Ирина Ещик
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Знакомство с историей и культурой казаков»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе
«Знакомство с историей и культурой казаков»
Тема: «Знакомство с жилищем и бытом казаков».
Цель: познакомить детей с жилищем и бытом казаков.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Знакомство с историей и культурой казаков“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные: сформировать представление о жилище казака, его особенностях; показать и рассказать о назначении комнат в казачьем курене, их убранстве, познакомить с бытом казаков.
Развивающие : развивать внимание, память. Прививать бережное отношение к традициям родного края. Развивать и обогащать словарный запас.
Воспитательные: продолжать воспитывать желание познавать культуру, обычаи и традиции своего народа. Воспитывать нравственные чувства. Воспитывать любовь к своей малой Родине. Воспитывать чувство гордости за свой народ.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Социально – коммуникативное развитие»; «Художественно – эстетическое развитие»; «Речевое развитие»; «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: музыкальная, игровая, двигательная, коммуникативная.
Предварительная работа: изготовление макета казачьего двора, выставка детских рисунков «Наш поселок», разучивание игры «Вокруг куреня хожу».
Материал и оборудование: макета казачьего двора, презентация к НОД, папаха, запись казачьих песен.
Ход НОД:
1. Организационный момент:
- Ребята я вижу, что у всех вас сегодня хорошее настроение, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся и поделимся с ними своими улыбками. Вот теперь у нас и наших гостей хорошее настроение, давайте сохраним его на весь день.
- Ребята, скажите мне, как называется страна, в которой мы живем.
- Правильно – Россия. Вот она на нашем экране. Давайте сядем на стульчики и посмотрим внимательно, где же на карте наш с вами город. (Дети садятся, а воспитатель показывает на карте место, где находится город. (слайд №3)
2. Основная часть:
1. Беседа на тему: Казачье подворье.
- Среди просторов нашей большой страны есть наш город, где мы живём, где родная земля, родной дом и самые близкие нам люди! Как он называется? А как одним словом можно назвать близких людей? (Родственники, родня слайд №4)
- Правильно, родственники - это ваши папы, мамы, бабушки и дедушки. А есть еще ваши родственники, которые жили до них - давным- давно. И вот сегодня у нас с вами есть возможность увидеть, как же жили наши дальние родственники, увидеть некоторые предметы быта, которыми они пользовались.
- У меня есть волшебная казачья папаха, которая нам поможет отправиться в прошлое. Я возьму ее, повернусь вокруг себя три раза и скажу: «Время, время помоги, в наше прошлое верни!» Будете мне помогать? А волшебные слова запомнили? (Ответы детей)
- Тогда давайте встанем, повернемся три раза и скажем волшебные слова: «Время, время помоги, в наше прошлое верни!»
(звучит волшебная музыка и на экране появляется казачье подворье (слайд №5, а на столе перед детьми макет подворья).
- Ребята, как вы думаете, чей это двор?
-Правильно, это казачий двор - подворье. Давайте с вами внимательно посмотрим, что же находилось у казаков во дворе.
- В обустройстве подворья казаки всегда соблюдали главное правило: здесь все должно быть под рукой, на виду. (слайд №6)
- Посмотрите на макет и скажите, что это такое?
- Правильно, это казачья хата. А вы знаете, из чего ее строили?
- Стены хаты делали из прутьев, смазывали их глиной с двух сторон, чтобы крепче держались и не разваливались. Пол делали тоже из глины. Потом внутри и снаружи белили, чтобы было чисто и красиво.
- Посмотрите внимательно на хату, и скажите, чем покрывали крышу?
- Правильно, соломой. Казаки строили свои хаты из местных природных материалов, их ведь вокруг было очень много.
- Ребята, посмотрите на макет, двор широкий, просторный. Что находилось во дворе?
- Да, во дворе находилась печка, рядом большой и длинный стол, лавки, колодец, конюшня, во дворе держали коров, свиней, кур. (слайд №7)
- Скажите, чем казаки огораживали свои подворья? (слайд №8)
- Правильно, подворье огораживалось плетнем – забором из переплетенных прутьев. У плетня играли дети.
Ребята, а давайте и мы поиграем в казачью игру «Вокруг куреня хожу».
2. Физкультминутка. (проводится игра «Вокруг куреня хожу», слайд №9)
Дети стоят в кругу, водящий идет за кругом со словами:
«Вокруг куреня хожу
И в окошечки смотрю,
К одному я подойду
И в окошко постучу»
Тук-тук.
Ребенок, стоящий в кругу, спрашивает: «Кто там?»
Водящий отвечает: «Это я, казачка Катя».
Ребенок: - Зачем пришла?
Водящий: - Побежим на перегонки. Дети разбегаются в разные стороны за кругом и встречаются на месте стоящего ребенка. Выигрывает тот, кто прибежит первым. Игра повторяется 2-3 раза, со сменой водящего.
