Ирина Наумкина
Конспект НОД «Знакомство детей с элементами национального мордовского костюма»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Обучающие:
• закрепить знания о родном крае;
• дать представление о предметах быта мордвы, мордовской национальной одежде;
• учить и правильно называть новые слова (панар, пулай, панго);
• закрепить знание основных цветов, использованных в мордовском орнаменте, умение составлять узор из уже знакомых элементов мордовской вышивки;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Мордовский национальный костюм
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Темочки
• учить проявлять интерес к выполнению различных творческих работ;
• формировать у детей потребность в двигательной активности.
Развивающие:
• развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность;
• расширять словарный запас детей; развивать интерес к мордовскому национальному костюму;
• развивать навыки работы в коллективе;
• развивать мелкую моторику рук через продуктивную деятельность.
Воспитательные:
• воспитывать чувство патриотизма и любовь к родному краю;
• уважительное отношение к прошлому и культуре своего народа.
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная.
Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые, практические.
Материалы и оборудование: предметы быта старины: прялка, веретено, коврик, лапти, ступа, кувшин, сундук, берестяная шкатулка; национальный костюм народов Мордовии, украшения; соль цветная; шаблон рубашки с узором; клей ПВА, кисточки для клея, подставки для кисточек, пиалы для клея, салфетки, подносы, клеенка.
Предварительная работа: чтение художественной литературы; знакомство с мордовским национальным костюмом; рассматривание книг – альбомов и слайдов: «Мой край», «Мы – мордва», «Здравствуй, Мордовия», «Древняя мордва»; рассматривание картин одежды на репродукциях известных художников; занятия по художественному творчеству – отображение в детских работах элементов национального орнамента и узоров.
Словарная работа: «орнамент», «панар», «панго», «пулай», «сапоня», «сюлган», дизайнер.
Планируемые результаты: закрепление детей знаний о национальном мордовском костюме его элементах и орнамент.
Содержание непосредственно образовательной деятельности:
I. Организационный момент.
Дети с воспитателем становятся в круг.
Собрались все дети в круг
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Стук в дверь. Открываем, прислали письмо.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим от кого письмо и прочитаем его!
Ответы детей : Да
Здравствуйте ребята! Пишет вам Куйгорож! Скоро концерт «Шумбрат Мордовия!» и наш ансамбль «Моро» пригласили выступать на этом концерте. Но случилась, беда на всех наших рубахах исчезли мордовские узоры. Вы сможете мне помочь украсить рубашки? Один я не справлюсь.
Воспитатель: Ребята посмотрите, Куйгорож прислал нам белые рубашки! Поможем ему?
Ответы детей : Да
II. Основная часть
Воспитатель: Ребята, я хочу вас познакомить с национальным костюмом Мордовского народа нашей Республики.
Мордовский национальный костюм наряден и удобен. Глядя на него, сразу можно понять, какой в представлении народа была красота. Искусством, передававшимся из поколения в поколение, было умение надевать и носить костюм.
Одежда мордовских мужчин во многом была похожа на одежду русских, но со своими особенностями. Основой являлась рубаха - панар и штаны - понкст.
Женская праздничная одежда мордвы была сложной и состояла из многих элементов
Туникообразная рубаха без воротника, панар, была основой костюма. Ее богато вышивали и подпоясывали шерстяным поясом с кисточками на концах (пулай)
Поверх рубахи женщины надевали передник (сапоня)
Другим элементом костюма была верхняя распашная одежда из холста (руця, или панар - у эрзи). Также поверх рубах носили черные безрукавки выше колена, приталенные и с большим количеством оборок сзади.
Весной и осенью верхней одеждой служила сумань, такая же, какую носили мужчины; зимой надевали овчинные шубы.
Головные уборы мордовских женщин отражали их возраст, семейное и социальное положение. Их украшали вышивкой, лентами, кружевами, блестками. У эрзянок головной убор (панго) был высоким и имел форму цилиндра, полуцилиндра или конуса.
Мордовский костюм невероятно красив за счет большого количества дополнительных элементов, богатой вышивки. Рассматривая различные варианты отделки, не перестаешь удивляться и восхищаться фантазией мастериц и их гармонично развитым вкусом.
Физминутка
Снова нет ручьям покоя,
день и ночь журчат в кустах (Шаг на носочках по кругу)
Ходит солнце золотое (Ходят на месте)
в чистых-чистых небесах
Льет лучи на лес и луг (Приседают)
И на все цветы вокруг (Руки над головой)
Воспитатель: Ребята что является главным украшением панара
Ответы детей (Вышивка)
Воспитатель: А где она располагается?
Ответы детей : (на рукавах, на подоле)
Воспитатель: Посмотрите на панар и скажите, какие элементы узора использованы на рубахе?
Ответы детей : (Крестики, квадраты, ромбы.)
Воспитатель: А какие цвета использованы в вышивке?
Ответы детей (Красные, желтые.)
Воспитатель: Чем украшен сапоня?
Ответы детей (Сапоня - украшен лентами, вышивкой.)
Воспитатель: Дети, а почему сапоня украшен лентами разного цвета?
Ответы детей (Чтобы он выглядел нарядно.)
Воспитатель: Названия, каких головных уборов и предметов одежды мордвы вы запомнили
Ответы детей (Дети вспоминают элементы костюма, называют их на мордовском языке)
Воспитатель: Ребята вы узнали о Мордовском национальном костюме. И сейчас мы будем украшать рубахи национальным орнаментом, которые нам прислал Куйгорож. Давайте вспомним, о каких видах орнаментов мы с вами говорили?
Ответы детей
Воспитатель: Посмотрите, какая красивая рубаха на нашей кукле-девочка в национальном уголке! Вот такую мы будем украшать сегодня. Но украшать мы будем нетрадиционным способом рисования, для этого нам понадобится цветная соль и клей ПВА, кисточки для клея и подносы. Посмотрите, как украшу я рубаху сначала: я беру шаблон рубахи, на нем наложен контур орнамента, беру кисть и набираю на нее клей, затем наношу клей внутрь орнамента, не выходя за края, на воротник рубахи и посыпаю красной солью. Потом перехожу к рукавам и проделываю тоже самое, но уже с красной и черной солью. Затем переходим на середину и в конце рисуем низ рубахи. Когда все нарисовали, берем рубаху и осторожно стряхиваем соль на подносы. И кладем подсохнуть.
Но прежде чем мы приступим к работе, чтоб наши ручки не уставали, мы их немножко разомнем.
Пальчиковая гимнастика «Рубашка»
У рубашки два манжета, (Ребенок показывает манжеты на двух руках)
Воротник (Показывает воротник)
И рукава, (Проводит ладонями по рукавам).
И застежка есть, чтоб легче (Показывает застежку сверху вниз).
Проходила голова.
Пуговицы застегнем, (Имитирует движения).
А потом гулять пойдем. (Марширует).
Воспитатель: А теперь приступаем к работе
(включается музыка для фона)
Воспитатель: Ребята посмотрите, какие красивые рубашки у вас получились! Когда они подсохнут, мы их положим в посылку и отправим Куйгорожу.
III. Итог
Скажите, кто нас попросил о помощи? С каким костюмом познакомились? (ответы детей); какие новые слова вы узнали? (ответы детей); какие цвета присутствуют в орнаменте мордовского национального костюма? (ответы детей); что сегодня украшали? (ответы детей); что вам больше всего понравилось? (ответы детей)