Нехай Заира Руслановна
Конспект занятия «Знакомство детей с национальной одеждой и орнаментальной культурой адыгов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
"Знакомство детей с национальной одеждой и орнаментальной культурой адыгов»
Публикация «Конспект занятия „Знакомство детей с национальной одеждой и орнаментальной культурой адыгов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Орнамент и узоры
- Республика Адыгея
- Темочки
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие:
развитие познавательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения; формирование первичных представлений о национальном костюме.
Социально-коммуникативное развитие:
развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие эмоциональной отзывчивости.
Речевое развитие: овладение речью как средством общения, обогащение активного словаря.
Методы и приемы:
-практические - аппликация орнаментами женского платья, составление пазлов.
-словесные - ситуативная беседа, вопросы, обсуждение, подведение итогов.
Оборудование и материалы: адыгейский национальный костюм, кисточки, клей ПВА, салфетки, шаблоны орнаментов.
Цель: познакомить воспитанников с национальной одеждой; научить видеть красоту адыгейского национального костюма.
Задачи: воспитывать чувство уважения к культуре, интерес к прошлому, традициям и одежде адыгского народа.
Содержание
Дети стоят полукругом возле воспитателя.
Воспитатель: Адыги на земле моей живут
Их издревле черкесами зовут,
Смеются солнцу, добрых ждут дождей.
Живут адыги на земле людей.
Р. Нехай «Адыги»
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами поговорим об Адыгах, об их национальном костюме. Кто мне скажет, где мы с вами живем?
Дети: Республика Адыгея.
Воспитатель: Правильно, Адыгея! А звучит – то, как красиво. Кто назовет столицу Адыгеи?
Дети: Майкоп.
Воспитатель: В Адыгее много всего удивительного: необыкновенно красивая природа, удивительные люди…. Писатели и поэты не перестают восхищаться ее красотой…
Я утренней ранью в родной стороне
Промчусь по поляне на лихом скакуне.
Душистые травы уронят росу.
Туманы откроют земную красу.
Н. Куек
Воспитатель: Мы с вами живем в современном мире, смотрим телевизор, играем на компьютере. Но очень интересно знать, как жили наши предки в давние времена, во что одевались. Кто такие предки?
Дети: Люди, которые жили раньше, прабабушки, прадедушки.
Воспитатель: Ребята, где мы можем узнать, как жили наши предки?
Дети: Из книг, музеев.
Дети отправляются в музей. Звучит песня «Черкеска» И. Машбаш.
Рассматривают мужской (Цые) и женский (Сае) костюмы.
Воспитатель: О чем поется в этой песне?
Дети: О черкеске.
Воспитатель: Традиционный мужской костюм - черкеска (Цые) однобортный кафтан с открытой грудью, длиной чуть ниже колен, с широкими рукавами. С обеих сторон груди нашивались газыри-прошитые тесьмой узкие кармашки для особых герметичных пенальчиков, чаще - костяных. В пенальчике была мерка пороха и завернутая в тряпицу пуля, отлитая по мерке ружья владельца. Черкеска строго различалась у мужчин по сословной принадлежности цветом - белого цвета у князей (пщы, красного у дворян (уэрк, серый, коричневый и чёрный у крестьян (синий, зелёный и другие цвета не использовали).
В качестве праздничной и особенно свадебной одежды девушек и молодых женщин являлось «сае», с расходящими впереди полами и застегивавшимися только на талии двумя-тремя пуговицами, открытой грудью. Сае шилось из бархата, шелка или парчи. К узкому длинному рукаву платья, выше локтя пришивались женские нарукавники. Женская шапка (дышъэпаIу) шилась из бархата или шелка. Одежда адыгов особенно женская, богато украшалась орнаментами, золотыми или серебряными нитками.
Дети возвращаются в группу.
Воспитатель: Ребята, вы устали?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда давайте чуть – чуть отдохнем.
Физминутка:
Мы танцуем, Хлопай-топай (Шагаем на месте.)
Утром, днем и вечером!
Лучший танец — (Хлопаем в ладоши.)
Хлопай-топай, (Топаем ногами.)
Когда делать нечего… (Шагаем на месте.)
Кем бы ни был ты — отличник, (Приседаем.)
Иль совсем наоборот, (Повороты влево-вправо.)
Разучите танец этот (Хлопаем в ладоши.)
И танцуйте целый год! (Топаем ногами.)
Воспитатель: Ребята, мы сегодня узнали много интересного, были в музее, увидели национальные костюмы адыгов.
Воспитатель: Как называется мужской национальный костюм?
Дети: Цые.
Воспитатель: Как называется женский национальный костюм?
Дети: Сае.
Воспитатель: Ребята, что можно сказать о сае? Какое оно?
Дети: Красивое, нарядное, праздничное, яркое, вышитое золотым шитьем.
Воспитатель: Узоры, которым, украшено сае называют орнаментом.
Адыги украшали свои костюмы орнаментами. Орнамент- это чередование повторяющихся элементов. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл. В музее мы познакомились с растительным орнаментом и с орнаментом животного происхождения.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним какой это орнамент?
Дети: Растительного происхождения.
Воспитатель: А это какой орнамент?
Дети: животного происхождения.
Дидактическая игра «Собери орнамент»
Воспитатель: Молодцы! А сейчас, ребята, давайте с вами вернемся к сае. И я вам предлагаю представить себя в роли мастеров.
(Дети садятся за стол)
Ребята, перед каждым из вас лежит вот такое платье – сае (показывает платье)
Воспитатель: Чего не хватает на сае?
Дети: Узоров.
Воспитатель: Правильно ребята, на платье не хватает узоров. Давайте, украсим национальными орнаментами наше платье – сае. Выберите орнамент, который больше всего вам понравился, и приложите его к сае. Получилось?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда давайте приступим к работе. Переверните орнамент цветной стороной вниз на перекладной лист. Теперь берем кисточки и равномерно наносим клей, затем берем орнамент двумя пальцам и прикладываем к сае. Аккуратно прижмите салфеткой и легонько вытрите лишний клей.
Дети работают, воспитатель помогает тем, кто нуждается в помощи.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы мастера своего дела сегодня. Красивые и нарядные получились у вас сае.
Рефлексия:
Воспитатель:
-Ребята, вам понравилось наше занятие? (Ответы детей)
- Где мы с вами побывали? (ответы детей).
- Что нового мы узнали?
- Какие виды орнамента узнали?
Воспитатель: Спасибо, что вы вкладывали в свою работу свою душу, все старания и умения.