Ленара Кадимова
Знакомство с традициями и обычаями башкирского народа, как одно из средств воспитания толерантности
▼ Скачать + Заказать документы
Современный мир жесток.
Жестокими стали и дети.
А нормой жизни каждого
человека – взрослого и
ребёнка – должна стать
ТОЛЕРАНТНОСТЬ.
Определение толерантности можно сформулировать так: помочь разным по мировоззрению, непохожим друг на друга людям жить в мире рядом друг с другом.
Основой содержания должно стать следующее:
1. Формирование представлений ребенка о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.
2. Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий.
Публикация «Знакомство с традициями и обычаями башкирского народа, как одно из средств воспитания толерантности» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Толерантность. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
3. Сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада, семейной жизни башкирского народа и т. п.)
4. Воспитание активной жизненной позиции на основе:
- осознание ребёнком своих потребностей (физических, духовных, выработки умения удовлетворять их – не в ущерб другим;
- осознание своих прав и обязанностей перед собой и другими людьми;
- осознания своих возможностей; формирования умения поступать в соответствии с ними, стремления к их развитию;
- осознания своих достоинств и недостатков; проявления критичности;
- развития умения давать оценку своим поступкам и поступкам других; умения делать свой выбор и принимать решение; прислушиваться к мнению других;
- формирования умения отставать свои права и считаться с правами других, проявлять терпимость, уважение традиций и культуры башкирского народа и др. народов;
- определения вместе с детьми правил и норм человеческого общежития, (знакомство с понятиями «правила», «закон», «норма», «требования», «традиции»);
- углубления понимания значимости и ценности жизни каждого человека;
- интереса к жизни других людей.
Средства воспитания толерантного поведения :
- всестороннее развитие и воспитание ребенка во всех видах деятельности в условиях гуманистической среды, создание атмосферы добра и взаимопонимания;
- гармонизация отношений (ребенок – ребенок, ребенок – взрослый, детский сад – семья, семья – ребенок – школа – социум) с целью постижения детьми сложной науки - науки жить среди людей;
- культивирование ценности другой точки зрения через игру как естественную детскую потребность;
- концентрация внимания детей на общности культур народов Башкортостана в процессе их знакомства их с художественной литературой, фольклором и искусством Башкортостана;
- использование заповедей мировых религий для воспитания в детях добра и милосердия;
- взаимодействие детского сада с семьей на основе выработки программ помощи каждому ребенку;
- примеры великого братства народов, подвигов во имя людей: сегодняшние войны и их последствия: беженцы, гуманитарная помощь и др. – открывает целые страницы человеческого благородства и межнационального родства, носителями или очевидцами которых являемся мы, педагоги и дети;
- организация детских праздников – богатейшего материала для воспитания добра, а также проявления заботы о детях.
Лучшее воспитание – это воспитание в детях добра на основе искренних человеческих отношений.
Под толерантностью мы понимаем такое свойство личности, в котором выражается отношение к миру в целом, в том числе к другим людям и к самому себе. Оно проявляется в ситуациях несовпадения взглядов, мнений, оценок, верований, особенностей поведения и т. п. и заключается в понижении сензитивности к объекту взаимодействия за счёт выдержки, самообладания, самоконтроля.
Толерантность является промежуточным этапом между терпимостью и нетерпимостью. В основе толерантности лежит интеллектуальное убеждение, аналогичное взаимной договорённости сторон о границах сосуществования. Терпимость характеризует поведение, базирующееся на усвоении принципов ненасильственного взаимодействия.
Суть толерантности формируется на основе признания единства и одновременно и многообразия человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважения прав другого (в том числе права быть иным, а также воздержания от причинения вреда, так как вред, наносимый другому, означает вред и для всех, и для самого себя.
Понятие «толерантность» в разных языках имеет различные смысловые оттенки. Так, в английском языке толерантность – «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь»; во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов»; в китайском – умение «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других»; в арабском – «прощение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение… расположенность к другим», в персидском – «терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению».
В педагогике и психологии толерантность – это приобщение детей и молодёжи к искусству жить в мире непохожих людей и идей. Когда обращаешься к современным программам, убеждаешься, что именно в учебно-воспитательных учреждениях детей приобщают к азам толерантности как системе определенных ценностей.
Воспитание в духе толерантности следует начинать с первых лет жизни, и ведущая роль в этом должна принадлежать педагогам. Именно им необходимо, реализовать программы, связанные с воспитанием детей дошкольного возраста в духе толерантности, в процессе ознакомления их с культурой народов, проживающих на территории Башкортостана, приобщение к фольклору, народному декоративно-прикладному искусству и родной литературе.
Приобщая детей к культуре башкирского народа и национальностей, проживающих рядом, педагоги формируют у них представления о себе и других как о личности, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общечеловеческого. Усваивать ценности, значимые для всех людей на земле, ребёнок может только в творческой деятельности, т. к. именно она отражает его мировоззренческую позицию, его понимания добра и зла, справедливость, любви и т. п.
Культура родного края для детей дошкольного возраста является контекстом для развития.
В укреплении культурных традиций, в привитии детям ценностей и норм поведения, характерных для культуры Башкортостана, большую роль играют педагоги дошкольных учреждений.