Дусмухамбетова Алтыншаш Габдрахимовна
Конспект образовательной деятельности «Знакомство с русской избой и с предметами её обихода»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать у детей представления о русской избе, о предметах домашнего обихода и традициях русского народа.
Задачи:
Обучающие.
- познакомить детей с русской избой, с предметами старинного быта.
Развивающие.
- развивать умение внимательно слушать, отвечать на вопросы взрослого, выражать свои мысли при ответах на вопросы.
- продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
Темочки:
- стимулировать двигательную активность.
- познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл.
- развивать любознательность и интерес.
Воспитательные.
- способствовать расширению знаний о древней Руси.
- воспитывать у детей уважение к древним обиходам, традициям.
- воспитывать познавательный интерес.
Предварительная работа. Беседа с детьми «Как жили раньше?». Чтение стихотворения В. Моисеева «Матрёшка». Знакомство с лэпбуком «Русская изба». Рассматривание развивающих альбомов: «Русская изба, «Старинная одежда», «Старинное кухонное убранство».
Здоровьесберегающие технологии.
Дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и физкультминутка способствуют снятию физического и умственного напряжения при помощи динамической паузы и смены деятельности.
Оборудование: Колокольчик, клубок, группа в стиле русской избы с предметами быта, слайды «Русская изба», «печь», «самовар», «чугунок», «ухват», «деревянная ложка» и т. д. Дидактическая игра «Что было раньше, а что сейчас?».
Ход образовательной деятельности.
1. Организационный момент.
«Милый друг»
Колокольчик озорной
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг, и справа - друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мы сегодня, ребята не одни. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями (ответы детей).
Воспитатель уточняет, какое сейчас время года и какой месяц. Затем воспитатель рассказывает: «Наступила поздняя осень. Это время года называют предзимье. По народному календарю 10 ноября отмечается праздник Прасковья Льняница. С этого дня в старину начинались зимние работы. Девицы собирались вместе. Кто кружево вязал, кто-то прял, шил. Также мяли, трепали лён, ткали из него полотно. А потом из полотна шили одежду. Украшали её вышивками».
Воспитатель спрашивает, в какой стране живут дети. Дети отвечают: «Мы живём в России».
Воспитатель рассказывает: «В старые давние времена наша страна звалась не Россией, а Русью. Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами. Приглашаю вас заглянуть в старинную избу (демонстрирует слайд презентации).
Слайд 1 и 2. В избе была одна большая комната – ГОРНИЦА. В ней находились различные предметы быта – стол, лавки, колыбель, полки для посуды. Какие они были? (деревянные).
На полу могли лежать цветные половики или дорожки.
Стол занимал главное место в доме. Угол, где он стоял назывался «красным», то есть самым важным, почётным. Стол покрывали скатертью, и за ним собиралась вся семья. У каждого за столом своё место. Центральное занимал глава дома – хозяин.
Слайд 3. Было в избе такое место как «красный угол». В красном углу совершались ежедневные моления. Красный угол- самое почётное место в доме. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.
Слайд 4.
Дыхательная гимнастика «Самовар»
Воды нальём мы в самовар - (насос)
Шу-шу-шу.
Угольки раздуем в жар - (вращаем головой в стороны, вперёд)
Шух – шух – шух.
Самовар уже пыхтит – (руки на поясе, повороты головы в стороны)
Пых-пых-пых.
Чай сейчас наш закипит - (чашечка, длительный выдох)
Ши-ши-ши.
Напьёмся чаю от души – (круговые движения по животу)
Фы–фы-фы.
Слайд 5.
Послушайте загадку и скажите, что было ещё самым главным в русской избе?»
Воспитатель загадывает загадку.
Летом спит,
Зимой горит-
Пасть открывает,
Что дают глотает. (Печь)
Дети отгадываю загадку. Воспитатель демонстрирует отгадку (слайд).
Воспитатель рассказывает: «Печь – это сердце дома. В каждой избе была печь-печка-матушка, печка-кормилица. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие дети и старики, сушили одежду. Утром хозяйка первым делом начинала растапливать печку. Для чего она была нужна? Как вы думаете, чем могла печь накормить своих хозяев? Что можно приготовить в печи?» Дети отвечают: «В печи можно приготовить кашу, сварить суп, испечь пирожки» и т. д.
Она не только обогревала, кормила, но и лечила людей. Были в избе горшки.
Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята. Знает?
(Чугунок)
Воспитатель спрашивает у детей, для чего нужен чугунок. Дети отвечают.
Воспитатель просит отгадать детей ещё одну загадку, и тогда они узнают, с помощью какого предмета доставили хозяйки чугунок из печи:
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит-отдаёт,
А сам в угол идёт. (Ухват)
Ухват или рогач использовали, чтобы доставать из печи горячий чугунок.
Слайд 6. Человека всю его жизнь с рождения и до самой смерти – окружают предметы быта. Что же входит в это понятие?
Это – мебель, посуда, одежда и многое другое.
Откуда произошло название "Русская изба"?. Слово «Изба» произошло от слова «истьба» – «истопка» – «топить» - «отапливать».
Это сейчас мы с вами живём в квартирах. У нас есть электричество, телевизор, интернет. На кухне- плита, микроволновка, электрический чайник. А раньше люди жили в избах.
Главным украшением избы были окна, поэтому ставни на окнах делали резными, расписными. Они служили не только украшением, но и защитой от солнца, ветра и воров.
