Фролова Нина Владимировна
Значение пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы научить ребенка говорить, нужно не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы.
Исследователи установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка происходит в пределах возрастной нормы.
Публикация «Значение пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу головного мозга.
Тренировка движений пальцев и кисти рук необходима, чтобы стимулировать речевое развитие детей, подготовить кисти руки к письму, и является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Когда же начинать заниматься пальчиковой гимнастикой с детьми? В развитии ребенка существуют периоды, когда он наиболее обучаем. Возраст от полутора до трех лет – это благоприятный период для формирования речи. В этом возрасте дети овладевают основными средствами общения, закладываются основы речевого поведения.
К трем годам движения пальцев становятся похожи на движения рук взрослого человека. Поэтому работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте от трех месяцев (легкое тактильное общение).
В 6 – 7 месяцев можно делать массаж кистей рук. С самого раннего детства всем знакомы игры: «Ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая», их значение недостаточно осмыслено взрослыми. Эти пальчиковые игры оказывают не только развлекательное, но и развивающее, оздоровительное воздействие.
В возрасте 10 месяцев нужно заниматься тренировкой пальцев ребенка. Кроме пальчиковых стишков и потешек детям нужно давать катать шарики, рвать на мелкие кусочки бумагу, перебирать крупные деревянные бусы, складывать пирамидки, матрешек, играть во вкладыши. В таких играх участвуют почти все пальцы и движения пальцев рук энергичны.
С полутора лет можно использовать сложные пальчиковые потешки, игры с пальчиковыми зверюшками, пальчиковый счет. Можно играть в различные шнуровки, учится застегивать пуговицы, перематывать нитки из одного клубка в другой, раскручивать капроновую ленточку, играть в кубики, собирать крупные пазлы.
А с трех до шести лет необходимо совершенствовать технику уже освоенных пальчиковых игр. Проводите игры с мозаикой, пазлы, нанизывание бус, пуговиц, лепку из глины или пластилина, завязывание и развязывание узелков, дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков, круп, пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания по образцу.
В шесть лет ребенок должен уметь правильно называть пальцы в прямой и обратной последовательности, в разнобой, с прикосновением, с показом у себя и у других, с закрытыми глазами; хорошо владеть карандашом, раскрашивать, варьируя силу нажима, соединять точки точными линиями, вырезать по контуру, работать с ниткой и иголкой. Большое значение на развитие движений кистей и пальцев рук оказывает самомассаж, занятия изобразительной деятельностью (рисование, лепка, аппликация, ручной труд и систематическая работа с ножницами.
Необходимо регулярно тренировать движение пальцев и кистей рук, что стимулирует речевое развитие ребенка, способствует улучшению артикуляции речевого аппарата, подготавливает кисть к письму. Вся эта работа повышает работоспособность головного мозга, стимулирует развитие психических процессов.
Работу по развитию движений пальцев рук и кистей нужно проводить систематически по 2 – 5 минут ежедневно.
Сначала детям трудно выполнять многие упражнения. Поэтому упражнения отрабатываются постепенно: от простого к сложному, вначале в медленном темпе, затем в быстром, количество повторений постепенно увеличивается.
Тренировку нужно начинать с самого раннего детства. Ребенок должен овладеть самыми простыми, но в тоже время жизненно важными умениями – держать ложку, карандаши, умываться, не расплескивая воду.
Пальчиковая гимнастика дает пальчикам полноценный отдых, развивает ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять моральное напряжение. Регулярное проведение пальчиковой гимнастики поможет в дальнейшем поставить детям правильный подчерк.