Елена
Знакомство детей младшего дошкольного возраста с фольклором
▼ Скачать + Заказать документы
воспитатель
«МАДОУ детский сад №75»
Коваль Елена Владимировна
Актуальность выбранной мною темы обусловлена тем что : после очередного родительского собрания, мы воспитатели младшей группы пришли к выводу о том, что современные родители обычно не знают и потому не используют педагогический потенциал «Материнского фольклора». Поэтому сегодня необходимо осмысления возможностей материнского фольклора как практики воспитания всей полноты телесно-духовных измерений человека, которое и позволит современному педагогу его успешно использовать в своей работе с детьми начиная с младшего дошкольного возраста.
Публикация «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с фольклором» размещена в разделах
Для знакомства детей с малым фольклором, я в своей группе разработала и подготовила образовательную деятельность под названием «Материнский фольклор».
Для работы по данному направлению была поставлена цель:
1. Развитие внутреннего и духовного мира ребенка, овладение родным языком по средствам русского народного творчества.
Для достижения данной цели были разработаны следующие задачи:
Формировать и обогащать словарь детей;
2. Развивать художественно-творческие способности детей;
3. Развивать нравственно-эмоциональные чувства такие как: сопереживание, доброта, трудолюбие, умение работать в коллективе и умение дружить.
В своей работе по ознакомлению детей с малыми формами фольклора, я использую следующие жанры:
Колыбельные песни;
потешки;
прибаутки;
заклички;
приговорки,
детские народные песни;
пальчиковые народные игры;
Малый детский фольклор я использую в младшей группе в следующих режимных моментах:
1. В период адаптации воспитанников;
2. Во время культурно-гигиенических процедур;
3. Во время приема пищи детьми;
4. В образовательной деятельности;
5. Перед прогулкой и во время прогулки;
6. Перед сном и после сон-часа;
7. В свободной деятельности малышей.
Для облегчения вхождения нового ребенка в группу я использую следующие потешки, подставляя в текст нужное имя:
Кто у нас хорошая?
Кто у нас пригожая?
Полиночка хорошая,
Полиночка пригожая!
Так маленькие фольклорные шедевры, полные мелодичности и лиризма, помогают наладить эмоциональный контакт между ребёнком и взрослым. Но не всегда малыш в хорошем настроении, иногда детки плачут и чтобы их успокоить также на помощь приходят потешки:
Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка,
Принесет орешки
Для Машиной потешки.
Придет киска неспеша
И погладит малыша
Мяу-мяу – скажет киска
Наша детка хороша.
1. Во время проведения культурно-гигиенических процедур, я использую следующие поговорки:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
* * *
Знаем, знаем, да-да-да,
Где ты прячешься вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
2. Что-бы дети с удовольствием принимали пищу я использую потешки и прибаутки. Вот одна из них:
На моей тарелочке
Рыженькая белочка,
Чтоб она была видна,
Все съедаю я до дна.
3. Собираясь с ребятами на прогулку вместе с ними приговариваем :
Вот они, сапожки:
Этот с правой ножки,
Этот с левой ножки.
Если дождик пойдёт,
Наденем голошки:
Этот с правой ножки,
Этот с левой ножки.
Вот как хорошо!
* * *
Раз, два, три, четыре, пять —
Собираемся гулять.
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
4. расчесываю девочкам волосы и приговариваю:
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косынька, до пят,
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся.
Дочка, маму слушайся.
Во время образовательного процесса (для развития речи и сенсорного развития детей я использую следующие поговорки и пальчиковые игры:
Ах ты совушка сова,
В два обхвата голова!
На пеньке сидела,
Головой вертела,
Во траву свалилася,
В яму покатилася.
(Перебираем пальчики)
Этот пальчик- дедушка,
Этот пальчик-бабушка,
Этот пальчик-папенька,
Этот пальчик-маменька,
Этот пальчик (Ванечка).
(игровая потешка)
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Кто молока не пьёт-
Забодает, забодает, забодает!
Так-же во время образовательного процесса не редко меня выручают заклички на пример:
Дождик, лей, лей, лей!
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На зеленом лужочке!
* * *
Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышко,
Красно ведрышко.
* * *
Во время тихого часа я использую колыбельные песни,
а наши детки напевают колыбельные песни во время игр с куклами.
«Ай, бай, бай, бай, (качают головой)
Ты собачка, не лай! (грозят пальчиком)
Ты, корова, не мычи! (показывают «рога»)
Ты, петух, не кричи! (грозят пальчиком)
А наш мальчик будет спать, (сложенные вместе ладошки под щёчку)
Станет глазки закрывать» (закрывают глазки)
10. Наши детки очень любят играть в музыкальные, подвижные игры, одна из них : «Вышла курочка гулять»
Детки нашей группы любят слушать докучные народные сказки. Они очень веселые и легко запоминаются детьми.
Жили-были два гуся. Вот и сказка вся.
В бане был?
Был.
Тело мыл?
Мыл.
А где мочало?
Начинай сначала….
Вывод: Я считаю что большой педагогический потенциал, заложенный в этих простых по форме произведениях, необходим и востребован в современном образовании. В материнском и детском фольклоре - те ценности и смыслы, которые они способны передать ребенку, а так же формы осмысленной педагогической деятельности, которые они инициируют. Поэтому я пришла к выводу о том, что «Материнский фольклор» – это основной инструмент развития ребенка.