром пейзажа»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Знакомство старших дошкольников с жанром пейзаж».
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.
Цель:
Продолжать знакомить детей с пейзажем, как жанром изобразительного искусства.
Образовательная задача:
1. Формировать умение создавать пейзаж, передавая его особенности.
Развивающие задачи:
1. Закреплять интерес к искусству, развивать наблюдательность, внимание.
Публикация «Конспект НОД „Знакомство старших дошкольников с жанром пейзажа“» размещена в разделах
2. Учить отличать пейзаж от других жанров изобразительного искусства.
3. Активизировать речь детей.
4. Развивать способность определять эмоциональное состояние по изображениям.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать доброе и бережное отношение к природе, её красоте, пробуждать искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле.
2. Воспитывать умение любоваться произведениями
Предварительная работа:
Наблюдение за осенними изменениями в природе; экскурсии по участку детского сада; рассматривание осенних иллюстраций; беседы по картинам;
Методы и приемы:
Рассматривание, наблюдение, показ воспитателя, дидактическая игра, использование художественной литературы.
Материалы и оборудование:
Магнитофон, мольберт, иллюстрации пейзажей, проектор, детали для сбора пазла осеннего пейзажа.
Категория обучающихся: старшая группа.
Структура НОД:
I. Вводная часть - 3 минуты.
а) приветствие друг друга и гостей;
б) встреча с героем Карандашкиным и решение помочь ему попасть в свою стану Рисовандию;
II. Основная часть - 17 минут.
а) рассматривание пейзажей;
б) беседа, что такое пейзаж;
в) игра «Угадай настроение»;
г) физическая минутка;
д) игра «Определи картину по палитре»;
е) игра «Собери пейзаж».
III. Заключительная часть - 2 минуты.
а) рефлексия;
б) обобщение воспитателя;
в) прощание с гостями.
Ход занятия:
Дети стоят на ковре вместе с воспитателем.
«Здравствуйте ладошки – хлоп, хлоп, хлоп.
Здравствуйте ножки – топ, топ, топ.
Здравствуйте щечки – плюх, плюх, плюх.
Здравствуйте зубки – щелк, щелк, щелк.
Здравствуй мой носик – бип, бип, бип.
Здравствуйте гости!»
- Ребята, послушайте, кто-то шумит. Кто же это у нас плачет? (Ищут вместе с детьми) Вот он. Сегодня к нам пришел очень интересный герой. Его зовут Карандашкин. Он пришел к нам из страны Рисовандии. Ребята, Карандашкин попал в беду: потерял ключики и теперь не может вернуться назад домой. Мы можем ему помочь в этом. Чтобы Карандашкин попал в свою нарисованную страну нужно создать пейзаж. Но сначала нужно выяснить, что же такое пейзаж?
Воспитатель читает стихотворение:
«Если видишь: на картине нарисована река
Или ель, иль белый иней,
Иль седые облака.
Или снежная равнина,
Или поле, иль шалаш,
Обязательно картина называется - пейзаж».
- Пейзаж – это картина, на которой нарисована природа. А что относится к природе? ( ответы: лес, поля, деревья, море, река, небо, деревни, города). Ребята, мы сегодня будем говорить с вами об осеннем пейзаже. А какая бывает осень? (ранняя, золотая, поздняя). Осень разная, то ярко нарядная, то грустная и серая. Об осени много сказано, о ней писали поэты в своих стихах, рисовали картины художники. Пишет картину – художник – пейзажист. Давайте, ребята, мы с вами тоже превратимся в художников. Отправимся в страну Рисовандию. Дети с воспитателем подходят к стенду с картинами. Рассматривают.
- Ребята, посмотрите у нас здесь картины. Нужно найти картины, которые называются пейзаж. Как вы думаете? (Ответы детей). А есть ли осенний пейзаж?
- Ребята, теперь я вам предлагаю сесть на стульчики за стол перед проектором.
- Посмотрите. Это страна Рисовандия. Мы подошли к стране, но не можем попасть в нее. Она под 3 замками. (Слайд 1).
- Нам нужно выполнить задания, чтобы найти ключи и открыть замки.
Игра «Угадай настроение» с пиктограммами
- Художники – пейзажисты должны уметь чувствовать красоту природы, передавать настроение. Давайте проверим, умеем ли мы?
Давайте послушаем, какие красивые стихотворения написаны про осень, вы послушаете и попробуете угадать к какой из этих картин относится это стихотворение.
