Нина Ермолаева
Знакомство с творчеством писателя Х. К. Андерсена и его произведением «Гадкий утенок»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Уточнить знания о творчестве датского сказочника Х. -К. Андерсена. Учить осмысливать и оценивать характеры персонажей сказки. Развивать умение вспоминать сказку с помощью графических схем, отображающих события. Развивать внимание к поэтическим образам. Развивать логическое мышление, память, зрительное внимание, творческое воображение, эмпатию. Продолжать совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию литературного произведения. Воспитывать интерес и любовь к художественной литературе.
Публикация «Знакомство с творчеством писателя Х, К, Андерсена и его произведением „Гадкий утенок“» размещена в разделах
Словарная работа: суровая, чудо, отражение.
Индивидуальная работа: Во время беседы активизировать малоактивных детей.
Методы: наглядный, словесный, практический, частично-поисковый.
Приемы: Рассматривание, беседа, дидактическая игра, этюд, схемы (силуэтное моделирование).
Оборудование: портрет сказочника Ханса Кристиана Андерсена, выставка произведений писателя, корзинка со снежинками, салфетка, 4 схемы, нарисованные педагогом, книга «Гадкий утенок».
Ход:
Воспитатель. Ребята, вы любите сказки?
Дети. Любим. Конечно любим. Мы очень любим сказки.
Воспитатель. А чем отличаются сказки от рассказа?
Дети. В рассказе говорится о том, что случилось в жизни или могло случиться. В рассказе нет чудес и сказочных превращений. А в сказках всегда бывает волшебство, даже животные разговаривают.
Воспитатель. Какие ваши любимые сказки?
Дети. Репка. Мои любимые сказки Царевна лягушка, «Три поросенка». А я люблю сказку «Хаврошечка» и «Снегурочка и лиса».
Воспитатель. Сегодня я хочу вас познакомить с Хансом Кристианом Андерсеном (выставляет портрет писателя). Сказочник Х. -К. Андерсен родился в Дании в семье сапожника. Когда Ханс Кристиан был маленьким мальчиком, то уже тогда сочинял сказочные истории, но слушал их только старый кот Карл. Когда Андерсен вырос, он стал записывать свои сказки, и взрослые читали их своим детям. Сказки писателя знают и любят во всем мире. В них добро всегда побеждает зло. Посмотрите, все эти сказки написал Ханс Кристиан Андерсен. Вы их узнаете? Назовите их. ( Называют книжки расположенные на выставке: «Дюймовочка», «Свинопас», «Дикие лебеди», «Свинарка и пастух», «Принцесса на горошине», «Снежная королева» и др.)
Воспитатель. Если отгадаете мою загадку, то узнаете, какие яйца лежат у меня в корзинке: утиные или куриные.
(загадывает загадку)
Маленький, желтенький,
Пушистый и смешной,
Плавает на речке
День-деньской.
(утенок)
Воспитатель. Утенок. Это утенок.
Воспитатель. Правильно, утенок, значит яйца … (утиные).
(снимает с корзинки салфетку и ахает, достает и показывает детям снежинки).
Кто же это так зло подшутил, яички в снежинки превратил?
Снежная королева (голос). Ха-ха-ха! Это я – Снежная королева. Не люблю я все живое, люблю холодное, ледяное. Это я превратила яйца в снежинки, а одного птенца, который уже успел вылупиться, - в гадкого утенка. Навсегда он таким и останется, ведь ему некому помочь.
Воспитатель. Ребята, мы с вами как раз читаем сказку «Гадкий утенок». Как вы думаете, как смогла Снежная королева попасть к нам?
Дети. Обе сказки, «Гадкий утенок» и «Снежная королева», написал один писатель – Х. К. Андерсен.
Воспитатель. Давайте вспомним начало сказки «Гадкий утенок». Боюсь, что Снежная королева не даст утенку стать счастливым. Хотите ему помочь?
Дети Да. Конечно хотим.
Воспитатель. Посмотрите на схему-помогалочку и вспомните, как начиналась история гадкого утенка.
(Воспитатель выставляет на мольберт схему №1)
Воспитатель. Какой стоял день?
Дети. Стоял теплый тихий летний денек.
Воспитатель. Где сидела утка на яйцах?
Дети. Утка сидела на яйцах в зарослях лопуха.
Воспитатель. Какие вылупились у нее утята?
Дети. Все утята были маленькие, хорошенькие, желтые, пушистенькие, только один утенок был огромный, серый и некрасивый.
Воспитатель. Как отнеслись обитатели птичьего двора к этому утенку?
Дети. Куры, петухи и индюки называли его гадким и безобразным. Они смеялись над ним, клевали и толкали его, не пускали к еде.
Воспитатель. Почему утенок убежал с птичьего двора? Как он это сделал?
Дети. Все обижали утенка. Вот он и убежал. Он перелетел через изгородь и пустился наутек, сам не зная куда.
