ольга алексеевна владимирова
Значение художественно-эстетического развития детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Данный этап развития системы дошкольного образования подразумевает поиск и разработку новых технологий обучения и воспитания детей. К этому подталкивает современный уклад нашей жизни, трудовые, общественные отношения людей, окружающая природа. Все больше увеличивается значение художественно - эстетического воспитания детей дошкольного возраста, как важнейшего средства формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, средству формирования всестороннего развития. Художественно-эстетическое воспитание является актуальным направлением модернизации системы образования, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности. В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, что «искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни – эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей». Исследования в области социологии, психологии, медицины, педагогики, этнографии свидетельствуют об особой роли искусства в образовании, о его целительной силе и здоровьесберегающем значении в жизни ребенка.
Публикация «Значение художественно-эстетического развития детей в ДОУ» размещена в разделах
Детское творчество – одно из самых важных и актуальных исследований дошкольной педагогики и детской психологии. Что первично в эстетическом воспитании ребенка: приобретение знаний об искусстве или правильное эстетическое восприятие?
Доктор философских наук, профессор ФГНУ «Институт художественного образования», заведующий лабораторией социологии и психологии Е. М. Торшилова отмечала, что «Один из основных камней преткновения в содержании и методике педагогики искусства – это соотношение знания и способности восприятия, разума и чувства, обученности и непосредственности в художественном восприятии и творчестве». И в будущем нам предстоит решать:
Нужно ли учить знаниям об искусстве, в том числе представлениям о том, зачем оно, надо ли это сознавать? Надо ли прививать эстетические установки восприятия, присваивать нормы вкуса как нормы? Или как-то (как) развивать потребность в общении с искусством, способность видеть произведение искусства, не пользуясь знаниями, эмоционально, субъективно, непосредственно, без всякой планки адекватности такого восприятия?
Как добиться, чтобы каждый ребенок максимально использовал свои индивидуальные особенности восприятия, свои индивидуальные творческие способности? Ведь это зависит не только от увиденной картины, но и от точки зрения и отношения к ней рассказчика-воспитателя. Именно его интересная точка зрения делает рассказ необычным, интересным. На начальном этапе по формированию личностного восприятия ребенка педагог использует «искусствоведческий рассказ», образец своего понимания, затем постепенно вводит и более сложные приемы (сравнение картин разных по настроению, по жанру; мысленное создание собственной картины по названию, данному художником; обучение умению задавать вопросы по произведению и т. д.)
Заслуженный деятель науки Н. А. Ветлугина отмечала: «Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству».
Любое искусство является социально значимым средством межкультурной коммуникации и механизмом социализации, поскольку обладает возможностью подключать человека к существующим в мире и обществе ценностям, нормам и культурным значениям. Искусство воздействует на психику и разум человека, его интеллект и чувства, необходимо максимально использовать возможность детей дошкольного возраста для их общения с миром прекрасного. Поэтому разрабатывая в ДОУ рабочие программы по художественно-эстетическому развитию детей очень важно предлагать не только конкретные способы развития средствами изобразительного искусства, в том числе нетрадиционными, но и ознакомление с искусством великих мастеров других стран и народов, произведения которых украшают известнейшие музеи мира.
К сожалению, в последнее время дети все реже сталкиваются, а тем более общаются с великими произведениями изобразительного искусства. Воспитатели неохотно используют на занятиях, как им кажется, сложные и многогранные образы известных картин, которые они зачастую не понимают и сами. Но работу по художественно-эстетическому развитию детей средствами изобразительного искусства можно значительно облегчить, включая в рабочие программы наряду с традиционными методиками элементы ТРИЗ, которые вызывают эмоциональность, вносят творческий компонент, активизируют речевую деятельность.
Занимаясь творчеством по таким программам, ребенок, овладевая навыками художника, осуществляя свои творческие замыслы, расширяет кругозор и мировоззрение, приобретает способность находить красоту в реальном мире, учится творчески мыслить, анализировать, обобщать. Тогда художественно-эстетическое развитие предполагает воспитание и созерцателя, и слушателя, и активного творца красоты.
Необходимо, чтобы жизнь ребенка была насыщена различными проявлениями искусства мира. В основу рабочих программ должны быть положены концептуальные идеи, предполагающие личностно-смысловое общение детей и взрослых; ориентацию на мотивы и эстетические потребности ребенка старшего дошкольного возраста; многопозиционное освоение искусства в творческой деятельности. Знания о мировых шедеврах изобразительного искусства имеют большое значение для умственного развития детей, они приносят им информацию о времени, в котором жил великий художник, об обычаях и традициях другой страны, примерах красоты и добра.