МААМ-картинки

Конспект занятия «Знакомим детей с пищевыми цепочками леса» (старший дошкольный возраст)

Людмила Богданова
Конспект занятия «Знакомим детей с пищевыми цепочками леса» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Светлячок» г. Осташков

Конспект занятия (экология)

Тема: «Знакомим детей с пищевыми цепочками леса»

Старший дошкольный возраст.

Воспитатель: Богданова Л. А.

Публикация «Конспект занятия „Знакомим детей с пищевыми цепочками леса“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах

Цели: Уточнить представление о лесе, его растениях и обитателях; формировать представление о взаимосвязи и взаимозависимости обитателей лесного сообщества. Учить составлять экологические цепочки, аргументировать свои ответы, закрепить понятия хищники и травоядные, уточнить представление о приспособленности хищников к добыванию пищи; воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе.

Задачи:

Образовательные:

Образовательные:

- расширять знания детей о взаимосвязи растений и животных;

зависимости друг от друга.

- развивать умения у детей составлять пищевые цепочки, обосновывать их.

Развивающие:

- развивать речь дошкольников, доказательно отвечая на вопросы;

воспитателя;

- способствовать формированию умений у детей устанавливать логическую связь;

последовательность событий;

- развивать внимание детей, логическое мышление.

Воспитательные:

- воспитывать у детей желание работать вместе, дружно, уважать мнение товарищей;

других.

- способствовать воспитанию интереса к природе, любознательности;

- воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе.

природе.

Материал: Карточки, с изображением животных, растений, птиц, насекомых леса; натуральные предметы и муляжи: ягоды, орехи, грибы, мед, желуди; стрелки для составления «цепочек», модели неживой природы :солнце, воздух, вода. Экологические знаки. Куклы Лесовичок и Домовёнок.

Предварительная работа: Чтение В. Танасийчук «Цепочки в лесу», «Невидимые весы». Л. Толстой «На что нужны мыши?».

Ход занятия.

Воспитатель: Сегодня Домовёнок собрался в гости на «лесную полянку».

В лесу Лесовичок накрывает стол для гостя - раскладывает шишки, орехи, ягоды, желуди, грибы, мед.

Лесовичок:

Красит спозаранку солнце край небес,

Скатерть – самобранку расстилает лес.

Хватит угощенья у него для всех:

Сладкие коренья, мед, грибы, орех.

В это время появляется Домовёнок. Он идет неуверенно, озирается по сторонам.

Лесовичок: Здравствуй, Домовёнок! Я очень рад тебя видеть! Хорошо, что ты выбрался ко мне в гости! Проходи, располагайся, я сейчас буду тебя угощать.

Домовё нок: Здравствуй, Лесовичок… Ой, как мне страшно! Я пока шел, чуть не умер от страха… Темно у тебя в лесу, фонарей нет, все шуршит, шевелится. Съест меня кто - нибудь в твоем лесу! Попадусь на обед какому - нибудь хищному зверю!

Лесовичок: Да, не бойся ты, трусишка! Смотри, как тебя лесные жители встречают, сколько вкусного принесли!

Домовё нок: (Рассматривает стол, удивляется, кто же это принес такое угощение.)

Лесовичок предлагает детям определить, кто из лесных жителей что принес.

Домовё нок: А я все равно боюсь! Вот сейчас только за стол сяду, а из-за куста кто-нибудь выскочит!

Лесовичок. : Не бойся! У меня в лесу все живут по правилам, и никто ни на кого просто так не кидается. Ты посиди, послушай и посмотри, а мы тебе все объясним.

Воспитатель: предлагает детям посмотреть на разложенные картинки с изображениями растений, животных, птиц, насекомых, живущих в лесу.

Первое задание: «Выбрать все карточки с изображением растений и поместить их на доску» (растения должны быть изображены с плодами и семенами). Проверить правильность выполнения задания.

Второе задание: «Найти животных, которые питаются этими растениями, и поместить их ниже на доске» (к этой группе относятся гусеницы, жуки, пчелы, бабочки, травоядные животные- мыши, зайцы, олени, лоси, кабаны.

Третье задание: «Найти животных, которые питаются теми, кто расположен на доске ниже растений». Здесь: насекомоядные птицы, ежи, лисы, другие мелкие хищники.

Четвертое задание. «Поместить на доску изображения животных - хищников, которые охотятся на более мелких зверей и птиц». Это: волки, рыси, медведи, хищные птицы.

Вывод: растения «кормят» насекомых и мелких животных, насекомые и мелкие животные «кормят» более крупных животных, а они в свою очередь кормят хищников. Все сыты? А кто же накормит растения? Дети вспоминают, что нужно для роста и развития растениям. Помещают на доске модели солнца, воды, воздуха.

Воспитатель предлагает детям составить маленькие «цепочки питания» для отдельных животных. (показывает образец).

Цветок – бабочка - синица- сова;

Дуб, желуди – мыши - лисица.

Физкультминутка «Добрый лес»

Добрый лес, старый лес.

Полон сказочных чудес!

Мы идём гулять сейчас

И зовём с собою вас! (Широко разводим руки в стороны. Повороты вправо-влево с вытянутыми руками. Ходьба)

Ждут вас на лесной опушке

Птички, бабочки, зверюшки,

Паучок на паутинке,

И кузнечик на травинке! (Присесть. Медленно поднимаемся, повороты вправо-влево с вытянутыми руками. Пальцами правой руки выполняем от плеча левой руки перебирающие движения вниз. Пальцами левой руки от плеча.)

