Аннета Осетрова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Знакомство с литературными жанрами»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
Тема: Знакомство с литературными жанрами
Цель: ознакомление детей с основными литературными жанрами, расширение словарного запаса.
Задачи: познакомить детей с понятиями, фольклор, сказка, пословицы, поговорки, рассказ, басня; научить находить различия между этими жанрами.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Знакомство с литературными жанрами“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Ход занятия:
Воспитатель:
- Ребята, скажите, кто из вас знае, что такое фольклор?
-Ответы детей.
Воспитатель: - Фольклор – это слово означает творчество любого народа, которое передается из поколения в поколение. Определение «фольклор» ввел английский ученый Уильям Томс в 1846 году. Фольклор – это пословицы, песни, сказки, частушки, загадки. Современная литература уходит своими корнями в фольклор, многие произведения которого похожи даже в совершенно разных культурах.
Пословицы и поговорки – малые фольклорные формы русского языка, при помощи которых может быть высказано поучение, мысли о мире и о жизни. В пословицах и поговорках используются слова и выражения, которые отражают не прямой их смысл, а иносказательный.
Воспитатель:
-Послушайте ребята пословицы и поговорки про весну:
Ай, ай, месяц май, тепл, а голоден.
Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.
Апрель обманет, под май подведет.
Апрель с водой, а май с травой.
Апрель спит да дует — бабе тепло сулит; мужик глядит: что-то еще будет.
В апреле земля преет.
В апреле ясные ночи кончаются заморозками.
В марте день с ночью меряется, равняется.
В марте мороз скрипуч, да не жгуч.
В марте-апреле зима спереди и сзади.
В поле свез навоз — с поля хлеба воз.
Весенний дождь растит, осенний гноит.
Воспитатель:
- А сейчас послушайте загадки про весну:
- Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?
-= Ответ =-
Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель -
В гости к нам пришёл.
-= Ответ =-
Я раскрываю почки,
В зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня.
-= Ответ =-
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
-= Ответ =-
Шагает красавица,
Легко земли касается,
Идёт на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку.
-= Ответ =-
У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
-= Ответ =-
Снег чернеет на полянке,
С каждым днём теплей погода.
Время класть в кладовку санки.
Это, что за время года.
-= Ответ =-
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?
-= Ответ =-
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл?
-= Ответ =-
Воспитатель:
- А что такое сказка?
-Ответы детей.
Воспитатель:
- Сказка - элемент устного народного творчества. Причиной появления сказок стало монголо-татарское нашествие на Русь. Любимыми героями сказок у жителей Руси были: Иван Царевич, Иван Дурак и т. д. Злыми героями были перевоплощё нные бусурмане: Баба - Яга (по татарски "Бабай - ага" - мудрый старец, Кощей Бессмертный (возможно, татаро - монгольский хан) и Змей Горыныч (несметное войско татарское). Сказка, как правило, имела счастливый конец. Сказка - это вымышленная история, которая повествует нам бытиё через героев.
- Перечисление сказок детьми.
Воспитатель:
- Мы много раз слышали слово «рассказ», а что это такое? Какое определение ему дать? Рассказ – это литературное произведение повествовательного характера и малого объема. В основе рассказа лежит какое-то событие, происшествие, которое происходит за короткое время. Персонажей в рассказе обычно немного.
Воспитатель читает Рассказ В. Сутеева "Три котёнка".
- ОБСУЖДЕНИЕ РАССКАЗА
Воспитатель:
-А сейчас послушайте меня ребята:
Басня Крылова Лебедь рак и щука
Содержание : Басни Крылова
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Воспитатель:
- Скажите, что это за литературный жанр?
-Ответы детей.
Воспитатель:
- Это Басня – это произведение литературы прозаической или стихотворной формы, с характерными поучительными и юмористическими фразами. Концовкой басни является мораль. Персонажами басен становятся птицы, животные, растения или вещи, подразумевающие определённых людей и высмеивающие их недостатки и пороки
Воспитатель:
- А что такое стихотворение?
-Ответы детей
Воспитатель: - Стих (стихотворение) - это небольшое по объему художественное произведение, написанное в поэтической форме, организованное по законам стихосложения
Веселые льдинки
И. Демьянов
Под самым карнизом,
Над самым оконцем
Забралось в сосульки
Весеннее солнце.
Сверкая, бегут по сосулькам слезинки…
И тают сосульки – веселые льдинки.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:
Воспитатель:
- И так скажите, что мы сегодня узнали нового?
- Ответы детей.