Получи документы

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Знакомство с литературными жанрами»

Аннета Осетрова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Знакомство с литературными жанрами»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Тема: Знакомство с литературными жанрами

Цель: ознакомление детей с основными литературными жанрами, расширение словарного запаса.

Задачи: познакомить детей с понятиями, фольклор, сказка, пословицы, поговорки, рассказ, басня; научить находить различия между этими жанрами.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Знакомство с литературными жанрами“» размещена в разделах

Ход занятия:

Воспитатель:

- Ребята, скажите, кто из вас знае, что такое фольклор?

-Ответы детей.

Воспитатель: - Фольклор – это слово означает творчество любого народа, которое передается из поколения в поколение. Определение «фольклор» ввел английский ученый Уильям Томс в 1846 году. Фольклор – это пословицы, песни, сказки, частушки, загадки. Современная литература уходит своими корнями в фольклор, многие произведения которого похожи даже в совершенно разных культурах.

Пословицы и поговорки – малые фольклорные формы русского языка, при помощи которых может быть высказано поучение, мысли о мире и о жизни. В пословицах и поговорках используются слова и выражения, которые отражают не прямой их смысл, а иносказательный.

Воспитатель:

-Послушайте ребята пословицы и поговорки про весну:

Ай, ай, месяц май, тепл, а голоден.

Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.

Апрель обманет, под май подведет.

Апрель с водой, а май с травой.

Апрель спит да дует — бабе тепло сулит; мужик глядит: что-то еще будет.

В апреле земля преет.

В апреле ясные ночи кончаются заморозками.

В марте день с ночью меряется, равняется.

В марте мороз скрипуч, да не жгуч.

В марте-апреле зима спереди и сзади.

В поле свез навоз — с поля хлеба воз.

Весенний дождь растит, осенний гноит.

Воспитатель:

- А сейчас послушайте загадки про весну:

- Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает?

-= Ответ =-

Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель -

В гости к нам пришёл.

-= Ответ =-

Я раскрываю почки,

В зелёные листочки.

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна, зовут меня.

-= Ответ =-

Дует тёплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?

-= Ответ =-

Шагает красавица,

Легко земли касается,

Идёт на поле, на реку,

И по снежку, и по цветку.

-= Ответ =-

У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой.

-= Ответ =-

Снег чернеет на полянке,

С каждым днём теплей погода.

Время класть в кладовку санки.

Это, что за время года.

-= Ответ =-

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?

-= Ответ =-

Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл?

-= Ответ =-

Воспитатель:

- А что такое сказка?

-Ответы детей.

Воспитатель:

- Сказка - элемент устного народного творчества. Причиной появления сказок стало монголо-татарское нашествие на Русь. Любимыми героями сказок у жителей Руси были: Иван Царевич, Иван Дурак и т. д. Злыми героями были перевоплощё нные бусурмане: Баба - Яга (по татарски "Бабай - ага" - мудрый старец, Кощей Бессмертный (возможно, татаро - монгольский хан) и Змей Горыныч (несметное войско татарское). Сказка, как правило, имела счастливый конец. Сказка - это вымышленная история, которая повествует нам бытиё через героев.

- Перечисление сказок детьми.

Воспитатель:

- Мы много раз слышали слово «рассказ», а что это такое? Какое определение ему дать? Рассказ – это литературное произведение повествовательного характера и малого объема. В основе рассказа лежит какое-то событие, происшествие, которое происходит за короткое время. Персонажей в рассказе обычно немного.

Воспитатель читает Рассказ В. Сутеева "Три котёнка".

- ОБСУЖДЕНИЕ РАССКАЗА

Воспитатель:

-А сейчас послушайте меня ребята:

Басня Крылова Лебедь рак и щука

Содержание : Басни Крылова

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;

Да только воз и ныне там.

Воспитатель:

- Скажите, что это за литературный жанр?

-Ответы детей.

Воспитатель:

- Это Басня – это произведение литературы прозаической или стихотворной формы, с характерными поучительными и юмористическими фразами. Концовкой басни является мораль. Персонажами басен становятся птицы, животные, растения или вещи, подразумевающие определённых людей и высмеивающие их недостатки и пороки

Воспитатель:

- А что такое стихотворение?

-Ответы детей

Воспитатель: - Стих (стихотворение) - это небольшое по объему художественное произведение, написанное в поэтической форме, организованное по законам стихосложения

Веселые льдинки

И. Демьянов

Под самым карнизом,

Над самым оконцем

Забралось в сосульки

Весеннее солнце.

Сверкая, бегут по сосулькам слезинки…

И тают сосульки – веселые льдинки.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

Воспитатель:

- И так скажите, что мы сегодня узнали нового?

- Ответы детей.

Публикации по теме:

«Использование проектной деятельности при знакомстве детей дошкольного возраста с жанрами живописи» Цель: - Разработка вариативных форм образовательной деятельности с детьми по художественно - творческому развитию (изобразительная деятельность).

Конспект НОД «Знакомство с коровой» Занятие № 5 «Знакомство с коровой» Цель: ознакомление детей с домашними животными Задачи: - знакомить детей с коровой; - закрепить понятие.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Знакомство с жанрами худ. литературы.» И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица»Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Знакомство с жанрами худ. литературы.» И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица» Цель: • Знакомство с творчеством И. А. Крылова, чтение басни «Ворона и Лисица», Познакомить детей с басней - с одним из жанром художественно.

Моё знакомство с мандалойМоё знакомство с мандалой Пробегая по просторам интернета взгляд мой остановился на рисунках и раскрасках, так называемых «антистрессах». О! При нашей не совсем спокойной.

НОД «Знакомство с искусством. Портрет» .

Занятие «Знакомство с боюськой», знакомство дошкольников с чувством страх, преодоление тревожности у детей 5–7 лет. Конспект занятия знакомство с чувством страха. Старший дошкольный возраст Психолог: Добрый день, ребята. Я рада вас видеть. Смотрите, кто.

Знакомство с БолгариейЗнакомство с Болгарией В целях развития международного сотрудничества в сфере дошкольного образования, обмена опытом и реализации совместных проектов в сфере дошкольного.

Знакомство с олимпийскими играми В нашей группе прошла тематическая неделя "Олимпийская неделя". Дети узнали что такое олимпийские игры, символика. Была показана презентация.

Знакомство с шершнямиЗнакомство с шершнями Все мы знаем, что окружающий мир открывается ребёнку не только из рассказа воспитателя или родителей, но и через опыт его личных ощущений.

Знакомство с журналамиЗнакомство с журналами Знакомство с журналами В нашем ДОУ, проходил проект «Неделя книги». В рамках этого проекта, я отвела два дня на то, чтобы познакомить ребят.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Знакомство с литературными жанрами»
Опубликовано: 15 октября 2016 в 23:17
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Знакомство с литературными жанрами»» (включая файлы) размещена пользователем Аннета Осетрова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД