Лариса Малышева
«Знакомство с буквой «Щ»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
1. Познакомить детей с буквой «Щ» (заглавной и строчной) и с новыми грамматическими правилами.
2. Закрепить умение детей проводить звукобуквенный анализ предложения.
3. Продолжать учить детей читать.
4. Развивать фонематический слух, речевой аппарат детей.
5. Воспитывать аккуратность.
Материал дем-ый: Дид. игра «Назови слова», указка, касса букв, фишки 4-х цветов, схемы предложения.
Материал разд-ый: указка, касса букв, фишки 4-х цветов, схема предложения, фишки – игрушки.
Ход занятия:
Дети стоят в кругу
Публикация «„Знакомство с буквой „Щ“» размещена в разделах
1. В: Дети, вы пробовали щавель на вкус? Какой он?
Д: кислый, полезный
В: Дети, изобразите мимикой ощущение кислого щавеля.
(Дети выполняют задание.)
В: Слышите нас мама зовет. Давайте ей ответим. «Ты нас мама не ищи, щиплем щавель мы на щи».
(Дети повторяют чистоговорку.)
В:Какой звук вы слышали чаще других? Произнесите чистоговорку так, чтобы было отчетливо слышно звук (щ) Воспитатель предлагает повторить мальчикам, девочкам.
В:Что вы можете сказать об этом звуке?
Д: Этот звук мягкий согласный.
В: Назовите у звука (щ) твердого братца?
Д: Его нет.
В: Правильно звук (щ) всегда мягкий согласный.
В:На свое место сядет тот, кто назовет слова, в названии которых слышится звук (щ).
(Дети занимают свои места).
2. Дид. игра «Прятки»
В: Звук (щ) очень любит играть в прятки. Приготовьте карточки и фишки. Если вы услышите звук (щ) слышится в начале слова, куда вы положите фишку?
Д: Мы положим в первую клеточку.
(щенок, кащей, щука, вещь, плащ, щипцы и т. д.)
В: Какой вывод можно сделать о звуке (щ?
Д: Этот звук может стоять в начале, середине и конце слова.
3. В: Однажды звук (щ) пригласили на бал. Расстроился звук. Как вы думаете почему?
Д: Протому что звук увидеть нельзя, его только слышат и произносят.
В: Добрая волшебница подарила ему наряд. Как вы думаете какой?
Д: Волшебница подарила ему букву Щ.
В: На что похожа буква Щ?
Д: «На расческу Щ похожа
Три зубца всего ну что же?»
В: Буква Щ бывает заглавная и строчная. Как вы думаете когда пишется заглавная буква Щ, а когда строчная?
(Ответы детей, приводят примеры)
В: Согласная буква Щ дружит с гласными. Дети, если с согласной буквой Щ встанет гласная буква А, какой слог получится? (ЩА)
Дети, если с согласной буквой Щ встанет гласная буква И, какой слог получится? (ЩИ)
Дети, если с согласной буквой Щ встанет гласная буква У, какой слог получится? (ЩУ)
Запомните правило: ЩА пиши и А, ЩИ пиши и И, ЩУ пиши и У.
4. В: Перед вами слоги. Прочитайте их. (Дети читают слоги на доске)
В: Что можно из них составить? (слова)
В: Составьте из этих слогов три слова (щу, ка, ре, ка, ры, бак)
(Три человека выходят к доске и выкладывают получившиеся слова)
5. В: Составьте с этими словами красивые предложения.
(Дети называют предложения).
6. Физ/минутка
«Рыбка плавает в водице
Рыбке весело играть
Рыбка, рыбка озорница
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла.
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.»
7. В: Приготовьте кассы, фишки для звукового анализа. Сейчас мы проведем звукобуквенный анализ предложения «Щука плывет в сети». Какое первое слово в предложении? Назовите первый звук в слове "щука". Что вы можите о нем рассказать? Какой буквой обозначим?
(Дети вместе с воспитателем выкладывают предложение).
8. В: С какой новой буквой вы сегодня познакомились? Какой звук мы ей обозначаем? Желаю вам в дальнейшем крепкой дружбы с буквой Щ.