Людмила Прудникова
Конспект занятия «Знакомство с русской избой» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель – познакомить детей с устройством русской избы и как люди жили на Руси.
Задачи:
Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т. д.).
Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками. Словами, которые использовались только в быту в русской избе, новыми словами: ухват, чугун, прялка, сундук, коромысло.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.
Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.
Систематизировать знания детей о народных традициях, поверьях, фольклоре.
Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов. Чтение русских народных сказок.
Оборудование: уголок русской избы с предметами быта (печь, старинная посуда, прялка, сундук. люлька др.).
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня я вам расскажу о русской избе, о той, где жили русские люди много лет назад. Русский народ славен дружбой, гостеприимностью и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Раньше, очень давно, наши предки строили жилище из дерева, и называлось оно ИЗБОЙ.
Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. В избу входили, кланяясь. Знаете почему? (Ответы детей). Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить. Ну –ка, ребятки, отгадайте загадку:
Дрова кушает,
Зубов не имеет,
Телом своим,
Весь дом греет!
- Оглянитесь вокруг и увидите отгадку.
- Главное место в доме занимала печь. Она была главным украшением в избе и называли ее Царицей, кормилицей. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Ставит в печку три больших чугуна. Первый – для щей, второй – для каши, а третий – для всех остальных надобностей. Весь день печь пыхтит – старается. Хлеб печет для всей семьи, сдобные калачи для малых детушек. Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней. Хата – без печи не хата. Печь была главной частью избы.
А теперь отгадайте загадку:
Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).
Воспитатель: Правильно, этот рогатый ухват нужен был для того, чтобы горячий чугунок с супом или кашей вытащить, а эта лопата для того, чтобы хлеб из печи доставать. Отгадайте – ка загадку:
Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит… (чугунок).
(предложить детям поставить чугунок на загнет).
Воспитатель: В избе, в горнице всегда был святой угол, его называли Красный. В красном угле находились иконы, лампада. В красном углу совершались ежедневные моления. Святой угол - самое почётное место в доме. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. У нас тоже он нарядно украшен: вышитое полотенце с кружевами, лампаду зажигали, по праздникам.
Стол – это «божья ладонь». «Хлеба ни куска – стол - доска»- так говорили крестьяне. В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, скамейки для сиденья за столом. А теперь загадка:
Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло
Держит ведра (коромысло).Показать детям, как носили раньше воду из колодца.
Сундук для вещей, посмотрите у нас тут, в сундуке: полотенца, кружева, наряды для праздников, русский народный сарафан. А посмотрите, как гладили бельё наши предки. Электричества ведь не было. Показ. Но позже стали изготавливать чугунные утюги, которые наполняли углями и гладили. Показать детям стиральную доску. Детей качали в колыбельке, которая называлась люлькой. Люлечка подвешивалась на крючок, прибитый к потолку. (рассматривание). Мама качала люлечку и пела своему малышу колыбельную песенку.
Давайте споём колыбельную и покачаем малыша.
Котя, котенька, коток. Котя серенький хвосток,
Приди, Котя, ночевать нашу деточку качать.
Уж как я тебе коту за работу заплачу:
Дам кусочек пирога. И кувшинчик молока.
Долгими зимними вечерами резали из дерева миски и ложки, (посмотрите) плели лапти – посмотрите: это такая обувь.
Эту обувь не забыли, хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати, у печи оставят (лапти).
А хотите мы с вами поиграем? Игра называется “Что было, что стало”. Научу вас сейчас играть. Например, раньше лапти носили, а теперь, что носите? Правильно сапоги, туфли.
Лапти- туфли, чугунок- кастрюля, самовар- чайник, печка – плита, сундук-шкаф, люлька-кроватка.
Пряли на вот таких прялках. вязали, вышивали. Девицы-красавицы и парни после трудового дня любили водить хороводы и играть в народные игры. И мы с вами в группе поиграем в игру «Золотые ворота».
«Золотые ворота»
Из участников игры выбираются двое. Они становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через «ворота». При этом играющие поют:
Золотые ворота
Проходите, господа:
Первый раз прощается,
Второй раз – запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто остался в них.