Людмила Богданова
Конспект занятия «Знакомим детей с пищевыми цепочками леса» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Светлячок» г. Осташков
Конспект занятия (экология)
Тема: «Знакомим детей с пищевыми цепочками леса»
Воспитатель: Богданова Л. А.
Публикация «Конспект занятия „Знакомим детей с пищевыми цепочками леса“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
Цели: Уточнить представление о лесе, его растениях и обитателях; формировать представление о взаимосвязи и взаимозависимости обитателей лесного сообщества. Учить составлять экологические цепочки, аргументировать свои ответы, закрепить понятия хищники и травоядные, уточнить представление о приспособленности хищников к добыванию пищи; воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе.
Задачи:
Образовательные:
Образовательные:
- расширять знания детей о взаимосвязи растений и животных;
зависимости друг от друга.
- развивать умения у детей составлять пищевые цепочки, обосновывать их.
Развивающие:
- развивать речь дошкольников, доказательно отвечая на вопросы;
воспитателя;
- способствовать формированию умений у детей устанавливать логическую связь;
последовательность событий;
- развивать внимание детей, логическое мышление.
Воспитательные:
- воспитывать у детей желание работать вместе, дружно, уважать мнение товарищей;
других.
- способствовать воспитанию интереса к природе, любознательности;
- воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе.
природе.
Материал: Карточки, с изображением животных, растений, птиц, насекомых леса; натуральные предметы и муляжи: ягоды, орехи, грибы, мед, желуди; стрелки для составления «цепочек», модели неживой природы :солнце, воздух, вода. Экологические знаки. Куклы Лесовичок и Домовёнок.
Предварительная работа: Чтение В. Танасийчук «Цепочки в лесу», «Невидимые весы». Л. Толстой «На что нужны мыши?».
Ход занятия.
Воспитатель: Сегодня Домовёнок собрался в гости на «лесную полянку».
В лесу Лесовичок накрывает стол для гостя - раскладывает шишки, орехи, ягоды, желуди, грибы, мед.
Лесовичок:
Красит спозаранку солнце край небес,
Скатерть – самобранку расстилает лес.
Хватит угощенья у него для всех:
Сладкие коренья, мед, грибы, орех.
В это время появляется Домовёнок. Он идет неуверенно, озирается по сторонам.
Лесовичок: Здравствуй, Домовёнок! Я очень рад тебя видеть! Хорошо, что ты выбрался ко мне в гости! Проходи, располагайся, я сейчас буду тебя угощать.
Домовё нок: Здравствуй, Лесовичок… Ой, как мне страшно! Я пока шел, чуть не умер от страха… Темно у тебя в лесу, фонарей нет, все шуршит, шевелится. Съест меня кто - нибудь в твоем лесу! Попадусь на обед какому - нибудь хищному зверю!
Лесовичок: Да, не бойся ты, трусишка! Смотри, как тебя лесные жители встречают, сколько вкусного принесли!
Домовё нок: (Рассматривает стол, удивляется, кто же это принес такое угощение.)
Лесовичок предлагает детям определить, кто из лесных жителей что принес.
Домовё нок: А я все равно боюсь! Вот сейчас только за стол сяду, а из-за куста кто-нибудь выскочит!
Лесовичок. : Не бойся! У меня в лесу все живут по правилам, и никто ни на кого просто так не кидается. Ты посиди, послушай и посмотри, а мы тебе все объясним.
Воспитатель: предлагает детям посмотреть на разложенные картинки с изображениями растений, животных, птиц, насекомых, живущих в лесу.
Первое задание: «Выбрать все карточки с изображением растений и поместить их на доску» (растения должны быть изображены с плодами и семенами). Проверить правильность выполнения задания.
Второе задание: «Найти животных, которые питаются этими растениями, и поместить их ниже на доске» (к этой группе относятся гусеницы, жуки, пчелы, бабочки, травоядные животные- мыши, зайцы, олени, лоси, кабаны.
Третье задание: «Найти животных, которые питаются теми, кто расположен на доске ниже растений». Здесь: насекомоядные птицы, ежи, лисы, другие мелкие хищники.
Четвертое задание. «Поместить на доску изображения животных - хищников, которые охотятся на более мелких зверей и птиц». Это: волки, рыси, медведи, хищные птицы.
Вывод: растения «кормят» насекомых и мелких животных, насекомые и мелкие животные «кормят» более крупных животных, а они в свою очередь кормят хищников. Все сыты? А кто же накормит растения? Дети вспоминают, что нужно для роста и развития растениям. Помещают на доске модели солнца, воды, воздуха.
Воспитатель предлагает детям составить маленькие «цепочки питания» для отдельных животных. (показывает образец).
Цветок – бабочка - синица- сова;
Дуб, желуди – мыши - лисица.
Физкультминутка «Добрый лес»
Добрый лес, старый лес.
Полон сказочных чудес!
Мы идём гулять сейчас
И зовём с собою вас! (Широко разводим руки в стороны. Повороты вправо-влево с вытянутыми руками. Ходьба)
Ждут вас на лесной опушке
Птички, бабочки, зверюшки,
Паучок на паутинке,
И кузнечик на травинке! (Присесть. Медленно поднимаемся, повороты вправо-влево с вытянутыми руками. Пальцами правой руки выполняем от плеча левой руки перебирающие движения вниз. Пальцами левой руки от плеча.)
Работа в тетради.
Педагог предлагает каждому ребенку составить свою «цепочку». После выполнения задания он вместе с детьми проверяет правильность выполнения, дети объясняют пищевую зависимость животных друг от друга.
Вопросы детям:
- Кто останется голодным, если пропадут все насекомые?
- Если исчезнут деревья?
- Если пропадут цветы?
Дети объясняют, к чему приведет нарушение «цепочек».
Педагог предлагает детям подумать, можно ли включить в «пищевые цепочки» человека. Дети выдвигают свои версии.
Затем педагог говорит о том, что человек - самый сильный, он может попасть в любую часть «цепочки». Но человек не только самый сильный, но и самый умный. Он никогда не будет просто так нарушать жизнь растений и животных.
Закрепление.
- Как может человек использовать растения леса?
- А что он будет делать, чтобы не навредить растениям? Какие напоминающие знаки нам подскажут? (дети выбирают соответствующие знаки : не руби деревья, не ломай ветки, не повреждай кору, не вырывай ягодные кустики с корнем, не сбивай ногами ядовитые грибы, не жги костры, не мусор в лесу.)
- А как человек может использовать животных леса?
Воспитатель: Заниматься охотой на зверей и птиц могут только охотники или лесничие. Это люди, которые знают правила охоты и имеют на это разрешение. Те, кто занимается охотой без разрешения, называется браконьерами. Таких людей наказывают. Давайте найдем напоминающие знаки, которые подсказывают нам правила общения с животными.
Итог занятия
Далее педагог обращается к Домовёнку, спрашивая его, понял ли он, что в лесу все живут по правилам и правила эти никто не нарушает; что в лесу все друг другу нужны, все полезны. Домовёнок соглашается. Педагог предлагает детям спеть песенку, которая называется «Про Всех На Свете».
Литература:
Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми»
Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты. Методическое пособие / О. А. Воронкевич. - М. : Детство-Пресс, 2014
Коробова М. В. Малыш в мире природы / М. В. Коробова, Р. Ю. Белоусова. - Л. : Просвещение, 2010.
Машкова С. В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / С. В. Машкова, др. - М. : Учитель, 2014.
Морозова И. А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет / И. А. Морозова, М. А. Пушкарева. - М. : Мозаика-Синтез, 2007