Валентина Елисеева
Знакомим с трудом взрослых, развиваем речь (из опыта работы, вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.
Публикация «Знакомим с трудом взрослых, развиваем речь (из опыта работы, вторая младшая группа)» размещена в разделах
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В отдельную образовательную область в ФГОС выделено направление «речевое развитие», ориентиром в котором объявлено достижение целей по формированию и активизации словаря. Иначе говоря, перед дошкольным образованием поставлены задачи по развитию коммуникативных навыков.
Важнейшие сферы человеческой жизни не могут обойтись без речи. Чем совершеннее человек владеет речью, тем активнее он развивается в выбранных им сферах деятельности. Все это можно отнести и к дошкольникам. Формирование словаря является непременным фактором полноценного развития ребенка. Если ребенок плохо владеет речью, он не может четко и ясно выразить свою мысль, что непременно отразится на его успехах в обучении. По мере обогащения сознания растет и овладение словарем. Дошкольник развивается всесторонне, у него расширяется потребность выражать свои мысли, передавать накопленный опыт, делиться знаниями.
В младшей группе мы знакомим детей с трудом близких взрослых, понятными им профессиями людей, которые их окружают: воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, медсестра, врач, повар, продавец. И на этой основе вводим соответствующий словарь, обозначающий названия профессий, трудовых действий и операций, результатов труда.
Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых — это наблюдения и экскурсии. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов уточняем, закрепляем, дополняем сведения, полученные во время наблюдений и экскурсий.
Мы готовим ребенка к тому, чтобы он мог смело вступить в самостоятельную жизнь. Мы хотим, чтобы наш ребенок: уважал труд других людей; познакомился с разными профессиями; был готов трудиться сам.
Дети трех лет требуют большого ухода, постоянного внимания. В своей деятельности они еще недостаточно самостоятельны, поэтому приходится много энергии затрачивать на организацию игр и бытовых процессов. Мы максимально используем пример трудового поведения работников детского сада, особенно помощника воспитателя. Это близкий детям человек, заботу которого они повседневно ощущают (она помогает им одеться, раздеться, кормит, моет посуду, окна, вытирает пол и т. д.) Ее труд в очень значительной части систематически протекает на глазах у детей. Этот труд нагляден и понятен и по характеру действий, и по явно ощутимым результатам, он содержит много элементов, близких к навыкам, прививаемым детям (например, навыкам соблюдения чистоты и порядка). Поэтому пример няни находит отклик и закрепление в поведении ребенка. К тому же, в бытовой труд няни включаем детей, давая им не сложные поручения – расставь на столы хлебницы, салфетки, разложи ложки и т. д. Непосредственное участие в труде, совместная деятельность взрослого и детей делает пример няни особенно действенным.
Проводим беседы, НОД «Рассказ воспитателя о труде помощника воспитателя».
Используем различные ситуации из жизни, чтобы полнее раскрыть характер и содержание труда обслуживающего персонала:
- Как чисто и красиво в нашей группе! Кто же так всё убрал?
- Это наша Нелли Геннадьевна убрала в группе.
- Что же она сделала?
- А как мы можем ей помочь? (Красиво складывать одежду после прогулки; не мусорить; аккуратно кушать; не раскидывать игрушки и т. д.).
- Давайте скажем ей «Спасибо».
Осваиваем названия трудовых действий - подметает, моет, протирает, накрывает и т. д., повторяем слова, закрепляем.
Также на виду у детей труд воспитателя. Постоянная забота о детях, ежедневное общение с ними воспитывают уважение к профессии воспитателя, создают правильное представление о ней. Время от времени подчеркиваем процесс своего труда. При детях проводим приготовление материала для некоторых НОД: нарезаем бумагу для рисования, аппликации, точим карандаши, готовим пластилин. На виду у детей заклеиваем книгу, починяем кукольную одежду, по мере надобности делаем несложную починку игрушек, пособий. Работа воспитателя не рассчитана еще на активное вовлечение детей в труд, они главным образом наблюдают действия взрослого. Чтобы сделать влияние своего примера более действенным, мы применяем разные приемы: сопровождаем свои действия пояснениями, разговорами с детьми, даем небольшие поручения (принести карандаш, намазать клеем полоску бумаги и т. п.). Эта деятельность воспитателя не проходит для детей незаметно. Она привлекает внимание хотя бы части детей. Дети наблюдают за работой, задают вопросы, хотят помогать. Но самое главное — у них постепенно вырабатывается бережное отношение к вещам, желание самим что-то делать.
Также даем почувствовать, что от организации игры и любой другой деятельности, от нашего внимания и помощи зависят успех детей и их настроение.
Знакомим с трудовыми операциями воспитателя - занимается с детьми, играет, читает, рассматривает картины и т. д.
Проводим наблюдение за работой медсестры, которая осматривает малышей, спрашивает их о здоровье.