3. Беседа на тему: «В казачьей горнице» (слайд №10)
- Ребята, а кто знает, как по-другому называли казаки свою хату?
- Правильно, курень. Само слово «курень» означает «круглый». В таком жилище комнаты располагались по кругу, а в центре стояла печь, которая служила для приготовления пищи и обогревания всего дома. Окна в курене закрывались ставнями. А сейчас мы чем закрываем окна? (Ответы детей)
-Дверь в курене была низкой и небольшой – войти можно было медленно и только по одному. Закрывалась дверь обязательно вовнутрь, чтобы можно было надежно подпереть ее изнутри, казаки говорили : «Мой дом – моя крепость»
- Ребята, вы хотите попасть в настоящий казачий курень? (Звучит казачья песня. На слайде №11казачья горница)
- Курень, куренёк,
он не низок, не высок.
Заходите в мой курень,
да побудьте там часок.
- Здорово дневали. (Ответ детей и гостей)
- Семья у казака большая, и в ней не принято лениться, каждый имеет свои обязанности по хозяйству и у каждого по дому своя работа. Всё что находится в курене сделано с любовью, своими руками. Давайте посмотрим, кто, чем занят. Эта кунацкая – комната, где живут холостые казаки и подростки (на слайде №12 казачья форма, оружие, фотографии, папаха, фуражка). В кунацкую женщины и дети не заходят, потому что там есть оружие, можно покалечиться. Кунацкая — это место, где растили воина и защитника, поэтому в ней ничего недолжно быть лишнего.
- Ребята, а вы как думаете, есть здесь что - нибудь лишнее?
(Игра «Убери лишнее», положить подушку, игрушку, зеркало).
- Правильно, зеркало. Некогда казаку собой любоваться, надо к службе готовиться.
- Да, игрушка. А казачата разве не играли?
- Казачата не играют в кунацкой, они здесь к службе готовятся. А, что же еще здесь лишнее?
- Правильно, подушка, казака с детства готовили к военной службе, к суровым условиям, спать на жестком, у казаков и локоть-подушка и шинель-одеяло.
- Молодцы, все правильно, отгадали. Наверно это младший братик пошалил. А в это время старшие братья учатся владеть шашкой.
- Молодцы. А вот и кухня, у казачек она называется стряпка. А как вы думаете, почему эта часть дома так называется? (Ответ детей, слайд №13)
- Ребята, посмотрите, как здесь красиво, тепло и уютно.
- Казачки, хорошие хозяйки, любят чистоту и порядок, а ещё они очень любят вкусно готовить. А вы знаете любимые блюда казаков? (лапша, борщ, уха, студень, каймак, узвар - компот из сухофруктов, пироги)
- А теперь я покажу вам женскую половину. (слайд№14) Это спальня - домушка (прялка, кровать, сундук). Девочек-казачек воспитывают хорошими хозяйками.
- Ребята, кто знает, что это за ящик здесь стоит?
- Действительно, это не ящик, а сундук, в котором казаки хранят свои вещи.
- Все вещи сделаны своими руками и с большой любовью.
Ребята, а давайте мы еще поиграем в казачью игру. (слайд №15)
Игра «Золотые ворота»
Цель: Развивать умение действовать по сигналу, внимание, упражнять детей ориентироваться в пространстве по слуховому восприятию, построению в круг, хороводному движению.
Золотые ворота
Проходите, господа,
Первой мать пройдет
Всех детей проведет
Первый раз прощается
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас.
Правило: трое - четверо детей стоят в кругу с поднятыми руками, условно являясь «воротами».
Другая часть детей выстраиваются в «цепочку» под песню.
Впереди стоящий в цепочке водит их в «ворота».
Как песня заканчивается «ворота» опускают вниз руке и те, кто оказался пойманными в кругу, присоединяются к «воротам».
Снова поют песню и оставшиеся дети в «цепочке» проделывают то же самое. Играют до тех пор, пока не останется трое - четверо играющих, которые по желанию становятся «воротами», а стоящие в «воротах» начинают ходить «цепочкой».
Игра в этом случае продолжается.
- В гостях хорошо, а дома лучше, пора и нам отправляться домой.
Воспитатель берет папаху, дети встают, поворачиваются три раза по кругу, и все говорят: «Время, время помоги, и обратно нас верни».
3. Рефлексия:
- Ну, вот мы и дома, ребята (слайд №16, что сегодня нового вы узнали об устройстве казачьего куреня, а что вам понравилось больше всего? Что нового ещё хочется вам узнать? «Казачьему роду нет переводу», это древний наказ наших предков-казаков, его мы должны знать, в сердце хранить и свято выполнять. Вам хочется соблюдать эти казачьи традиции?
- Молодцы ребята, мне тоже очень понравилось с вами путешествовать. Скажите, в какую казачью игру вам больше всего понравилось играть? (ответы детей)
- Еще хотите поиграть? Тогда становитесь в хоровод.