Воспитатель. Наши умелые пальчики и мы покажем, как это было.
Физкультурная минутка.
Много маленьких утят
Поклевать еду хотят.
Зерен, крупки и жучка
И, конечно, червячка.
Одного утенка обижали
И к еде не подпускали.
Он взлетел на забор,
И покинул птичий двор.
Снежная королева (голос). Удалось убежать гадкому утенку с птичьего двора. Но уж с болота ему не выбраться. Ха-ха-ха!
Воспитатель. Ну, это мы еще посмотрим. Вспоминайте, ребята, сказку дальше.
(Воспитатель выставляет на мольберт схему №2)
Воспитатель. Как отнеслись к утенку утки, которые жили на болоте? Почему?
Дети. Диким уткам утенок не понравился, потому что был не красивым.
Воспитатель. Кого испугался утенок?
Дети. Утенок испугался охотников, которые стреляли в диких уток. И еще большой охотничьей собаки, которая к нему подбежала.
Воспитатель. Что сделал утенок после встречи с собакой?
Дети. Утенок долго прятался. Потом встал и пустился бежать дальше по полям и лугам.
Воспитатель. Много натерпелся птенец. Закройте глаза и представьте себя этим утенком.
Этюд «Стань иным»
Воспитатель. Покажите утенка, который испугался громкой пальбы охотников.
Дети выполняют задание.
Воспитатель. Покажите утенка, к которому кинулась собака и оскалила на него острые зубы.
Дети выполняют задание
Воспитатель. Что вы чувствовали, когда были утенком?
Дети. Я почувствовал, что мне очень страшно. Было страшно, страшно. А я подумал, что сейчас она меня съест.
Снежная королева. Выбрался гадкий утенок с болота, но это еще не все. Отдам его на съедение коту. Ха-ха-ха»
Воспитатель. Сильна Снежная королева, но наши ребята сильнее. Вспоминайте, что было дальше. Кто жил в бедной избушке, до которой добежал утенок?
(Воспитатель выставляет на мольберт схему №3)
Дети. В бедной избушке жила старушка с котом и курицей.
Воспитатель. Почему старушка решила оставить утенка у себя?
Дети. Старушка решила, что это утка, которая будет нести ей яйца.
Воспитатель. Как отнеслись кот и курица к утенку? Почему?
Дети. Кот и курица постоянно поучали и ругали его, потому что считали себя очень умными.
Воспитатель. Почему ушел утенок?
Дети. Утенок ушел, потому что увидел, что здесь его никто не любит.
Снежная королева (голос). Опять вы утенку помогли, по сказке провели. Ну ничего, я его сейчас заморожу, зиму на него напущу. Ха-ха-ха!
Воспитатель. Сильна Снежная королева. Но вы, ребята, сильнее. Вспоминайте конец сказки.
(Дети не могут вспомнить)
Дети. Мы не прочитали конец сказки.
Воспитатель. Что же делать? Да, мы не читали конец сказки, и если не узнаем, что случилось дальше, утенка нам не спасти… Так вот же книжка. Сейчас мы с вами дочитаем конец сказки Х. К. Андерсена «Гадкий утенок». Слушайте внимательно.
(Дочитывает сказку до конца со слов «…Убежал утенок на озеро….).
Дидактическая игра «Какой, какая, какие?»
Воспитатель. Какая была зима?
Дети. Холодная, злая, лютая, снежная, ледяная…
Воспитатель Какие были лебеди?
Дети. Большие, белые, прекрасные, чудесные, великолепные птицы.
Воспитатель Скажите, какой был утенок в начале сказки?
Дети. Огромный, серый, некрасивый.
(Воспитатель выставляет на мольберт схему №4)
Воспитатель. Что делал утенок на озере?
Дети. Он на озере плавал, чтобы не замерзнуть.
Воспитатель. Нашел ли он себе друзей?
Дети. Конечно, нашел.
Воспитатель. Кого увидел утенок весной?
Дети. Он увидел лебедей. Он увидел таких же птиц какой был сам.
Воспитатель. Как узнал бедняжка, что он стал прекрасным лебедем?
Дети. Он увидел свое отражение в воде.
Воспитатель. Что закричали дети, которые прибежали на берег?
Дети. Посмотрите, какие красивые, гордые птицы. Какие они прекрасные.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что такое счастье?
Дети. Это когда тебя все любят. Когда вокруг тебя друзья. Когда все здоровы.
Снежная королева (голос). Мне вас не победить. Уж слишком вы умные, дружные и счастливые. Прощайте!
Воспитатель. Все кончилось хорошо. Вы молодцы, ребята! Мы смогли спасти утенка, потому что помогали все вместе!
Использованная литература.
1. «Дошкольная педагогика» Петербургский научно-практический журнал. СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», №7 (56) /октябрь/ 2009.
2. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. Методические рекомендации. М. : ТЦ Сфера, 2010.-224 с.