МААМ-картинки

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Знакомство с историей и культурой казаков» (3 фото)

Ирина Ещик
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Знакомство с историей и культурой казаков»

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе

«Знакомство с историей и культурой казаков»

Тема: «Знакомство с жилищем и бытом казаков».

Цель: познакомить детей с жилищем и бытом казаков.

Задачи:

Образовательные: сформировать представление о жилище казака, его особенностях; показать и рассказать о назначении комнат в казачьем курене, их убранстве, познакомить с бытом казаков.

Развивающие: развивать внимание, память. Прививать бережное отношение к традициям родного края. Развивать и обогащать словарный запас.

Воспитательные: продолжать воспитывать желание познавать культуру, обычаи и традиции своего народа. Воспитывать нравственные чувства. Воспитывать любовь к своей малой Родине. Воспитывать чувство гордости за свой народ.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Социально – коммуникативное развитие»; «Художественно – эстетическое развитие»; «Речевое развитие»; «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: музыкальная, игровая, двигательная, коммуникативная.

Предварительная работа: изготовление макета казачьего двора, выставка детских рисунков «Наш поселок», разучивание игры «Вокруг куреня хожу».

Материал и оборудование: макета казачьего двора, презентация к НОД, папаха, запись казачьих песен.

Ход НОД:

1. Организационный момент:

- Ребята я вижу, что у всех вас сегодня хорошее настроение, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся и поделимся с ними своими улыбками. Вот теперь у нас и наших гостей хорошее настроение, давайте сохраним его на весь день.

- Ребята, скажите мне, как называется страна, в которой мы живем.

- Правильно – Россия. Вот она на нашем экране. Давайте сядем на стульчики и посмотрим внимательно, где же на карте наш с вами город. (Дети садятся, а воспитатель показывает на карте место, где находится город. (слайд №3)

2. Основная часть:

1. Беседа на тему: Казачье подворье.

- Среди просторов нашей большой страны есть наш город, где мы живём, где родная земля, родной дом и самые близкие нам люди! Как он называется? А как одним словом можно назвать близких людей? (Родственники, родня слайд №4)

- Правильно, родственники - это ваши папы, мамы, бабушки и дедушки. А есть еще ваши родственники, которые жили до них - давным- давно. И вот сегодня у нас с вами есть возможность увидеть, как же жили наши дальние родственники, увидеть некоторые предметы быта, которыми они пользовались.

- У меня есть волшебная казачья папаха, которая нам поможет отправиться в прошлое. Я возьму ее, повернусь вокруг себя три раза и скажу: «Время, время помоги, в наше прошлое верни!» Будете мне помогать? А волшебные слова запомнили? (Ответы детей)

- Тогда давайте встанем, повернемся три раза и скажем волшебные слова: «Время, время помоги, в наше прошлое верни!»

(звучит волшебная музыка и на экране появляется казачье подворье (слайд №5, а на столе перед детьми макет подворья).

- Ребята, как вы думаете, чей это двор?

-Правильно, это казачий двор - подворье. Давайте с вами внимательно посмотрим, что же находилось у казаков во дворе.

- В обустройстве подворья казаки всегда соблюдали главное правило: здесь все должно быть под рукой, на виду. (слайд №6)

- Посмотрите на макет и скажите, что это такое?

- Правильно, это казачья хата. А вы знаете, из чего ее строили?

- Стены хаты делали из прутьев, смазывали их глиной с двух сторон, чтобы крепче держались и не разваливались. Пол делали тоже из глины. Потом внутри и снаружи белили, чтобы было чисто и красиво.

- Посмотрите внимательно на хату, и скажите, чем покрывали крышу?

- Правильно, соломой. Казаки строили свои хаты из местных природных материалов, их ведь вокруг было очень много.

- Ребята, посмотрите на макет, двор широкий, просторный. Что находилось во дворе?

- Да, во дворе находилась печка, рядом большой и длинный стол, лавки, колодец, конюшня, во дворе держали коров, свиней, кур. (слайд №7)

- Скажите, чем казаки огораживали свои подворья? (слайд №8)

- Правильно, подворье огораживалось плетнем – забором из переплетенных прутьев. У плетня играли дети.

Ребята, а давайте и мы поиграем в казачью игру «Вокруг куреня хожу».

2. Физкультминутка. (проводится игра «Вокруг куреня хожу», слайд №9)

Дети стоят в кругу, водящий идет за кругом со словами:

«Вокруг куреня хожу

И в окошечки смотрю,

К одному я подойду

И в окошко постучу»

Тук-тук.

Ребенок, стоящий в кругу, спрашивает: «Кто там?»

Водящий отвечает: «Это я, казачка Катя».

Ребенок: - Зачем пришла?

Водящий: - Побежим на перегонки. Дети разбегаются в разные стороны за кругом и встречаются на месте стоящего ребенка. Выигрывает тот, кто прибежит первым. Игра повторяется 2-3 раза, со сменой водящего.

3. Беседа на тему: «В казачьей горнице» (слайд №10)

- Ребята, а кто знает, как по-другому называли казаки свою хату?

- Правильно, курень. Само слово «курень» означает «круглый». В таком жилище комнаты располагались по кругу, а в центре стояла печь, которая служила для приготовления пищи и обогревания всего дома. Окна в курене закрывались ставнями. А сейчас мы чем закрываем окна? (Ответы детей)

-Дверь в курене была низкой и небольшой – войти можно было медленно и только по одному. Закрывалась дверь обязательно вовнутрь, чтобы можно было надежно подпереть ее изнутри, казаки говорили: «Мой дом – моя крепость»

- Ребята, вы хотите попасть в настоящий казачий курень? (Звучит казачья песня. На слайде №11казачья горница)

- Курень, куренёк,

он не низок, не высок.

