людмила Андреева
«Знакомство со сказкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Богатейшая сокровищница родного языка - сказка. Подчеркивая значение данного вида устного народного творчества. В. А. Сухомлинский писал «Сказка - духовное богатство народной культуры» Сказочные образы хитрой лисы, глупого волка, злой мачехи и д. р. раскрывают перед детьми в доступной для их понимания форме понятие добра и зла, воспитывают их чувство. Ребёнок постигает поучительную и убедительную правду жизни, сказки открывают просторы для его фантазии.
Публикация «„Знакомство со сказкой“» размещена в разделах
Наиболее полно, на наш, взгляд возможность использования сказки в системе воспитания дошкольников раскрыта в исследованиях И. Зиминой. Автор отмечает, что при решении педагогических задач опираются на следующие особенности сказок : оптимизм, образность, забавность, дидактизм. Сказки раскрывают перед ребёнком меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, образными сравнениями, меткими выражениями. Чем чаще дети слышат сказки, тем в большей степени впитывают гармонию слова.
Исчерпывающую оценку сказки дал Ушинский «Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений, удовлетворяющих как нельзя более педагогическому значению рассказа, слагается нечто целое стройное, легко ощутимое полное движения жизни и интереса».
На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи через ознакомление с художественной литературой указывали многие педагоги, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш и д. р. Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Проблемы их восприятия детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Мы перед собой ставим следующие задачи:
• Развивать творческое воображение детей.
• Совершенствовать интонационную выразительность речи.
• Закреплять умение детей ориентироваться в мире книг
• Формировать нравственные критерии оценки героев произведений.
Мы считаем, что восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. Для этого мы используем следующие приё мы:
1. Показываем портрет писателя сказочника с произведением которого собираемся знакомить. Предлагаем вспомнить и назвать другие его произведения (например занятие № 3).
2. С детьми рассматриваем картины и иллюстрации, помогающие легче представить описание природы, облик персонажей, о которых рассказано в произведении (занятия №1; 2; 3; 4).
3. Встречу со сказкой мы превращаем в маленький праздник для детей. Например: сказку рассказывает не воспитатель, а бабушка Варвара, которая приходит в гости к детям с волшебным кузовком. Где прячутся герои сказок или предметы, которые в ней встречаются занятие №5.
Очень важно обратить внимание на методику исполнения сказок. Важным качеством речи является выразительность. Линии развития выразительной речи рассмотрены С. Л. Рубинштейном. Важно не просто рассказывать детям сказку, нужно разыграть ее перед детьми. Своим голосом, с помощью жестов мимики, используя разных персонажей.
Ещё А. М. Горький, вспоминая сказки своей бабушки, писал: «Сказки она сказывает тихо, таинственно, наклоняясь к моему лицу, заглядывая в глаза мне расширенными зрачками, точно вливая в сердце моё силу, приподнимающую меня. Говорит, точно поет и чем дальше, тем складней звучат слова. Слушать ее невообразимо приятно». Интонационная выразительность языка вызывает у детей большой всплеск положительных эмоций, интерес и способствует развитию выразительности речи самих детей. Даже те дети в группе которые, многие сказки знают почти наизусть (Вероника Ч. ,Люда Ф., Рома. В., Катя. Ш.) слушают хорошо знакомую сказку, затаив дыхание, а часто и сами принимают участие в минипредставлении.
Одна из важных задач - формировать самостоятельность детей в художественно речевой деятельности - развивать их творческие способности. Мастерство педагога в данном направлении заключается в умении быть с ребёнком рядом и не мешать ему, постигать мудрость бытия. Важно поощрять детей к рассказыванию, пересказыванию сказок. Самостоятельно, умело помогать ребёнку воспроизвести последовательность событий, напомнить то или иное выражение. По мере того, как ребёнок овладевает рассказыванием сказки, мы переходим в роль заинтересованного слушателя. Сказочная тематика настолько близка детям, что легко проникает в их игры, а так же в игры - драматизации. Драматизируя сказку, ребёнок пользуется языком сказки.
В играх - драматизациях ребё нок беспрестанно становится в различные положения:то он должен спрашивать, то отвечать, то рассказывать, говоря от лица другого. Так ребёнок практически усваивает и нужную форму речи. Нерешительные робкие дети, умело вовлекаемые педагогом в активные действия раскрепощаются, обретают уверенность и личную свободу.
Мы используем метод моделирования сказок ДВИГАТЕЛЬНЫЙ - добавляя или убирая заместителей героев сказки, дети угадывают происходящие эпизоды: «кот» пошел на охоту, поэтому «квадратик» убрали; поставили «треугольник» возле домика – значит, пришла лиса.
ВРЕМЕННО - ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ - посредством которого временные события могут быть наглядно представлены в виде модели: цветных рамок со стрелками, гранями кубика.
Большое значение для ознакомления с художественной литературой (сказками) принадлежит семье. Недаром врач и педагог Е. А. Аркин, говоря о влиянии семьи на ребенка, писал: «В семье ребенок чувствует, видит, слышит не только то, как надо жить, что надо знать, как надо вести себя, но и практически познает жизнь, то, как люди ведут себя, что они знают».
Наша работа с родителями ведё тся по следующим направлениям:
1 .Повышение педагогической культуры родителей.
2. Организация совместной деятельности детей и родителей в условиях детского сада.
Через индивидуальные беседы с родителями мы выясняли, насколько важной они считают проблему ознакомления детей с художественной литературой Какие формы совместной работы они считают более приемлемыми. Мы подготовили индивидуальные консультации по теме, значение сказок для развития речи детей.
Сделали подборку сказок, которые родители могут читать детям дома. Предложили детям совместно с родителями нарисовать картины, иллюстрации по любимым сказкам. А так же подготовить атрибуты для игр- драматизации. Предлагаем родителям активно участвовать в развлечениях, праздниках. Самим сочинять сказки
Таким образом, организуя более углублённую работу с детьми по ознакомлению с художественной литературой, мы отмечаем, что дети стали проявлять больший интерес к художественной литературе, а особенно к сказкам. Приносят чаще книги в детский сад, делятся содержанием тех произведений, которые читают им дома, с удовольствием участвуют в изготовлении атрибутов, рисунков, поделок по сказкам. Имеют больший объём знаний и представлений о различных художественных произведениях их авторов. Чаще используют в своих играх сюжеты сказок, разыгрывают мини-спектакли.
Не является ли всё это наградой за наш труд. Мы и дальше будем продолжать углубленную работу по ознакомлению детей с художественной литературой в том числе и со сказками как народными, так и авторскими, причем не только русских, но и зарубежных авторов. Помня о том,что вся работа должна быть, основана на интересе детей, вестись систематически, а не носить эпизодический характер.