Ида Башлыкова
«Знакомство с женским русским народным костюмом». Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида; учить детей сравнивать, описывать, делать выводы; способствовать развитию речи; воспитывать интерес и уважение к русской культуре.
Задачи:
Публикация «„Знакомство с женским русским народным костюмом“, Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Подготовительная группа
- Темочки
в области обучения – продолжать рассказывать о русском народном костюме, формировать представления об элементах костюма;
в области развития - расширять кругозор, развивать любознательность;
формировать образную речь; обогащать словарь;
в области воспитания – прививать любовь к своей Родине; формировать эстетический вкус; воспитывать интерес к народному быту.
Формируемые представления:
1) Русский костюм ( элементы: женский сарафан, рубаха, епанечка, панёва, передник, кокошник)
2) Манера разговора (сударь, сударыня, сударушка)
3) Русский характер (весёлость, удаль, гостеприимство)
4) Обычай (когда девушка выходила замуж, одну косу расплетали на две, и она должна была отныне носить головной убор – кокошник).
Методические приё мы: рассказ педагога, метод музыкального сопровождения, метод художественного слова, вопросы, побуждающие к активной мыслительной деятельности, рассматривание.
Форма организации занятия : фронтально.
Музыкальный ряд: русские народные мелодии, «Во поле береза стояла».
Предварительная работа: беседа о России, о её символике, рассматривание кукол в национальных костюмах; посещение музея, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, пословиц;
подготовка мультимедийной презентации.
Обогащение словаря: Сударь, Сударыня, епанечка, панёва, передник, кокошник
Ход занятия:
Воспит. :
-Ребята, на прошлых занятиях мы побывали в гостях у дымковских и филимоновских мастеров. Рассмотрите эти иллюстрации.
- Где здесь дымковская, а где филимоновская барышня?
- Мы уже обращали внимание на их одежду, на фасон платья, на яркую окраску ткани, на необычные для нашего времени головные уборы. Так одевались раньше.
- Сегодня мы воспользуемся машиной времени и все вместе заглянем в прошлое, чтобы узнать, как одевались русские люди в старину. Но, чтобы побывать в прошлом, постарайтесь, пожалуйста, ответить на вопросы:
- Как вы думаете, когда человек начал носить одежду?
(Это произошло очень давно, но тогда одежда служила только для защиты от холода и жары. Постепенно одежда стала приобретать все большее значение в жизни человека.)
- В старые времена над всем царил обычай. В зависимости от положения, которое занимал человек, он одевался, ходил соответственной походкой имел положенное выражение лица. Например, занимал человек важный пост в государстве, так должен был с утра до вечера не снимать торжественного костюма, как бы это тяжело ему ни было. Говорить должен был «важно» и смотреть повелительным взором. Попробуйте изобразить такого человека.
(Импровизация)
- Предлагаю занять свои места и отправиться в прошлое.
Слайд №1, 2.
Звучит музыка «Светит месяц» с экрана спускается кукла в русском костюме.
Кукла: Здравствуйте, люди добрые! Низкий поклон Вам! (Кланяется).
Воспит. :
- Какая странная гостья к нам пожаловала! И одета чудно, и здоровается по - особенному.
- Откуда же она к нам приехала? Никто из вас не догадался?
(Ответы детей).
- Откуда же ты прибыла, гостья дорогая?
Кукла: Из прошлого.
Воспит. :
Когда-то страна наша называлась Русью, а сейчас – Россия.
- Чем для нас с Вами является Россия?
(Наша Родина).
- А у вас есть маленькая Родина?
(Дом, детский сад, это место, где вы родились и живёте).
- Какие пословицы вы знаете о Родине?
Нет земли краше, чем Родина наша.
Береги землю родимую как мать любимую.
Воспит. :
- Молодцы! Посмотрите на нашу гостью. Давным-давно на Руси все так одевались. Была особая манера разговора. Женщин на Руси звали сударынями и сударушками. Как же нам обратиться к гостье и узнать, как её зовут? (Ответы детей).
