Елена Зайкова
Значение игры в современной методике физического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Е. В. Зайкова
учитель физической культуры
МБОУ «Подюжская СШ им. В. А. Абрамова» поселок Подюга
Значение игры
в современной методике физического воспитания
У педагога нет более важной заботы, чем воспитание детей. Какой бы специализации он ни был, где бы ни трудился, он всегда должен проявлять высокое чувство гражданственности – ответственность за судьбу подрастающего поколения.
Публикация «Значение игры в современной методике физического воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Не секрет, что в настоящее время не только врачи, но и педагоги озабочены состоянием здоровья подрастающего поколения. Врач-педиатр, как никто другой, может дать оценку физиологического состояния организма ребенка, особенностям развития всех его функциональных систем. А вот учитель физкультуры формирует представление о состоянии здоровья своего ученика оценивая уровень развития его двигательных качеств.
Научно-технический прогресс кроме положительных моментов неминуемо внес в нашу жизнь и отрицательные. Знаменитый врач, академик Н. А. Амосов как-то отметил, что человек XX века сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, перееданием и гиподинамией. А что же можно сказать о современном молодом поколении XXI века в эпоху электронной техники, компьютеров, мобильных телефонов, планшетов и различных гаджетов? Учителя физкультуры на своих встречах постоянно говорят о снижении силы и работоспособности скелетной мускулатуры у обучающихся, нарушением у них осанки, искривлении позвоночника, задержке возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.
Наверное, в чем-то можно винить и родителей, и детей, и даже самих учителей в том, что урок физической культуры теряет свою привлекательность. В каждом классе можно встретить 3-4 ученика, которые катастрофически не любят физкультуру, найдутся и такие (4-5 человек, кто к ней абсолютно равнодушен. И чем старше класс, тем эти цифры растут все больше. Как тогда в этом случае восполнить у детей недостаток двигательной активности? Как сделать так, чтобы ребенок сам проявил активный интерес к движению? Ответ прост: дайте ему такие задания или упражнения, связанные с физической нагрузкой, которые он будет выполнять с желанием. В этом случае одним из самых универсальных, доступных и эмоциональных средств физического воспитания является игра.
Игра – исторически сложившееся средство воспитания и образования подрастающего поколения. Через игру ребенок приходит к осмыслению пользы и удовольствия, которых можно достичь за счет разнообразных спортивных заданий. В истории человечества есть немало примеров, подтверждающих неоценимое значение игр в детском возрасте. Еще в сочинениях Аристотеля и Платона, Франсуа Рабле и Жан-Жака Руссо признается важность таких занятий. В Древней Греции игры считались одним из самых главных факторов развития и совершенствования человека. Сохранились письменные свидетельства того, что маленькие греки любили играть в мяч, обруч и волчок, увлекались ездой на палочке и бросанием камешков в воду 1, стр. 3-4. Не потеряла игра своей актуальности и в современную эпоху. И даже можно сказать больше: игра является настоящим спасением подрастающего поколения от гиподинамии.
Представляется возможным продемонстрировать опыт работы по введению игр в режиме учебного дня школьников. И, в первую очередь, следует отметить уроки физической культуры, на которых обучающиеся сталкиваются с двумя основными видами игр – подвижными и спортивными.
Подвижная игра, как важнейшее средство и метод физического воспитания сохраняет свое значение на протяжении всей жизни человека, меняя только свое содержание и методику проведения. Подвижные игры варьируются в зависимости от того, в какое время года они используются, проводятся на улице или в помещении, какое спортивное оборудование и инвентарь имеются и используются учителем, а также для какого возраста детей предлагаются. В этой связи на уроке можно рекомендовать следующие виды подвижных игр, в которые с большим интересом играют наши школьники:
• Игры для обучающихся начального звена школы:
- без предметов : «Салки», «Пятнашки с домиком», «Колдунчики», «Третий лишний», «Запрещенное движение», «Бездомный заяц», «Пустое место», «Воробьи-вороны» и др. ;
- с предметами: «Охотники и утки», «Вышибалы», «Снайперы», «Удочка», «Попади в цель» и др. ;
- с элементами народных игр: «Лапта», «Двенадцать палочек», «Бабки», «Чехарда», «Горелки» и др. ;
- сюжетно-ролевые игры : «У медведя во бору», «Совушка-сова», «Волки во рву», «Гуси-лебеди» и др.
• Игры для обучающихся среднего и старшего звена школы: «Пятнадцать передач», «Ястреб, наседка и цыплята», «Преследования с мячом», «Гонка мячей по кругу», «Горячая картошка» и др.
В среднем и старшем звене учитель физической культуры большую часть учебной программы посвящает спортивным играм (баскетболу, волейболу, футболу, флорболу, гандболу). Важно помнить, что кроме истинно спортивного успеха, достигнутого в результате занятий спортивными играми, на таких уроках решаются и важные оздоровительные задачи. У занимающихся спортивными играми потребление тканями кислорода увеличивается примерно в 8-10 раз по сравнению с состояние покоя. Усиленная потребность в кислороде вызывает существенные положительные изменения в дыхании и кровообращении. Происходит значительное укрепление костной системы, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц, приобретается ловкость и координация 2, стр. 3 .
Очень важно, в отличие от подвижных игр, научить детей техническим приемам спортивных игр. Тогда уроки физической культуры будут нравиться не только спортивным лидерам, но и менее физически подготовленным обучающимся. Спортивная игра, хоть и очень динамична, но не требует такой интенсивной работы организма, как, например, в беге на среднюю или длинную дистанции или в лыжных гонках, где необходима выносливость и проявление скоростных качеств. Однако, если ребенок полюбит спортивные игры, то занятия ими в урочное и внеурочное время (в секциях) будут способствовать расширению границ его двигательной активности, формированию здоровьесберегающей культуры, повышению уровня развития всех основных физических качеств : силы, выносливости, гибкости, быстроты, скоростно-силовых и координационных способностей.
Следует признать, что недостаточно активно используются игры в режиме перемен между уроками. Наверное, почти все согласятся, что чаще всего мы видим такую картину на перемене: одна часть учеников «сидит» в телефонах и планшетах, другая – просто «носится» по коридорам школы. В обоих случаях дети предоставлены сами себе. А ведь перемена должна решать задачу не только умственной разгрузки школьника, но и переключения с одного вида деятельности на другой. В этой связи речь идет об активном использовании перемен для здорового досуга детей. И учителя физической культуры, и учителя начальных классов, и старшеклассники легко могут провести с младшими школьниками такие игры, как: «Ручеек», «Съедомное-несъедомное», «Прыжки на резинке», «Кошки-мышки» и др.
И, наконец, занятия в школьных секция, в которых особой популярностью пользуются именно игровые виды спорта, приводят к возникновению у занимающихся не столько оздоравливающего, сколько уже тренирующего эффекта. Эмоциональная составляющая спортивных игр позволяет бороться с усталостью, формирует мышечную выносливость, заставляет проявлять волевые качества. Спортивная игровая подготовка в системе дополнительного образования детей рассматривается в качестве специализированного процесса использования физических упражнений с целью развития и совершенствования свойств и способностей, обуславливающих формирование двигательных навыков и физических качеств школьников. Кроме того, актуальность физкультурно-спортивного направления деятельности продиктовано тем, что в детском возрасте двигательные навыки развиваются наиболее интенсивно, так как в этот период происходит формирование всего биодвигательного аппарата и физических качеств.
Нельзя не отметить, что наряду с развитием двигательных качеств, игра учит детей гибкости в общении друг с другом, способствуют возникновению доверия, развитию внимания, быстроты реакции, умению управлять своими эмоциями.
Опыт подсказывает, что очень важно научить детей самих играть в игры, распределять роли (выбирать водящего, например, с помощью считалки, разбиваться на команды, назначать капитана, соблюдать правила, определять победителей. И тогда, когда они освоят эти важные элементы, то смогут уже сами организовывать самые разнообразные игры. Так, например, в режиме летнего школьного оздоровительного лагеря ребята с интересом играют на улице в такие игры, как: «Салки с мячом», «Прятки», «Бадминтон», «Классики», «Футбол у стены», «Собачки», «Мяч кверху», «Краски» и др.
Необходимо сказать, что игра включает все виды движений свойственных человеку: ходьбу, прыжки, ползание, лазание, метание, упражнения с предметами, броски и ловля. Характерной чертой игр является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создаёт большие возможности для проявления инициативы и творчества. Все игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер, и ребёнок испытывает радость от физической нагрузки.
Очень удобно использовать игры в любых формах работы с детьми, регулируя продолжительность и темп игры, меняя размер игровой площадки, включая тот или иной инвентарь, переходя от командных игр на игры-эстафеты.
В игре, в отличие от других видов физкультурно-спортивной деятельности, происходит постоянная смена игровых положений и ситуаций. Благодаря этому обучающиеся вынуждены немедленно реагировать, совершать двигательные действия, ориентироваться в неожиданных обстановках. Чем сложнее игра, тем больше в ней движений, связанных с работой всех систем организма.
Таким образом, игра является проверенным средством активизации двигательной деятельности обучающихся за счёт подключения эмоций. Важным достоинством игр является возможность введения их во все виды учебной программы и применения с одинаковым успехом в неурочных формах физического воспитания. Использование игр в учебном процессе по физическому воспитанию помогает сделать занятия более интересными. А, значит, игра является универсальным и эффективным средством физического воспитания и при правильной организации игровых занятий способствует комплексному развитию двигательных качеств у подрастающего поколения.
Список информационных источников
1. Давыдова М. А. Спортивные мероприятия для дошкольников: 4-7 лет. – М. : ВАКО, 2007. – 304с.
2. Методические рекомендации для организации физкультурно-оздоровительных занятий населения по месту жительства. Выпуск 3. – Москва, 1989. – 72с.