Заходите в мой курень,

да побудьте там часок.

- Здорово дневали. (Ответ детей и гостей)

- Семья у казака большая, и в ней не принято лениться, каждый имеет свои обязанности по хозяйству и у каждого по дому своя работа. Всё что находится в курене сделано с любовью, своими руками. Давайте посмотрим, кто, чем занят. Эта кунацкая – комната, где живут холостые казаки и подростки (на слайде №12 казачья форма, оружие, фотографии, папаха, фуражка). В кунацкую женщины и дети не заходят, потому что там есть оружие, можно покалечиться. Кунацкая — это место, где растили воина и защитника, поэтому в ней ничего недолжно быть лишнего.

- Ребята, а вы как думаете, есть здесь что - нибудь лишнее?

(Игра «Убери лишнее», положить подушку, игрушку, зеркало).

- Правильно, зеркало. Некогда казаку собой любоваться, надо к службе готовиться.

- Да, игрушка. А казачата разве не играли?

- Казачата не играют в кунацкой, они здесь к службе готовятся. А, что же еще здесь лишнее?

- Правильно, подушка, казака с детства готовили к военной службе, к суровым условиям, спать на жестком, у казаков и локоть-подушка и шинель-одеяло.

- Молодцы, все правильно, отгадали. Наверно это младший братик пошалил. А в это время старшие братья учатся владеть шашкой.

- Молодцы. А вот и кухня, у казачек она называется стряпка. А как вы думаете, почему эта часть дома так называется? (Ответ детей, слайд №13)

- Ребята, посмотрите, как здесь красиво, тепло и уютно.

- Казачки, хорошие хозяйки, любят чистоту и порядок, а ещё они очень любят вкусно готовить. А вы знаете любимые блюда казаков? (лапша, борщ, уха, студень, каймак, узвар - компот из сухофруктов, пироги)

- А теперь я покажу вам женскую половину. (слайд№14) Это спальня - домушка (прялка, кровать, сундук). Девочек-казачек воспитывают хорошими хозяйками.

- Ребята, кто знает, что это за ящик здесь стоит?

- Действительно, это не ящик, а сундук, в котором казаки хранят свои вещи.

- Все вещи сделаны своими руками и с большой любовью.

Ребята, а давайте мы еще поиграем в казачью игру. (слайд №15)

Игра «Золотые ворота»

Цель: Развивать умение действовать по сигналу, внимание, упражнять детей ориентироваться в пространстве по слуховому восприятию, построению в круг, хороводному движению.

Золотые ворота

Проходите, господа,

Первой мать пройдет

Всех детей проведет

Первый раз прощается

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас.

Правило: трое - четверо детей стоят в кругу с поднятыми руками, условно являясь «воротами».

Другая часть детей выстраиваются в «цепочку» под песню.

Впереди стоящий в цепочке водит их в «ворота».

Как песня заканчивается «ворота» опускают вниз руке и те, кто оказался пойманными в кругу, присоединяются к «воротам».

Снова поют песню и оставшиеся дети в «цепочке» проделывают то же самое. Играют до тех пор, пока не останется трое - четверо играющих, которые по желанию становятся «воротами», а стоящие в «воротах» начинают ходить «цепочкой».

Игра в этом случае продолжается.

- В гостях хорошо, а дома лучше, пора и нам отправляться домой.

Воспитатель берет папаху, дети встают, поворачиваются три раза по кругу, и все говорят: «Время, время помоги, и обратно нас верни».

3. Рефлексия:

- Ну, вот мы и дома, ребята (слайд №16, что сегодня нового вы узнали об устройстве казачьего куреня, а что вам понравилось больше всего? Что нового ещё хочется вам узнать? «Казачьему роду нет переводу», это древний наказ наших предков-казаков, его мы должны знать, в сердце хранить и свято выполнять. Вам хочется соблюдать эти казачьи традиции?

- Молодцы ребята, мне тоже очень понравилось с вами путешествовать. Скажите, в какую казачью игру вам больше всего понравилось играть? (ответы детей)

- Еще хотите поиграть? Тогда становитесь в хоровод.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Знакомство с историей и культурой казаков»
Фото «Знакомство с историей и культурой казаков»
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе - фото

Прикреплённые файлы:

kazache-podvore_jdfs1.pptx | 5475,89 Кб
 
Публикации по теме:

Художественно-познавательный проект в старшей группе детей с ООП «Знакомство с культурой, традициями и искусством Японии» Художественно-познавательный проект в старшей группе (5- 6 лет) детей с ООП Проектная идея: Провести цикл мероприятий по художественно-эстетической.

Конспект интегрированного НОД по познавательному развитию в младшей группе «Знакомство с коровой и теленком» Программное содержание: Формировать представление о внешнем виде коровы (большая, есть туловище, голова, на голове глаза, уши, рот, рога;.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Знакомство народными традициями и культурой татарского народа»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Знакомство народными традициями и культурой татарского народа» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная. Цель: познакомить.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Знакомство с историей и культурой казаков»
Опубликовано: 9 октября 2024 в 12:08
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Знакомство с историей и культурой казаков»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Ещик в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 октября. День мелкой моторики. Передвижка «Мелкая моторика»

Мелкой моторикой называют тонкие движения кистей и пальцев рук. Они необходимы для многих действий, которые совершает человек в быту, творчестве и труде. А еще доказано, что развитие мелкой моторики...

10 октября. Всемирный день зрения. Передвижка «Берегите зрение»

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Это чудесный дар природы, благодаря которому мы воспринимаем внешний мир. Для привлечения внимания к проблеме сохранения зрения и заботе о здоровье глаз...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД