МААМ-картинки

Конспект НОД «Знакомство детей с элементами национального мордовского костюма»

Ирина Наумкина
Конспект НОД «Знакомство детей с элементами национального мордовского костюма»
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи:

Обучающие:

• закрепить знания о родном крае;

• дать представление о предметах быта мордвы, мордовской национальной одежде;

• учить и правильно называть новые слова (панар, пулай, панго);

• закрепить знание основных цветов, использованных в мордовском орнаменте, умение составлять узор из уже знакомых элементов мордовской вышивки;

Темочки:

• учить проявлять интерес к выполнению различных творческих работ;

• формировать у детей потребность в двигательной активности.

Развивающие:

• развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность;

• расширять словарный запас детей; развивать интерес к мордовскому национальному костюму;

• развивать навыки работы в коллективе;

• развивать мелкую моторику рук через продуктивную деятельность.

Воспитательные:

• воспитывать чувство патриотизма и любовь к родному краю;

• уважительное отношение к прошлому и культуре своего народа.

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная.

Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые, практические.

Материалы и оборудование: предметы быта старины: прялка, веретено, коврик, лапти, ступа, кувшин, сундук, берестяная шкатулка; национальный костюм народов Мордовии, украшения; соль цветная; шаблон рубашки с узором; клей ПВА, кисточки для клея, подставки для кисточек, пиалы для клея, салфетки, подносы, клеенка.

Предварительная работа: чтение художественной литературы; знакомство с мордовским национальным костюмом; рассматривание книг – альбомов и слайдов: «Мой край», «Мы – мордва», «Здравствуй, Мордовия», «Древняя мордва»; рассматривание картин одежды на репродукциях известных художников; занятия по художественному творчеству – отображение в детских работах элементов национального орнамента и узоров.

Словарная работа: «орнамент», «панар», «панго», «пулай», «сапоня», «сюлган», дизайнер.

Планируемые результаты: закрепление детей знаний о национальном мордовском костюме его элементах и орнамент.

Содержание непосредственно образовательной деятельности:

I. Организационный момент.

Дети с воспитателем становятся в круг.

Собрались все дети в круг

Я – твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Стук в дверь. Открываем, прислали письмо.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим от кого письмо и прочитаем его!

Ответы детей : Да

Здравствуйте ребята! Пишет вам Куйгорож! Скоро концерт «Шумбрат Мордовия и наш ансамбль «Моро» пригласили выступать на этом концерте. Но случилась, беда на всех наших рубахах исчезли мордовские узоры. Вы сможете мне помочь украсить рубашки? Один я не справлюсь.

Воспитатель: Ребята посмотрите, Куйгорож прислал нам белые рубашки! Поможем ему?

Ответы детей : Да

II. Основная часть

Воспитатель: Ребята, я хочу вас познакомить с национальным костюмом Мордовского народа нашей Республики.

Мордовский национальный костюм наряден и удобен. Глядя на него, сразу можно понять, какой в представлении народа была красота. Искусством, передававшимся из поколения в поколение, было умение надевать и носить костюм.

Одежда мордовских мужчин во многом была похожа на одежду русских, но со своими особенностями. Основой являлась рубаха - панар и штаны - понкст.

Женская праздничная одежда мордвы была сложной и состояла из многих элементов

Туникообразная рубаха без воротника, панар, была основой костюма. Ее богато вышивали и подпоясывали шерстяным поясом с кисточками на концах (пулай)

Поверх рубахи женщины надевали передник (сапоня)

Другим элементом костюма была верхняя распашная одежда из холста (руця, или панар - у эрзи). Также поверх рубах носили черные безрукавки выше колена, приталенные и с большим количеством оборок сзади.

Весной и осенью верхней одеждой служила сумань, такая же, какую носили мужчины; зимой надевали овчинные шубы.

Головные уборы мордовских женщин отражали их возраст, семейное и социальное положение. Их украшали вышивкой, лентами, кружевами, блестками. У эрзянок головной убор (панго) был высоким и имел форму цилиндра, полуцилиндра или конуса.

Мордовский костюм невероятно красив за счет большого количества дополнительных элементов, богатой вышивки. Рассматривая различные варианты отделки, не перестаешь удивляться и восхищаться фантазией мастериц и их гармонично развитым вкусом.

Физминутка

Снова нет ручьям покоя,

день и ночь журчат в кустах (Шаг на носочках по кругу)

Ходит солнце золотое (Ходят на месте)

в чистых-чистых небесах

Льет лучи на лес и луг (Приседают)

И на все цветы вокруг (Руки над головой)

Воспитатель: Ребята что является главным украшением панара

Ответы детей (Вышивка)

Воспитатель: А где она располагается?