М. Алигер «Осень только взялась за работу»
Осень только взялась за работу,
Только вынула кисть и резец,
Положила кой-где позолоту,
Кое-где уронила багрец…
Воспитатель: Ребята, как вы думаете к какой картине относиться это стихотворение (ответы детей). К картине, которая находится наверху или внизу.
Воспитатель: А почему вы считаете, что это стихотворение подходит к описанию этой картины (ответы детей)
Воспитатель: Правильно ребята, молодцы. Эту красивую картину написал русский художник Иван Иванович Шишкин «К осени». А теперь, давайте подумаем, какое настроение возникает у нас, когда смотрим на эту картину? Почему? Какие краски использовал художник, чтобы передать нам такое настроение? А кто мне напомнит, какие краски относятся к теплым тонам, а какие к холодным?
Воспитатель: а теперь послушайте еще одно стихотворение:
И. Бунин «Листопад»
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете к какой картине относиться это стихотворение (ответы детей)
Воспитатель: А почему вы считаете, что это стихотворение подходит к описанию этой картины (ответы детей)
Воспитатель: Правильно ребята, молодцы. Посмотрите на картину русского художника «Золотая осень». Написал ее И. И. Левитан Почему картина называется «Золотая Осень»? (Потому что, желтые листья похожи на золотые монетки)
Какое настроение у вас вызывает эта картина? Хотелось бы вам оказаться в этом месте?
Воспитатель: давайте послушаем еще одно стихотворение про осень:
Сергей Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось…
Воспитатель: Ребята, как вы думаете к какой картине относиться это стихотворение (ответы детей)
Воспитатель: А почему вы считаете, что это стихотворение подходит к описанию этой картины (ответы детей)
Воспитатель: Правильно ребята, молодцы и на этот раз правильно ответили. Эту красивую картину написал русский художник Исаак Ильич Левитан «Поздняя осень».
Какое настроение у этой картины? Художник использовал холодные краски, чтобы передать грустное настроение.
Молодцы! Вот и 1 ключик нашли! Какие мы с вами внимательные!
Под волшебную музыку появляется картинка с ключиком.
Ребята и художникам нужно отдыхать. Я вас приглашаю на физкультминутку.
Физкультминутка
Тучи в небе кружатся (плавно покачиваться с ноги на ногу)
Что ни шаг, то лужица (Ходьба на месте с высоким подниманием колена)
День осенний хмурится (Руки на поясе – повороты)
Листопад на улице (Кружиться на месте)
По дороге стелется (Легко бежать по кругу)
Желтая метелица.
Дети садятся за стол выполнять следующее задание.
Игра "Определи картину по палитре
Воспитатель: У художника – пейзажиста должно быть хорошо развито цветовое и художественное восприятие.
Карандашкин просит вас помочь угадать, какие цвета подходят к картинам?
Детям предлагается несколько живописных картин и одна палитра, необходимо подобрать краски к картинам.
Ребята, а какие краски вы использовали? Каких красок больше? Холодных или теплых?
Вот и 2 ключик.
Игра - аппликация «Собери пейзаж»
Воспитатель: Ребята, мы с вами рассматривали картины художников, а теперь давайте попробуем создать свой осенний пейзаж. На столах приготовлены элементы, из которых можем создать осенний пейзаж. Ваш пейзаж может быть, как ярким, так и хмурым. Работаем парами. Не забудьте, договорится, какую осень будете создавать. (Дети работают под спокойную музыку). Теперь, ребята давайте рассмотрим ваши работы. Посмотрите, какая разная осень получилась.
Молодцы! Мы нашли 3 ключик
Дети смотрят на монитор и видят, что Карандашкин попал в свою страну Рисовандию. Он очень рад, что вы помогли ему. Давайте попрощаемся с ним. Досвидания!
Рефлексия.
Ребята, я вас приглашаю ко мне в кружок.
Воспитатель: Вот и закончилось наше необычное занятие. Понравилось вам быть художниками-пейзажистами? Ребята, расскажите, что мы с вами делали сегодня на занятии, какие игры вам понравились. Что нового вы узнали. Вы молодцы!
Воспитатель: Время прощаться с гостями
«До свидания ладошки – хлоп, хлоп, хлоп.
До свидания ножки – топ, топ, топ.
До свидания щечки – плюх, плюх, плюх.
До свидания зубки – щелк, щелк, щелк.
До свидания мой носик – бип, бип, бип.
До свидания гости!