Слайд 7.
Динамическая пауза «Плетень».
Есть народная игра (идут по кругу) называется – «Плетень»
Нам в неё играть охота, (руки на пояс)
Нам в неё играть не лень! (грозят пальчиком)
Раз плетень, два плетень, (приседают 2р.)
Спрячемся от солнца в тень (закрывают лицо руками)
Посидим, отдохнём (сидят)
И опять играть начнём (встали руки вверх)
1,2,3 – плетень собери (с окончанием слов дети должны построиться в 2 шеренги; руки скрестив крест накрест)
Сели на места.
Слайд 8.
Воспитатель сообщает: «В русской избе были предметы – помощники по хозяйству. Какие это предметы, вы сейчас узнаете.
Раньше в деревнях шкафов не было. Их заменял сундук. В нё м хранили вещи: рушники, скатерти, салфетки, шали, платки.
Кочерга – это предмет народного быта, имеющий непосредственное отношение к печи. Когда дрова прогорали кочергой сдвигали угли, чтобы не было недогоревших поленьев. Для чего служила кочерга?
Дети отгадывают загадку. Воспитатель демонстрирует отгадку (слайд).
Выпускает жаркий пар
Древний чайник - ….(самовар).
Воспитатель рассказывает: «За самоваром собиралась вся большая семья: пили чай с пирогами, блинами, мёдом. Самовар стал символом домашнего уюта и семейного покоя». Воду для чаепития кипятили в самоваре. Самовар берегли и передавали по наследству. Воду для самовара приносили вёдрами, используя коромысло. Коромысло – толстая изогнутая дугой деревянная палка с крючками или выемками на концах. Для чего предназначалось коромысло?
Воспитатель загадывает следующую загадку:
Всех кормлю,
А сама безрогая. (Ложка)
Столовые приборы значительно отличались от привычных нам. Раньше ложки были деревянными, а вилок и вовсе не было. Деревянные ложки делали глубокими, так как основной пищей были супы и каши. Деревянной ложкой никогда не обожжешься. Изготавливали ложки из сосны, берёзы и клёна». Для чего ложки делали глубокими?
Слайд 9.
Для глажки белья использовали рубель. Рубель - это деревянная доска с поперечными желобками. Его использовали для глажки так: наматывали бельё на валик и колотили по нему. А уже позже в обиход пришли чугунные утюги. (картинка)
Чугунный утюг от привычного нам отличался тем, что работал без электричества. Его наполняли углями и долгое время держали над пламенем печи. Такой утюг весил более 10 кг. (картинка).
Слайд 10.
Пальчиковая игра.
Вот изба и в ней светло (домик из пальчиков)
Здесь от печки нам тепло (трём ладошки)
В печку ставим – чугунок (чашечка)
Каши чтоб сварить нам смог (вращаем рукой, как ложкой)
Дружит с чугунком ухват (вытянута рука, показ большим и указательным)
Достанет кашу для ребят
Деревянную посуду (чашечка)
В печку ставить я не буду (грозим пальчиком)
Ложки и тарелки (большой пальчик со всеми в колечко)
Глубокие и мелкие
Радуют нам взоры (хлопки в ладоши и кулаки)
Красивые узоры.
Слайд 11.
Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берёт,
Тонкой ниточкой пушистой,
Потом пряжу отдаёт? (Прялка)
Чем больше я верчусь,
Тем больше я толстею.
(Веретено)
Ребята, как вы понимаете поговорку?
У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.
Будешь хорошо прясть - хорошо оденешься.
Хорошо прядётся - весело поётся.
В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка- электричества тогда ещё не было, девушки пряли и пели песни.
Слайд 12.
Люди верили, что в каждой избе жил свой домовой – покровитель дома. Если в избе происходило что-то плохое, например пропадали вещи, то это списывали на проделки домового.
Смотрите, и у нас дома есть домовой. Он вышел с вами поздороваться.
Старались его удобрить, в тёмном уголке ставили мисочку с молоком. Если молоко исчезало, то домовой принял дар и больше не шалил, а вещи, что удивительно, находились.
А вы у себя дома замечали какие-нибудь необычные пропажи вещей? Может быть это тоже проделки домового?
Дидактическая игра «Что было раньше, а что сейчас?»
Ребята, вы сейчас должны определить на ленте времени, какими предметами старинного быта пользовались люди в древности, и спустя временной промежуток, какими пользуются сейчас в современном мире.
А после трудов праведных развлекал русский народ себя хороводами, песнями, да частушками, как и мы сейчас. Давайте встанем в круг!
Рефлексия.
Слайд 13.
Понравилось ли вам сегодня наша беседа? Что вам особенно понравилось, запомнилось сегодня на занятии? (ответы детей).
Расскажите, пожалуйста, чем наша жизнь отличается от жизни в древней Руси? Что вам показалось трудным в крестьянской жизни? (Дети вспоминают, что нового узнали они о быте крестьян на Руси).
Сейчас я передам вам клубочек, а вы назовите новые слова, которые мы с вами узнали, и расскажите для чего они использовались в древней Руси?
Воспитатель оценивает деятельность детей.
Молодцы, ребята!
Вы сегодня очень хорошо поработали.
А сейчас, я вам раздам поговорки про русскую избу, дома вам помогут прочитать родители, вы вместе подумаете, порассуждаете о чём говорится и на следующей встрече мы с вами обсудим их.
Спасибо вам за хорошую работу!