Гареева Айгуль
Конспект ООД на тему «Посуда» с включением башкирского национального компонента «Кукла Айсылу в гостях у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие.
Интегративные цели:
• Систематизация и обобщение знаний детей о посуде, ее назначении.
• Закрепление в речи существительного с обобщающим значением посуды.
• Совершенствование грамматического строя речи (умение согласовывать слова в предложении, образование существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами, множественного числа существительных).
Темочки:
- Башкортостан. Башкирский народ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
• Формирование и использование на практике умения классифицировать предметы посуды по их назначению (кухонная, столовая, чайная).
• Знакомство с названиями предметов башкирской посуды и одежды.
• Развитие познавательного интереса к окружающим предметам, стимулировать детей к самостоятельному нахождению ответов на поисковые, проблемные вопросы.
• Развитие и совершенствование двигательных умений и навыков детей, координации движения.
• Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам, желание работать вместе, умение выслушивать друг друга.
• Воспитание бережного и заботливого отношения к окружающим предметам, которые сделаны руками людей.
• Воспитание интереса к занятию и желание узнавать новое о родном крае, к культуре башкирского народа.
Материалы и оборудования: кукла Айсылу и волшебная тарелка (показ слайдов, предметы игрушечной посуды (кастрюля, сковорода, чайник, картинки с изображением предметов чайной, столовой, кухонной посуды, мяч, корзинка, пазлы «Башкирская посуда», предметные картинки с изображением посуды и продуктов.
Предварительная работа с детьми:
• Наблюдение за подачей пищи, мытья посуды.
• сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Напоим гостей чаем», «У Кати день рожденье», «Магазин посуды».
• Знакомство со столовой, кухонной и чайной посудой.
• Беседа об использовании посуды, из чего она сделана.
• Чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе».
Ход ООД
I. Вводная часть:
1. Приветствие (дети стоят в кругу)
Воспитатель:
Здравствуй, солнце золотое (растопырить пальчики в разные стороны)
Здравствуй, небо голубое (поднять руки вверх)
Здравствуй, свежий ветерок (покачать поднятыми руками)
Здравствуй, кучерявый дубок (соединить пальчики над головой, округлив руки).
Мы живем в родном краю (развести руки в разные стороны).
Всех я вас приветствую! (Помахать руками).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Дети садятся на стульчики.
2. Игровой сюрпризный момент.
Воспитатель: Посмотрите, сегодня к нам в гости пришла девочка, а зовут её Айсылу (слайд 1 - кукла девочка в национальном башкирском костюме).
Кукла Айсылу : Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, Айсылу!
Воспитатель: Ребята, на ней какой-то необычный наряд. Как вы думаете, что на ней надето?
Воспитатель: Айсылу пришла в башкирском женском национальном костюме (рассматриваем платье и головной убор). Посмотрите, какое красивое платье с оборками внизу. На башкирском языке оно называется – к лм к. Поверх платья Айсылу одела длинный расшитый халат – камзул, а украшают одежду серебряные монетки. На голове меховая шапка, а на ногах красивые сапожки - итек.
Айсылу принесла нам какую-то красивую тарелочку. А тарелочка непростая, волшебная (слайд 2- тарелочка).
Алсу пришла не с пустыми руками. У нее в руках корзина. Она пришла
проверить ваши знания
Алсу пришла не с пустыми руками. У нее в руках корзина. Она пришла
проверить ваши знания есть волшебная тарелочка, она хочет с вами поиграть.
3. Постановка темы
Тарелочка: Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень хочу с вами поиграть. Я приготовила для вас стихи-загадки, а вы должны догадаться, о каком предмете идёт речь, кто отгадает - молодец!
Воспитатель:
1. Суп нам варит в ней бабуля,
На столе стоит (кастрюля)
2. На кухне ей всегда почёт,
Она и жарит, и печёт.
Не приготовить нам еды,
Без кухонной (сковороды).
3. На плите кастрюль начальник,
Толстый, длинноносый (чайник)
Молодцы, всё правильно угадали. А как можно назвать одним словом все предметы, которые вы отгадали?
Дети: Посуда
Тарелочка: Как вы думаете, ребята, о чём мы сегодня будем говорить?
Дети: О посуде.
II. Основная часть
1. Виды посуды
На мольберте помещается картинки с изображением посуды : чайная посуда, столовая посуда, кухонная посуда,
Воспитатель: Посуда бывает разная. Ребята, посмотрите на мольберт. Давайте мы с вами назовем, какую вы здесь видите посуду.
Дети: Чашка, блюдце, чайник, сахарница, чайная ложка, …
Воспитатель: А кто знает, как называется вот эта посуда? (Ответы детей)
Воспитатель: Это предмет башкирской посуды называется пиала. Она похожа на чашку, но без ручек и сужается книзу. Посмотрите, пиала украшена башкирским орнаментом. Из неё башкиры пьют чай и кумыс.
