Тамара Карнаухова
Конспект НОД «Знакомство детей с шахматами»
▼ Скачать + Заказать документы
«Знакомство детей с шахматами»
Задачи:
1. Познакомить детей с шахматами, через сказочных персонажей;
2. Знакомить детей с шахматными фигурами;
3. Упражнять в конструировании по плану;
4. Развивать сенсорные ощущения;
5. Воспитывать аккуратность; умение договариваться с партнером.
Материал:
Незнайка; деревянные шахматные фигуры крупного размера: король, ферзь, конь, ладья, слон, пешка – черного и белого цвета, портрет Н. Носова, раскраска "Шахматы", карандаши.
Публикация «Конспект НОД „Знакомство детей с шахматами“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Ход занятия.
1. Незнайка знакомиться с детьми.
- Здравствуйте ребятишки, меня зовут Незнайка, я пришел к вам из сказок о Незнайке, которые написал известный детский писатель Н. Носов (портрет).
Николай Николаевич Носов родился 23 ноября в городе Киеве в семье киноактёра. Закончив 7 классов, он поступил работать на завод. Потом Н. Н. Носов учился в Киевском художественном институте. Через два года он перевёлся в Московский государственный институт кинематографии. По окончании института Носов занимался режиссёрской работой, постановкой мультфильмов и учебных фильмов, а в годы войны – военно-технических фильмов.
Н. Н. Носов очень любил детей, дружил с ними, что в будущем отразилось в его творчестве. Первые его произведения довоенных лет были написаны для детей. Первый рассказ «Затейники» был напечатан в 1938 году в журнале «Мурзилка».
После войны выходят сборники его рассказов: «Тук – тук», «Ступеньки», «Весёлые рассказы» и многие другие. Книги писателя получили широкую известность, как в нашей стране, так и за рубежом.
Рассказы для детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста остросюжетны, насыщенные комическими ситуациями, положили начало его творческой деятельности. Герои рассказов – это фантазёры, выдумщики, которым часто достаётся за их затеи.
Рассказы насыщены юмором
- Вы узнали, как меня зовут, и я хочу с вами познакомиться.
- Назови фамилию, имя, отчество, свой возраст, когда у тебя день рождение.
- Какого человека называют другом?
2. Незнайка становится другом детям и знакомит детей с «Шахматами»
- Ребята, а вы знаете, какая моя самая любимая игра? Шахматы.
Шахматы родились в одной прекрасной стране с названием Индия 2000 лет назад. Давным-давно, 2000 лет назад, в одной прекрасной стране с названием Индия жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах Шеран-Шихран. У него было множество дворцов, крепостей и огромная армия ЧАТУРАНГА, с которой он совершал набеги на своих недругов-соседей. Вскоре он всех противников победил-покорил, потому что в его армии было сто тысяч пеших воинов, тридцать тысяч закованных в латы боевых коней и всадников, быстрые и мощные колесницы, а самое главное – непобедимые слоны. Раньше, когда не было танков и ракет, слоны считались самым грозным в мире оружием.
Никто не мог их остановить. Ни человек, ни непроходимый лес, ни стена! Всё они могли преодолеть, всё разрушить на пути.
И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь. Это сейчас можно прийти домой, и посмотреть мультики или поиграть на компьютере. Раньше не было ни телевизоров, ни магнитофонов, ни прочей всяческой техники. Царская охота ненадолго развеяла скуку нашего шаха. Очень скоро все слоны да бегемоты были выловлены, все страшные тигры да крокодилы на цепь посажены. Ни войны, ни охоты!
Посидел падишах на троне да на печи неделю-другую и закричал от скуки страшным голосом: «Скучно! Подать мне сюда всех великих мудрецов да чародеев!» Прибежали испуганные мудрецы: «Что тебе надобно, царь-государь?» «Развеселите меня! Придумайте забаву царскую, чтоб не грустилось мне. Как угодите мне – велю золота отсыпать, сколько унесёте, а нет – мой меч – голова с плеч!» – Так раньше у царей водилось.
Опечалились мудрецы, пригорюнились и пошли думать, как грозному шаху-падишаху угодить. Дал на все думы царь лишь три дня и три ночи. Начали мудрецы лбы морщить да головы себе чесать. Время назначенное проходит, зовёт их грозный владыка к себе. «Ну что, придумали?» – спрашивает. Один чародей достаёт кубики золотые, цепочки серебряные.
Поиграл цепочками царь, побросал кубики. Не понравилось! «С глаз долой!» – закричал. Хорошо ещё, что казнить не велел. Второй мудрец вынул шары изумрудные да кегли мраморные. Покатал правитель шары, тоже не обрадовался этой «детской» забаве. Скоро все мудрецы были прогнаны, лишь один самый известный из них остался. «Ну, а у тебя, что за игрушка?» – спрашивает грозный царь.
Достаёт самый старый мудрец из мешка деревянный ящичек и раскрывает его, а там – деревянные фигурки. Закричал царь, затопал ногами: «Что это такое! Другие мне золото, бриллианты приносили, а ты что принёс!»
«Не всё то золото, что блестит!» – мудрец отвечает.
Посмотрел внимательнее царь и узнал в деревянных фигурках всё своё войско: и коней, и пехоту, и крепости, и своих генералов, а в одной фигуре узнал даже самого себя.
Мудрец достал шахматную доску и на одном краю выстроил армию белого короля, а напротив, на другом - армию черного короля.
Название этой игры очень загадочное, но в переводе на русский язык всё достаточно просто. «Шах» — это Король, а «Мат» — это конец. Вместе получается «Конец Королю».
Индийский Шах-Падишах очень любил эту игру и играл в неё все дни и ночи напролёт. А когда к нему приезжали гости из других стран, шах обязательно дарил им шахматный набор.
Со временем шахматы разъехались по всему свету и сейчас в эту замечательную игру играют во всех странах мира. Долго-долго путешествовали шахматы в Россию. Между Индией и Россией высокие горы и большие пустыни. Поэтому в нашу страну дорогим гостям шахматам пришлось плыть на кораблях-ладьях через моря и океаны.
В шахматах есть фигурки: белые и черные. Каждая фигурка имеет свое название.
Дети рассматривают шахматы, знакомятся с названием шахматных фигур.
4. Незнайка предлагает открыть коробку, рассмотреть шахматы и поиграть с детьми в игру «Репка»
- Все ли шахматы одинаковы по росту?
Предлагает выстроить шахматы в порядке увеличения.
- Помните сказку репка? Какие герои были в этой сказке?
Предлагает выстроить героев сказки репка в порядке увеличения.
- Наши шахматы превратились в героев сказки «Репка», попробуем поиграть?
Дети с помощью шахмат обыгрывают сказку.
5. Раскрась шахматы.
- Вторую фигуру закрась черным карандашом.
- Слона закрась черным карандашом.
- Пятую шахматную фигуру оставь белой.
- Посчитай, сколько черных шахматных фигур, сколько белых шахматных фигур?
- Какая из них самая низкая?
- Которая по счету самая высокая?
- Какая шахматная фигура нарисована между конем и ферзем?
Незнайка благодарит детей и дарит им раскраску «шахматы».
6. В заключение занятия, Незнайка, дарит ребятам коробку с шахматами.
- Ребята, вам понравилось играть с шахматами?
- Какие шахматные фигуры вы знаете?
- Чему бы вы хотели научиться?