Ирина Кузиванова
«Знакомство с буквой к и звуком [к]»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Обучающие задачи: - Познакомить детей с согласным звуком [ к]
- Познакомить с буквой К
- Продолжать знакомство с устным народным творчеством: сказки, загадки, скороговорки
- Выучить новую скороговорку
Развивающие задачи: - Развивать фонематический слух, речь, мелкие мышцы
рук;
-Развивать пространственное видение
Воспитательные задачи: -Воспитывать умение слышать друг друга и воспитателя, внимание и аккуратность в работе.
Публикация «„Знакомство с буквой к и звуком [к]“» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Оборудование: Предметные картинки «Красная шапочка», «Карлсон», «Колобок», наборы букв, счетные палочки, указка.
Ход занятия:
1. Организационный этап:
Воспитатель: Давайте поздороваемся. Есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Солнце красному.
Дети: Привет!
Воспитатель: Небу ясному.
Дети: Привет!
Воспитатель: Люди взрослые и малыши.
Дети: Вам привет от всей души!
Воспитатель: Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим, друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. (Берет в руки зажженную свечу. Дети стоят в кругу.) Посмотрите, какая искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас на протяжении всего нашего общения. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения. Я прошу вас присесть на свои места.
2. Этап с опорой на личный опыт:
Актуализация знаний: Игра «Кто внимательный».
(В игре используются карточки с буквами : дети называют букву, соответствующую звуку.)
Воспитатель:- Что мы с вами знаем о гласных звуках? ( Ответы детей: Их можно пропеть, воздух свободно проходит через рот, не встречая преград.)
- Назовите звуки, которые живут в этих буквах? (А, О, У, И, Ы)
- Ребята, давайте вспомним, что такое буква, а что такое звук? ( Ответы детей:
Буквы мы пишем, видим, значок для записи; Звуки- слышим и произносим).
- Что мы знаем о согласных звуках? ( Ответы детей: Мы их пропеть не можем, встречаем преграды зубы, губы, язык).
- Посмотрите на буквы и назовите звуки. (Н, Т, С)
3. Основной этап. Новый материал.
(Дети садятся за столы)
а. Фонетическая зарядка:
Воспитатель:- Ребята, когда я утром пришла в детский сад, то на полу нашла картинку, а кто там изображен вы узнаете, когда отгадаете загадку.
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода кора. (Заяц)
-Нашего гостя зовут Зяма.
Воспитатель:- Вы любите сказки, «сказочные загадки». Тогда отгадайте загадки, которые приготовил вам Зяма.
- В какой сказке живут: бабушка, дедушка, заяц, волк, медведь, лиса и маленький путешественник? «Колобок».
- «Я думал, думал и все понял. Это неправильные пчелы и они делают неправильный мед». Винни-пух, «Винни-пух и все, все, все».
- Как звали девочку, которая отправилась в гости к своей бабушке и встетились с серым волком? «Красная шапочка»
- «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!». «Лиса из сказки «Заюшкина избушка»
- Кто сказал: «Спокойствие, только спокойствие!» «Карлсон».
Воспитатель:- Назовите героев сказок, имена которых начинаются с одного и того же звука.
(Карлсон, Красная шапочка, Колобок)
- А почему вы выбрали именно эти карточки с героями? ( Ответы детей: Так как они начинаются с одного и того же звука [к].
б. Артикуляция звука [к].
Воспитатель:- Давайте вместе произнесем звук [к]
- Понаблюдаем за положением языка, губ и зубов. (Ответы детей)
- Когда мы произносим звук [к] спинка языка стучит глубоко во рту по небу, а кончик языка- за нижними зубами.
в. Звук [к] согласный.
Воспитатель: - Произнесите еще раз: [к-к-к]
- Какие преграды мы встречаем, произнося звук [к]? ( Ответы детей: язык, губы)
- Значит, какой это звук? (Согласный)
г. Звук [к] глухой
Воспитатель:
- С голосом или шепотом мы произносим согласный звук [к] (Без голоса)
- Давайте проверим. Приготовьте тыльную сторону ладошки.
- Приложите ее к горлу и произнесите звук [к]. Поет горлышко? (Нет)
-Значит какой это звук : глухой или звонкий? (Глухой)
д. Звук [к] может быть твердым или мягким. Предметная картинка- «кот»
Воспитатель:- Ребята, Зяма приготовил нам скороговорку.
- А вы знаете, что такое скороговорка и для чего она нужна? (Чтоб мы быстро и правильно произносили слова)
- Теперь послушайте скороговорку от Зямы.
-Котик ниток клубок укатил в уголок.
-Давайте проговорим ее вместе.
- О ком эта скороговорка? (О коте)
- Как по другому можно назвать кота? (Котик, кошка, кот, киска)
(Демонстрация картинки «кота».)
- Назовите первый звук в слове «котик» ([к])
- А в слове «киска» назовите первый звук( [к*])
- Сравните звуки- [к], [к*]?
- [к] какой? (Твердый)
- А [к*]? (Мягкий)
- Сделайте вывод: что мы узнали о звуке [к]?
(Звук [к] –согласный, глухой, может быть твердым и мягким.
е. Игра «Где живет звук».
Воспитатель:- Давайте повторим скороговорку. Вместе и индивидуально.
-Назовите слова в скороговорке, в которых встречается звук [к]? (Котик, ниток, клубок, укатил, уголок).
- Определите место звука [к] в этих словах. В начале, в середине, в конце слова он стоит.
Физминутка: Мы активно отдыхаем
То встаем, то приседаем-
1-2-3-4-5
Вот как надо отдыхать! Приседание
Головой теперь покрутим-
Лучше мозг работать будет. Вращение головой
Вертим туловищем бодро-
Это тоже славный отдых. Вращение туловищем
Отдохнули- и за дело,
Снова мы на стульчик сели. Дети садятся на стульчики
ж. Знакомство с буквой К.
Демонстрация буквы К.
(Воспитатель показывает букву К.)
- Ребята, в этой букве живет звук [к].
- Давайте пропишем в воздухе букву К.
- Каким цветом будем закрашивать букву К? (Cиним)
-Почему? (Это буква согласного звука).
- Выложите из счетных палочек букву К.
- Сколько палочек взяли, чтобы выложить букву К? (Три)
- Справа или слева будете ложить палочки, чтобы получилась буква К? (Справа)
(Каждый выкладывает за столом)
- Назовите слова со звуком [к] и [к*]/
- Определите место звука [к] и [к*] вначале, в середине или в конце.
- Разделите эти слова на слоги.
4. Итог занятия:
Воспитатель:- С каким звуком познакомились? ([к])
-Какой он? (Звук согласный, глухой, может быть твердым мягким)
-Какую букву выучили? (К)
-Кто проговорит скороговорку, которую мы сегодня выучили?
-Что понравилось?
-Что было легко?
-А с чем вам было справляться трудно?
- А теперь возьмите смайлики и оцените себя.
-А теперь закройте глазки, кого я поглажу по головке, значит он мне понравился, как работал на занятии.
-Подымите руки кого я погладила. (Всех)
-Мне очень все понравились, как работали активно, друг друга не перебивали. Молодцы.
- Вот наш гость Зяма передал каждому по букве К в подарок и попросил их дома интересно разукрасить и повесить на наше буквенное дерево.