Воспитатель: А это башкирская посуда называется медовницей. В ней подают на стол мёд.
Как, одним словом можно назвать эту группу посуды? (Чайной) Почему её называют чайной?
Дети: Чайная посуда – это посуда, из которой пьют чай. Эта посуда нужна для того чтобы пить чай.
Воспитатель: Правильно, чайная посуда нужна для того чтобы пить чай.
Воспитатель: А теперь внимательно посмотрите на вторую картинку.
Какие предметы посуды здесь изображены?
Дети: Тарелка, миска, салатник, супница, …
Воспитатель: А эта тарелка украшена башкирским орнаментом.
Воспитатель: Как, одним словом можно назвать эту посуду? (Столовая) Воспитатель: Всю посуду мы назвали, но про что-то забыли. Посмотрите внимательно и назовите то, без чего никогда не садятся за стол (без ложки).
Ложки, вилки и ножи за столом всегда нужны. Их называют столовыми приборами.
Воспитатель: Посмотрите на картинку. Давайте перечислим, какую посуду мы здесь видим?
Дети: Кастрюля, сковорода, миска, терка, дуршлаг, половник
Воспитатель: А этот ковш для кумыса. И называется он ижоу.
Воспитатель: Как одним словом называется посуда, в которой готовят еду на кухне? (Кухонная)
Воспитатель: Молодцы, хорошо рассказали Айсылу о посуде.
А сейчас давайте подвигаемся.
2. Игра ««Назови ласково» (с мячом, стоя в кругу)
У Айсылу есть мячик. Давайте мы с ним поиграем в игру «Назови ласково». Я буду бросать мяч, и называть предмет посуды, а вы ласково.
Миска – мисочка
Тарелка – тарелочка
Пиала – пиалочка
Ложка – ложечка
Чашка – чашечка
Стакан – стаканчик
Ковш – ковшик
Вилка-вилочка
Кастрюля – кастрюлька
Сковорода – сковородочка
Чайник – чайничек
Нож – ножечек
3. Игра «Один-много» (продолжаем в кругу)
А теперь я буду называть один предмет, а вы назовите, если их много. Например,
Один стакан – много ….(стаканов)
Одна кастрюля – много … (кастрюль)
Одна ложка - много (ложек)
Одна тарелка – много … (тарелок)
Одна чашка – много … (чашек)
Одна пиала – много … (пиал)
Один кувшин – много … (кувшинов)
Одна ковш – много … (ковшов)
4. Словесная игра «Каждый продукт в свою посуду» (сидя на стульчиках)
Воспитатель: Айсылу ходила в магазин и купила продукты. (Показываю корзину с продуктами) Ребята, нам их надо переложить в нужную посуду.
Сахар я переложу в … (сахарницу)
Хлеб – в … (хлебницу)
Конфеты – в … (конфетницу)
Мёд – в … (медовницу)
Салат – в … (салатницу)
Перец – в … (перечницу)
Соус – в … (соусницу)
Масло - в (масленку)
Соль - в. (солонку)
Салфетки- в (салфетницу)
Молоко – в (молочник)
(Дети прикрепляют картинку-продукт в картинку-посуду на магнитной доске)
Воспитатель: Айсылу рада, что вы знаете посуду, в которой продукты подают на стол.
5. Физминутка «Посуда»
Воспитатель: Молодцы, а теперь можем немного отдохнуть.
Вот большой стеклянный чайник (Надули живот, одна рука изогнута
Очень важный, как начальник как носик, другая на поясе)
Вот фарфоровые чашки, (Присели, одна рука на поясе)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (Кружатся, рисуя руками круг)
Только стукни- разобьются.
Вот серебряные ложки, (Потянулись, руки сомкнули над головой)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос (Руки перед собой, сомкнуты в круг)
Он посуду нам принёс
6. Игра «Собери башкирскую посуду» (Дети, стоя за столами, собирают по группам пазлы)
Воспитатель: Ребята, для выполнения следующего задания волшебной тарелочки, пройдите за столы. (Воспитатель делят детей на команды на 3 стола)
Воспитатель: Ребята, на столах у вас картинка с башкирской посудой. Необходимо собрать её из пазлов. Вы готовы? 1,2,3! Начали!
1 стол какую посуду вы собрали? 2 стол? 3 стол?
III. Рефлексия
Девочка Айсылу : Ребята я очень довольна вами. Какие вы молодцы! Справились со всеми заданиями волшебной тарелочки. И мы дарим вам картинки башкирской посуды, которые вы украсите вечером с помощью карандашей и подарите их дома мамам.
Воспитатель: А что Вам ребята сегодня запомнилось? Что нового вы узнали? В какие игры больше всего понравилось играть?
Если понравилось наше занятие похлопайте в ладоши и покажите Во!