Организовали экскурсию в кабинет медицинской сестры. Дети узнали, что есть процедурный кабинет, где делают прививки, уколы. Все лекарства в процедурном кабинете хранятся в холодильнике; там также есть - бинт, вата, шприцы, термометр, таблетки, йод. В кабинете чисто, стерильно.
В кабинете Любовь Георгиевна показала детям оборудование – весы, ростомер. Обсудили, для чего они нужны. Слова взвешивание, ростомер мы с детьми повторили несколько раз, т. к. они новые.
Из беседы с медсестрой детского сада, дети узнали: чем она занимается (составляет меню, обрабатывает раны, следит за здоровьем детей, витаминизирует пищу на кухне для детей, приносит вакцины для прививок); какая у нее форма одежды (белый халат, перчатки, если она делает укол или прививку).
Свои представления об этом труде вместе реализуем в игре: лечим кукол, делаем уколы, заботимся о них.
Наблюдение за трудом взрослых по уборке территории детского сада организуем в течение года. Дети узнают, что взрослые поддерживают чистоту и порядок.
Подчёркиваем, что дворник хорошо подмёл дорожки, на чистом участке хорошо играть, что дворник пользуется метлой, лопатой, граблями. Во время прогулок обращаем внимание детей на то, чтобы они не мусорили на участке, напоминаем, как дворник трудился. Зимой также наблюдаем с детьми за работой дворника. Дети идут на прогулку на заранее расчищенный от снега участок, видят, как дворник разгребает дорожки от снега.
- Это дворник расчищает дорожки лопатой, сгребает снег. Давайте поможем ему.
Была проведена еще одна экскурсия – на кухню. Знакомились с трудом повара. Обратили внимание на просторную кухню и оборудование - что есть большая плита, на которой варят несколько блюд; электромясорубка, чтобы перекрутить мясо на котлеты; разные кастрюли: большие, маленькие; разные разделочные доски: для мяса, для хлеба, рыбы и другие. Повар рассказала, для кого старательно работает на кухне, чтобы приготовить вкусную еду.
Доступность знаний о труде определяется близостью и доступностью данного вида труда наблюдению детей, яркой выраженностью операций и результатов труда, доходчивой для понимания ребенка направленностью. На четвертом году жизни углубляется содержание знаний о труде, в соответствии с этим словарь пополняется названиями трудовых действий - повар режет, жарит, готовит обед; музыкальный руководитель играет на пианино, учит петь, танцевать; продавец получает чек, взвешивает, заворачивает, подает покупку и т. п., и, что особенно важно, названиями результатов труда (вылечил, приготовил обед и т. п.).
В слове для детей объективируется и направленность труда — для кого предназначен результат труда, чем он ценен.
Углубление знаний о труде предполагает, ознакомление с отношениями людей в труде и к труду, и сопровождается введением слов, обозначающих качества трудовых действий и отношений (быстро работает, осторожно ведет машину шофер, аккуратно протирает цветы няня, дружно вместе работают строители и т. п.).
На прогулке обращаем внимание детей на здание детского сада, на высокие жилые дома - всё это построили строители (Для кого они старались).
Наблюдения за трудом взрослых оказываются особенно действенными в тех случаях, когда познавательный материал эмоционально насыщен, раскрывает красоту труда, вызывает у детей чувство восхищения.
Для расширения представления детей о труде взрослых используем произведения художественной литературы, которое обычно сопро-вождается анализом и обсуждением содержания, рассматривание иллюстраций, картин. Во время наблюдений дети знакомятся с новыми словами, в беседе самостоятельно могут рассказать об увиденном; развивается речь, мышление.
Активно используем дидактические и настольные игры. Они систематизируют и углубляют знания о людях разных профессий; развивают речь детей; пополняют и активизируют словарь; формируют правильное произношение, развивают связную речь.
Применяем в своей работе и словесные игры, они построены на словах и действиях играющих. Дети описывают предметы, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным признакам.
Оформили лэпбук по теме «Профессии». Лэпбук помогает систематизировать знания о профессиях; включает в себя задания на умственное, речевое развитие, восприятие окружающего мира; позволяет развивать связную речь, способствует развитию мелкой моторики рук.
В младшей группе начинаем ознакомление с трудом родителей. В индивидуальных беседах с ребенком выясняем и уточняем представления о труде. Важно, чтобы каждый ребёнок знал место и содержание работы родителей, отношение родителей к своей работе. Знали, что когда родители устают, им надо помогать.
Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить словарь и уточнить знания о профессиях.
Непринужденная беседа в младшей группе с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют нам преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.
Мы сделали такой вывод: развитие речи в процессе ознакомления с трудом взрослых в младшей группе происходит не только во время НОД, но и во время игр, бесед, наблюдений, в процессе трудовой деятельности, во время прогулок. Во всех этих видах деятельности идёт процесс углубления и систематизации знаний о профессиях. Происходит обогащение лексики, достижение чёткости и последовательности изложения, развитие мышления и речи идут как единый процесс.