- Помогите мне, пожалуйста!
Дети обращаются к гостье: Как звать вас, сударыня?
Кукла: Зовут меня Машенька!
Воспит. :
- Какое имя красивое, чисто русское!
- А какие русские имена вы знаете?
(Елизавета, Анна, Ксения, Серафима, Агата, Екатерина, Анфиса…).
- На Руси молодцы славились храбростью, смекалкой. А о русских девушках говорили : «Глаза васильковые, словно лён, рученьки белые, а сама как лебёдушка…».
Физминутка:
ХОРОВОД
Воспит. :
- Молодцы, хоровод поводили. Только на Руси есть пословица: «Делу – время, потехе – час». Пора беседу продолжать.
- Скажите, Машенька, что за одежда на Вас одета?
Кукла: Русский народный костюм.
Воспит. :
- Что на голове у Настеньки?
- Как раньше приговаривали мамы, когда заплетали девочкам косы?
Все девочки: (имитируя, как будто заплетают косу)
Расти, коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят,
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Дочка, маму слушайся.
Воспит. :
- А какой ещё головной убор носили девушки?
(Кокошники).
- Правильно, одевали его в праздник, и когда девушка выходила замуж. На Руси был обычай, когда девушка выходила замуж, одну косу расплетали на две, и она должна была отныне носить головной убор – кокошник.
- А как одета наша гостья?
(На ней сарафан, кокошник, кофта).
- Предлагаю продолжить наше путешествие.
Продолжение презентации.
(до игры)
- После работы шли все от мала и до велика в нарядах песни петь, плясать, да в игры играть. Вот и у нас беседа подошла к концу. Об одежде старинной мы рассказали, теперь можно и в игру поиграть.
Народная игра «Ручеёк».
После игры дети идут хороводом на свои места.
Игра «Одень куклу в русский народный костюм»
Воспит. :
- Молодцы, с игрой вы справились! Посмотрите, что для вас приготовила наша гостья.
(На листах бумаги, заранее заготовлены женские рубахи - шаблоны; цветные карандаши).
- Ребята, давайте на несколько минут превратимся в художников - модельеров и нарисуем красивые женские рубахи для русского народного костюма.
(Дети работают за мольбертами подгруппами.
Кукла хвалит детей за рисунки)
Анализ занятия.
Кукла: Сударыни и судари! Что вы узнали сегодня из нашей беседы?
(Люди одевались по-особенному, обращались друг к другу вежливо: сударь, сударыня).
Какие новые слова вы услышали?
(Кокошник, рубаха, епанечка, панёва, передник)
Обобщение:
Воспит. :
- Мы сегодня узнали много интересного о русском костюме, о традициях, обычаях на Руси. Вы молодцы! Мне хочется, чтобы вы и в жизни обращались так вежливо друг к другу как наша гостья Машенька.
Мы ещё много будем узнавать нового о русском человеке, о жизни нашего народа.
- Ребята, давайте попрощаемся с нашей гостьей и вернемся из прошлого в настоящее время. В наш детский сад.
(Дети кукле машут рукой)
Дети: До свидания, гостья дорогая!
(Звучит музыка, кукла уходит)
Воспит. :
- Вот и вернулись мы с вами в наш детский сад, в нашу группу.
(Дети замечают в группе конверт)
Письмо:
«Спасибо вам, ребята, за интересное путешествие во времени!
Примите от меня в подарок бумажных кукол в русских народных костюмах.
Низкий, вам, поклон!
Кукла Машенька»
Используемый материал:
• Образовательная программа «Детский сад 2100»
«Здравствуй мир!» А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, Ю. А. Акимова, И. К. Белова
Издательство «Баласс»
• https://do.gendocs.ru/docs/index-333077.html
• Картинки с сайта: www.yandex.ru;