Работа в тетради.

Педагог предлагает каждому ребенку составить свою «цепочку». После выполнения задания он вместе с детьми проверяет правильность выполнения, дети объясняют пищевую зависимость животных друг от друга.

Вопросы детям:

- Кто останется голодным, если пропадут все насекомые?

- Если исчезнут деревья?

- Если пропадут цветы?

Дети объясняют, к чему приведет нарушение «цепочек».

Педагог предлагает детям подумать, можно ли включить в «пищевые цепочки» человека. Дети выдвигают свои версии.

Затем педагог говорит о том, что человек - самый сильный, он может попасть в любую часть «цепочки». Но человек не только самый сильный, но и самый умный. Он никогда не будет просто так нарушать жизнь растений и животных.

Закрепление.

- Как может человек использовать растения леса?

- А что он будет делать, чтобы не навредить растениям? Какие напоминающие знаки нам подскажут? (дети выбирают соответствующие знаки : не руби деревья, не ломай ветки, не повреждай кору, не вырывай ягодные кустики с корнем, не сбивай ногами ядовитые грибы, не жги костры, не мусор в лесу.)

- А как человек может использовать животных леса?

Воспитатель: Заниматься охотой на зверей и птиц могут только охотники или лесничие. Это люди, которые знают правила охоты и имеют на это разрешение. Те, кто занимается охотой без разрешения, называется браконьерами. Таких людей наказывают. Давайте найдем напоминающие знаки, которые подсказывают нам правила общения с животными.

Итог занятия

Далее педагог обращается к Домовёнку, спрашивая его, понял ли он, что в лесу все живут по правилам и правила эти никто не нарушает; что в лесу все друг другу нужны, все полезны. Домовёнок соглашается. Педагог предлагает детям спеть песенку, которая называется «Про Всех На Свете».

Литература:

Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми»

Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты. Методическое пособие / О. А. Воронкевич. - М. : Детство-Пресс, 2014

Коробова М. В. Малыш в мире природы / М. В. Коробова, Р. Ю. Белоусова. - Л. : Просвещение, 2010.

Машкова С. В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / С. В. Машкова, др. - М. : Учитель, 2014.

Морозова И. А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет / И. А. Морозова, М. А. Пушкарева. - М. : Мозаика-Синтез, 2007

Публикации по теме:

Конспект музыкального занятия «Древо жизни» (старший дошкольный возраст) Цель: - Формировать у детей представление о Древе Жизни, как о символе непрерывной связи поколений на земле, о смене времени года - зима,.

«Мой любимый посёлок — Понтонный!» Конспект занятия (старший дошкольный возраст)«Мой любимый посёлок — Понтонный!» Конспект занятия (старший дошкольный возраст) Цель: Воспитывать любовь к родному посёлку, гордость за славную историю, вызывая познавательный интерес к родному краю. Задачи: 1. Дать.

Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию «Сказочная история зимнего леса» (старший дошкольный возраст)Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию «Сказочная история зимнего леса» (старший дошкольный возраст) Цель : учить детей создавать картинку зимнего лес, создавать выразительный образ снеговика; побуждать к поиску оригинальных способов рисования.

Конспект занятия по ФЭМП «Чётные, нечётные числа» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия по ФЭМП «Чётные, нечётные числа» (старший дошкольный возраст) Цель: Закреплять названия геометрических фигур; упражнять в ориентировке в пространстве и на листе бумаги; продолжать знакомить детей с.

Конспект занятия по оригами «Сказочная страна». Коллективная работа (старший дошкольный возраст) Цель: закрепление знаний детей об искусстве оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие воспитанников в процессе овладения.

Конспект занятия по познавательному развитию «Вербное воскресенье» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия по познавательному развитию «Вербное воскресенье» (старший дошкольный возраст) Цель: Воспитание чувств уважения к православным традициям своего народа. Задачи: Дать представление детям о православном празднике Вербное.

Конспект занятия по экологии «Грибы» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия по экологии «Грибы» (старший дошкольный возраст) Цель:Продолжать знакомить детей с грибами,их особенностями,внешним видом,местах где они растут. Учить отличать съедобные от ядовитых. Пополнять.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Живая земля» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Живая земля» (старший дошкольный возраст) Цель: закрепить знания о почве методом опытно-экспериментальной деятельности; Задачи: — формировать у детей представление о значении почвы.

Конспект занятия «Семена сажаем — клумбу украшаем» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия «Семена сажаем — клумбу украшаем» (старший дошкольный возраст) Тема: «Семена сажаем - клумбу украшаем» (старший дошкольный возраст) В рамках тематической недели «Земля наш общий дом – чисто и красиво.

Конспект занятия «Знакомство с флейтой» (старший дошкольный возраст) Знакомство с флейтой. Старший дошкольный возраст. Тема: «Музыка флейты» Цель: Познакомить детей со звучанием флейты. Ход занятия Дети входят.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Знакомим детей с пищевыми цепочками леса» (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 4 февраля 2023 в 20:36
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Знакомим детей с пищевыми цепочками леса» (старший дошкольный возраст)» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Богданова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД