Кирилова Людмила Ивановна
Консультация для воспитателей «Значение дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ординский детский сад»
«Значение дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста»
Старший воспитатель : высшей категории
Кирилова Людмила Ивановна
2020г.
Публикация «Консультация для воспитателей „Значение дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речевого дыхания
- Темочки
В настоящее время, проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объём познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растёт доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития, в частности и на состояние здоровья в целом.
Анализ детской заболеваемости в дошкольных учреждениях показывает, что лидерами болезни являются заболевания, передающиеся воздушно-капельным путём – ОРВИ, ОРЗ.
Исследования учёных-медиков показывают, что в развитии дыхательного аппарата детей дошкольного возраста наблюдается дисбаланс: при относительной мощности лёгких, дыхательные мышцы являются слабыми. Поэтому детей дошкольного возраста необходимо обучать правильному дыханию, что позволит укрепить мышцы дыхательных органов.
Дыхание является главнейшим источником жизни. Человек может прожить без пищи и воды несколько дней, но без воздуха самое большое – несколько минут.
При нормальном дыхании человек дышит через нос. Такое дыхание имеет большое значение для организма, оно избавляет человека от многих болезней и не допускает их появления.
Привычка дышать ртом вредна, приводит к заболеваниям щитовидной железы, миндалин (гланд, дыхательной системы. Кроме того, у большинства детей имеются увеличенные аденоиды, хронический насморк, что приводит к привычке постоянно дышать ртом. Йоги отмечают, что дышать ртом так же неестественно, как принимать пищу через нос. Они утверждают, что дети, которые дышат через рот, отстают в умственном развитии.
Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.
Поэтому большое внимание необходимо уделять дыхательным упражнениям на учебных занятиях и в свободной деятельности.
Дыхательной гимнастикой можно начинать заниматься с детьми, достигшими возраста 4-5 лет.
При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:
- выполнять упражнения каждый день по 3-6 мин, в зависимости от возраста детей;
- проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке;
- заниматься до еды;
- заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
- дозировать количество и темп проведения упражнений;
- вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;
- в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;
- после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 сек.
Дыхательная гимнастика оказывает положительное воздействие на организм ребё нка:
=положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровообращении;
=улучшает дренажную функцию бронхов;- восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
=способствует рассасыванию и расправлению воспалительных образований;
=налаживает нарушенные функции сердечнососудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения;
=исправляет развивающиеся заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника;
=повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоровляет нервно-психологическое у больных.
Дыхательная гимнастика обладает преимуществом:
=Гимнастика сочетается со всеми циклическими упражнениями: ходьба, бег, плавание – особенно.
=Дыхательная гимнастика – отличная профилактика болезней.
=Гимнастика положительно влияет на организм в целом. Она не чисто дыхательная – в работу включаются все мышцы.
=Для занятий гимнастикой не требуется особых усилий – специальной одежды спортивный костюм, кроссовки и т. д., помещения и прочих.
=Высокая эффективность. После первых занятий объём лёгких значительно увеличивается.
=Даёт хороший эффект для тренировки мышечной системы дыхательного аппарата и грудной клетке.
=Гимнастика доступна и взрослым и детям.
Дыхательную гимнастику можно использовать в течение всего дня, а именно: в организации физкультурных занятий, проведении утренней гимнастики, подвижных играх на прогулке, беседах, проведении физкультминуток, различных форм активного отдыха, пальчиковой гимнастики, выполнении звуковых дыхательных упражнениях на занятии, гимнастике пробуждениях.
Особенности использования дыхательной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста :
=Дети охотнее выполняют дыхательную гимнастику, если она идёт в музыкальном сопровождении.
=Весь комплекс необходимо превратить в игру. Все основные правила выполнения упражнения даются в игровой форме. Например, для тренировки предельно активного и шумного, резкого и короткого вдоха можно дать детям игровые задания: «Гарью пахнет! Откуда? Тревога! Нюхайте!».
= Необходима мотивация для выполнения дыхательной гимнастики. У дошкольников отсутствует мотивация сохранения и укрепления собственного здоровья, поэтому необходима вводная беседа о важности этих упражнений.
= Важное условие эффективности такой гимнастики в том, что её нужно выполнять регулярно, без перерывов.
Чтобы дыхательная гимнастика не была утомительной, организую занятия по гимнастике с элементами игры. Включая в комплекс шары, дудки, вертушки, мыльные пузыри - гимнастика становится, вроде игры, которая не утомляет, а способствует повышению активности.
Упражнение «Мыльная шапочка»
Небольшие ёмкости наполнить мыльным раствором. Такое дыхательное упражнение ребёнок может делать самостоятельно, а может в паре. Делаем глубокий вдох через нос и продолжительный выдох через рот. Дуть нужно, как можно дольше, чтобы мыльная шапочка была пышнее. Цель: Тренировать дыхательную мускулатуру и способствовать правильному воспитанию речевого дыхания.
Совместно с детьми в свободной деятельности изготавливаем макет леса с дорожкой, цветами, зверями.
Игра «Колобок»
Цель: Ребёнок должен помочь колобку – теннисному шарику прокатиться по тропинке и убежать от зверей. Воспитатель произносит четверостишье:
Колобок, колобок
Ты румяненький бочок,
По дорожке ты катись,
Лесных зверей берегись.
Игра «Горох»
На дно неглубокой тарелки приклеить или положить картинку, насыпать горох. Задача ребёнка – раздуть горох с середины и увидеть картинку.
Что-то спряталось на дне,
Но пока не видно мне.
На горох подую я,
И скажу, что там друзья.
Игра «Футбол»
Цель: Учить дуть через соломинку, стараясь попасть в ворота.
Упражнение: «Снегопад»
Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребёнку, что такое снегопад и предложить ребёнку сдувать «снежинки» с ладони. Аналогично проводятся упражнения «Листопад». Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребёнку, что такое листопад. Предложить ребёнку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
Упражнение: «Бежит кораблик по волнам»
В поддон наливаем воды, опускаем пластмассовые лёгкие кораблики. Каждый капитан дует на свой кораблик. Глубокий вдох через нос, щеки надуты и выход через рот. Выдох может быть шумным и бесшумным. Упражнение повторить 2-3 раза.
Цель: Учить правильному носовому, ротовому дыханию.
Упражнение: «Ветряная мельница»
Выполняя это упражнение, ребёнок дует на лопасти игрушки – вертушки.
Упражнение: «Мыльные пузыри»
Это упражнение можно проводить, как с одним ребёнком, так и а паре и с подгруппой. Один ребёнок выдувает мыльные пузыри, а второй ловит их. Выдох через рот спокойный, продолжительный. Для застенчивых детей такие дыхательные игры помогают раскрепоститься. Снимают страх общения, развивают коммуникативные навыки.
Цель: Учить глубокому вдоху через нос и продолжительному выдоху через рот.
Упражнение: «Воздушные шары»
Дети самостоятельно надувают шары. Шары висят на верёвочке. Дети делают глубокий вдох через нос и продолжительный выдох, через рот. Стараются дуть, как можно сильнее, чтобы шары отлетали, как можно дальше. Упражнение можно варьировать. В шары налить немного воды и выдох уже получится с усилением. С помощью воспитателя регулируется высота верё вки и дети могут дуть с разных позиций: стоя, стоя на коленях и лёжа. Упражнение повторить 2-3 раза.
Цель: Укреплять мышцы грудной полости; учить глубокому вдоху и длительному выдоху.
Аналогично проводятся упражнения: «Парящие бабочки»
Предложить вместе с детьми вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребёнку подуть не бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребёнок сделал длительный плавный выдох).
Играя на музыкальных инструментах, маленькие дети с радостью играют на дудочках, губных гармошках и т. п. Необходимо предварительно убедиться, что ребёнку по силам дуть в музыкальный инструмент. Большое напряжение в данном случае не желательно.
Ещё одна излюбленная забава малышей – рисунки на стекле. Ребёнок выдыхает на зеркало так, чтобы оно затуманилось, после чего рисует на нём смешные рожицы, человечков. Со временем задачу можно усложнить, предлагая дорисовать «ножки» и прочие детали. Предложите малышу игру «Гусеницу» при помощи выдохов ребё нок рисует ножки гусеницы: короткий выдох – короткие ножки, длинный выдох – длинные ножки.
Инструменты, атрибуты которые не могут быть продезинфицированы, следует регулярно менять.
С помощью этих интересных игр, упражнений, не только ребёнок будет пребывать в хорошем настроении, но и вы улыбнётесь улыбкой здоровья.
В заключении я хотела бы немного с вами поиграть. Я говорю фразеологизмы о носе, а вы объясните значение. Например: Нос не дорос – ещё молод, недостаточно опытен. Понятно? Запомнили задание?
Нос воротить – с пренебрежением отказываться.
Нос к носу – вплотную, друг возле друга.
Не высовывать нос – не выходить, не показываться.
Задирать нос – важничать, задаваться.
Три к носу – делай выводы.
С гулькин нос – маленький.
Праздник на носу – в самое ближайшее время.
Клевать носом – задремать на мгновение.
Из–под самого носа – взять, воспользовавшись чьей–либо рассеянностью.
Заруби себе на носу – запомни.
В конце своего выступления я хотела бы раздать буклеты с играми и упражнениями по дыхательной гимнастике, которые вы можете использовать в своей работе.
Литература:
-Л. Яковлева, Р. Юдиной «Дошкольное воспитание», ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника» №2, 1997г.
-В. Г. Кудрявцев, Б. Б. Егоров «Развивающая педагогика оздоровления (дошкольного возраста) : программно-методическое пособие – М. Линка, 2000г.
-Е. И. Подольская «формы оздоровления 4-7 лет: кинзилогическая и дыхательная гимнастики, комплекты утренних гимнастик» - Волгоград, 2009г.