Ответы детей : (на рукавах, на подоле)

Воспитатель: Посмотрите на панар и скажите, какие элементы узора использованы на рубахе?

Ответы детей : (Крестики, квадраты, ромбы.)

Воспитатель: А какие цвета использованы в вышивке?

Ответы детей (Красные, желтые.)

Воспитатель: Чем украшен сапоня?

Ответы детей (Сапоня - украшен лентами, вышивкой.)

Воспитатель: Дети, а почему сапоня украшен лентами разного цвета?

Ответы детей (Чтобы он выглядел нарядно.)

Воспитатель: Названия, каких головных уборов и предметов одежды мордвы вы запомнили

Ответы детей (Дети вспоминают элементы костюма, называют их на мордовском языке)

Воспитатель: Ребята вы узнали о Мордовском национальном костюме. И сейчас мы будем украшать рубахи национальным орнаментом, которые нам прислал Куйгорож. Давайте вспомним, о каких видах орнаментов мы с вами говорили?

Ответы детей

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая рубаха на нашей кукле-девочка в национальном уголке! Вот такую мы будем украшать сегодня. Но украшать мы будем нетрадиционным способом рисования, для этого нам понадобится цветная соль и клей ПВА, кисточки для клея и подносы. Посмотрите, как украшу я рубаху сначала: я беру шаблон рубахи, на нем наложен контур орнамента, беру кисть и набираю на нее клей, затем наношу клей внутрь орнамента, не выходя за края, на воротник рубахи и посыпаю красной солью. Потом перехожу к рукавам и проделываю тоже самое, но уже с красной и черной солью. Затем переходим на середину и в конце рисуем низ рубахи. Когда все нарисовали, берем рубаху и осторожно стряхиваем соль на подносы. И кладем подсохнуть.

Но прежде чем мы приступим к работе, чтоб наши ручки не уставали, мы их немножко разомнем.

Пальчиковая гимнастика «Рубашка»

У рубашки два манжета, (Ребенок показывает манжеты на двух руках)

Воротник (Показывает воротник)

И рукава, (Проводит ладонями по рукавам).

И застежка есть, чтоб легче (Показывает застежку сверху вниз).

Проходила голова.

Пуговицы застегнем, (Имитирует движения).

А потом гулять пойдем. (Марширует).

Воспитатель: А теперь приступаем к работе

(включается музыка для фона)

Воспитатель: Ребята посмотрите, какие красивые рубашки у вас получились! Когда они подсохнут, мы их положим в посылку и отправим Куйгорожу.

III. Итог

Скажите, кто нас попросил о помощи? С каким костюмом познакомились? (ответы детей); какие новые слова вы узнали? (ответы детей); какие цвета присутствуют в орнаменте мордовского национального костюма? (ответы детей); что сегодня украшали? (ответы детей); что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

Публикации по теме:

Конспект ООД на тему «Посуда» с включением башкирского национального компонента «Кукла Айсылу в гостях у детей»Конспект ООД на тему «Посуда» с включением башкирского национального компонента «Кукла Айсылу в гостях у детей» Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие.

«Элементы женского русского народного костюма» Конспект НОД для детей 6–7 лет по окружающему миру «Знакомство с женским русским народным костюмом»Занятие № 1 Тип проекта: информационно-познавательный, долгосрочный Название проекта:.

Конспект НОД для детей 6–7 лет по окружающему миру по изучению женского русского народного костюма «Верхняя одежда» «Верхняя одежда»(занятие № 2) Тип проекта: информационно-познавательный, долгосрочный Название проекта: «Русский народный костюм» Возраст.

Беседа «Знакомство с элементом женского народного костюма — кокошником»Беседа «Знакомство с элементом женского народного костюма — кокошником» Цель: познакомить детей с элементом женского народного костюма - кокошником. Задачи: - рассказать детям о значении кокошника, как элемента.

Фотоотчет «День национального костюма» БашкортостанФотоотчет «День национального костюма» Башкортостан 11 сентября в Республике Башкортостан пройдёт День национального костюма. Национальный костюм неотъемлемая часть наследия каждого народа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Знакомство детей с элементами национального мордовского костюма»
Опубликовано: 20 октября 2024 в 21:53
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Знакомство детей с элементами национального мордовского костюма»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Наумкина (УИ 3060073) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД