Бадмаева Саглар
Значение игровой деятельности в развитии детей раннего возраста
▼ Скачать
Умственное развитие ребенка формируется в процессе его деятельности. Игра и действия с предметами -основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. От занятий эта деятельность ребенка отличается тем, что возникает она по инициативе самого малыша. Игра занимает большое место в жизни ребенка: все время,не занятое сном, кормление, занятиями, - малыш играет. Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много экспериментирует, проявляет инициативу, творчество. Именно в игре формируется внимание, воображение, память, мышление, развивается важные качества,как активность, самостоятельность в решении игровых задач. Формируется первые положительные отношения со сверстниками:интерес к играм других детей,желание включаться в их игру, первые совместные игры,а в дальнейшем - умение считаться к интересами сверстников. Во время самостоятельной деятельности у детей складываются положительные взаимоотношения и эмоционально - деловые связи со взрослыми. Уже на втором году жизни дети очень чутко прислушиваются к оценке воспитателем их деятельности и ориентируются на нее. Для воспитателя организация игровой деятельности детей является одним из наиболее сложных разделов работы,так как с одной стороны,он должен,не подавляя инициативу ребенка,умело направлять его в игру, с другой - научить малыша играть самостоятельно. Правильно организовать самостоятельную игровую деятельность сможет лишь в том случае, если он хорошо знает не только особенности психического развития ребенка того возраста,с которым он работает,но и особенности развития детей всей группы. Самостоятельная деятельность детей второго года жизни включает разные виды игр (сюжетные, подвижные, дидактические со строительными материалами, игры -забавы); самостоятельную ходьбу,бег, лазанье; наблюдения за окружающим; общем со взрослыми,с детьми; элементарные практические (трудовые) действия;первые попытки изобразительной деятельности. Я стараюсь добиваться, чтобы в течение бодровствования каждый ребенок был занят разнообразной деятельностью, своевременно переключаю их с одного вида деятельности на другой, не допуская переутомления, педагогически правильно руковожу как всей группой, так и деятельностью каждого ребенка. С дидактическими игрушками и пособиями дети играют под моим наблюдением после соответствующего обучения на занятиях (пирамиды, вкладыши шаробросы, пособия на различение и группировку предметов по форме, величине, цвету и т. п.).Дети закрепляют знания, полученные на занятиях, учатся самостоятельно пользоваться дидактическими игрушками. В теплое время года, организую игры с водой,с песком, а зимой -со снегом, формочкам, побуждаю детей самостоятельно пользоваться формочками, трафаретами животных, птиц, а также простейшими предметами орудиями (совок, грабельки, лопатка и по.). На веранде имеется удобное место для хранения всех видов игрушек и пособий. На улице используем полиэтиленовые, лёгкие деревянные игрушки.
Публикация «Значение игровой деятельности в развитии детей раннего возраста» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Игры с сюжето - образными игрушками:
На втором году жизни формируется сюжетно -отобразительная игра,в которых дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (в быту, на занятиях и др.). Поэтому с самого начала направляю на формирование ее как деятельности,в основе которой лежит умение отображать знакомые детям жизненные ситуации в игровом плане. Игра с образными игрушками на втором году жизни включает элементы воображения и протекает в форме решения игровых задач (покормить куклу, уложить мишку спать). В отличие от практических эти задачи направлены на получение не реального, а воображаемого результата, на достижение условно-игровой цели игровыми способами и средствами должны постепенно овладеть дети второго года жизни для того, чтобы игра совершенствовалась и оказывала развивающий эффект на психику ребенка (прежде всего на развитие мышления,речи,эмоций). В течение второго года жизни дети с помощью взрослых начинают овладевать основными игровыми способами, а именно: игровыми действиями разной степени сложности,первыми речевыми высказываниями, дополняющими,а иногда и заменяющими игровые действия. В качестве средств для игры мои воспитанники учатся использовать разные сюжетно -образные игрушки, предметы -заместители, а также первые слова, обозначающие отсутствующие в данный момент, воображаемые игрушки - предметы. Дети сами начинают готовить условия для игры. Они начинают овладевать и эмоционально-выразительными средствами. Одну и туже жизненную ситуацию, которая определяет содержание сюжета игры, дети могут с удовольствием отображать в течение года, если при этом я изменяю, усложняю игровые способы и средства. Например, при кормлении куклы дети сначала подготавливают воображаемую пишу, сами подготавливают некоторые условия для угощения кукол, игрушечных животных (сажают их за стол, раздают ложки, тарелки, наливают суп и т. д.). При руководстве игрой обучаю игровому действию с учётом жизненного опыта,интересов каждого ребенка. Как можно шире привлекаю детей не только к наблюдениям за окружающим,но и к посильному участию на прогулке, на занятиях. Если ознакомления с окружающим и обучающие игры создают самостоятельные игры,её содержание,способ решения детьми игровых задач общением с ребенком в процессе игры. Таким образом, в руководство игрой с сюжетно-образными игрушками уже на втором году жизни включаю ознакомления с окружающим во всех видах его активной деятельности, а также в обучающих играх,в которых использую усложненный игровой материал. Таким руководством активизирую общение ребенка со взрослым в процессе игры.
Обучающие игры:
Эмоционально - выразительные показы простых и понятных жизненных ситуаций (кормление кукол,мишки,езда на машинках и др). Вызывает у детей интерес, желание воспроизвести увиденное. В обучающих играх дети не просто наблюдают за действиями взрослых. Обучающие игры - это фактически совместные игры воспитателя с детьми, где ведущая роль принадлежит мне. Такие игры на втором году жизни носят характер специальных показов-инсценировок, сюжетно -дидактических игр, или же образцы игрового действия. Показы инсценировки, сюжетно -дидактические игры провожу сначала в непринужденной, естественной форме,без специальной организации детей,а затем (в основном во втором полугодии второго года жизни) - как групповые занятия. Показываю одно-два понятных простых действия с игрушкой (кукла ходит, пляшет, петушок клюёт зёрнышки). Показываю ребенку своё положительное эмоциональное отношение к игрушке и ее действиям. Затем по возможности в показах повторяю знакомые действия,но с другими игрушками (кормление куклы, мишки, зайки и тд.). при этом эмоционально подчёркиваю главное - смысл действия,его воображаемый результат ("Ох,как вкусно поел зайчик!"). В то же время мои дети видят,чем отличается, например, кормление куклы и петушка и тд. Количество действий также увеличиваю,они взаимообусловлены, направлены на подготовку к решению игровой задачи : прежде чем накормить куклу, её сажают за стол, черпают ложкой еду из тарелки для куклы и т. д. Для детей после полутора лет показы включают 2-3 эпизода, содержат в себе элементы дидактических игр, направленных на уточнение названия, назначения некоторых предметов,их свойств и д. р. Привлекаю детей к совместному выполнению игровой задачи. Использую эмоционально выразительную, неторопливую чёткую речь. Каждое слово должно нести понятную детям информацию: название игрушек,их свойств, действий. Слежу за реакцией детей, побуждаю к высказываниям, эмоциональным проявлениями, к действиям. Самое главное в этих играх- не обучение конкретным действиям по образцу, а в том чтобы дети поняли смысл игровой ситуации, которую я демонстрирую, проявили интерес к ней, желание воспроизвести ее в своей игре. Обучающие игры повторяю, пока они вызывают живой интерес у детей, своевременно усложняю и заменяю новым сюжетом, близким ребенку по личному опыту, или новым содержанием игровой задачи, новыми способами ее решения.
Игра с дидактическими игрушками: Дидактические игры занимают относительно большое место среди других видов самостоятельных игр детей раннего возраста. Подбор игрового материала произвожу с учётом понимания функционального назначения каждого вида дидактических игрушек и пособий, соотнесение содержания самостоятельных дидактических игр детей с тем программным материалом, который они усваивают на занятиях. Направляю самостоятельную дидактическую игру детей, прихожу на помощь при затруднениях, учитываю их умения, полученных на занятиях,корректирую неправильные действия,доброжелательно поддерживаю самостоятельность в игре, побуждаю детей играть рядом и по возможности вместе, охраняя при этом индивидуальную инициативу каждого ребенка.
Игра со строительным материалом:
Наборы строительных материалов состоят как из тех элементов, с которыми познакомила на занятиях. Наряду с деревянными строительными наборами имеются и пласмасовые,с деталями различных размеров. При руковостве самостоятельными играми помогаю каждому ребенку заняться своей постройкой рядом с другими детьми,но не мешая им. Привлекаю внимание детей к строительным материалам,строю вместе с ними,подсказываю тему постройки,помогаю ребенку узнавать в его собственной постройке тот или иной образ. В процессе совместной игры ввожу сюжетные игрушки, фигурки людей и животных, поощряю самостоятельное использование сюжетных игрушек детьми. В конце второго года жизни в строительную игру детей включаю предметы-заместители, которые могут обозначать пассажиров в автомобиле, угощение для кукол на столе и т. п. Крупные формы используем для организации игрового пространства, а дополнительные детали (флажки,головы лошадок на палке, прикрепленные к ним, создаю яркую праздничную атмосферу, побуждают детей к совместным действиям.
Игра с предметами - орудиями, игрушечными орудиями труда:
Летом организую игры с увлажненным песком,в процессе учу из сырого песка лепим пирожки,и используем деревянные трафареты зверей птиц. Имеется надувные бассейны, купаются и загорают на солнце. Так же в бассейне,игры поймать рыбку сачком и удочкой. Предлагаю детям поливать цветы на участке леечкой и ведеркой, увлажнять песок для игры. Осенью можно сгребать опавшие листья деревянными или пластмассовыми граблями собирать в совок листья пересыпать в ведёрки. Это трудовое действие в игровой форме доступно малышам, формирует не только полезные навыки,но и вызывает приятную удовлетворенность результатами своих действий.
Игры - забавы, развлечения :
Существенное влияние на формирование эмоциональной сферы ребенка раннего возраста,его двигательной активности и умения общаться со взрослым, а позднее со сверстниками оказывают игры - забавы. Их провожу в разные периоды бодровствования с подгруппой детей, а в случае необходимости и индивидуально. Развлечения - пляски, знакомые подвижные игры, движения, сопровождаемые чтением веселой потешки и ДР, - не требуется специального разучивания, быстро и эмоционально воспринимаются детьми, побуждают к двигательной активности, поднимают их настроение. Использую музыкальные игрушки качающиеся танцующие, музыкальные инструменты, игрушки с цветовым и световым эффектом фигурки на колесиках, совершающие движения,издают звуки. Игры с юлой, волчки. С детьми раннего возраста провожу развлечения с развернутым сюжетном в сопровождении пение или аудиозаписи. Инсценируя песни с использованием игрушек, вовлекаю детей в активные действия. Они здороваются с персонажами инсценировки, хлопают в ладоши, когда те пляшут. Детей развлекаю звучащими заводными игрушками,образными и типа музыкального волчка.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре -важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка. У ребенка формируется ценностное отношение к предметному миру. Способность к сомообледованию, умение вступать во взаимоотношения с окружающими. Наблюдается подражание взрослым, овладевать речью,развивается воля, наглядно - действенное, наглядно - образное и знаковое мышление, выделяет свое"Я". В рамках предметной деятельности в раннем возрасте происходит интенсивное психическое развитие ребенка. Главным, которым является речь, наглядно - действенное мышление, начало символичной игры самосознания. Ребенок овладевает возможность передвигаться ходьба и речью. Это и есть основное развитие во втором году жизни. К концу раннего детства (на третьем году жизни) начинают складываться новые виды деятельности, которые достигают развёрнутых форм за пределами этого возраста и начинают определять психическое развитие. Это игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка,конструирование). Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение,какое у взрослого имеет деятельность работа,служба. Каков ребенок в игре,таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущее происходит, прежде всего,в игре