Елена Завьялова
Консультация «Значение цвета в рисунке ребёнка-дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья
Тема: «Значение цвета в рисунке ребёнка-дошкольника»
Анализировать детский рисунок не так просто, как кажется. Интерпретировать нужно не одну картинку, а целую серию. Еще лучше, чтобы ребенок сам объяснил, почему он видит мир именно так, а не иначе. А то ведь бывает, что проблему начинают искать там, где ее нет и не было.
Публикация «Консультация „Значение цвета в рисунке ребёнка-дошкольника“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Рисование. Консультации для родителей
- Рисунки. Выставки детских рисунков
- Цвет. Учим различать цвета. Консультации
- Темочки
Для педагогов, психологов детские рисунки — это просто кладезь информации. Малыш, например, в своих творениях выражает то, чего не может сказать словами: может, еще слишком юн, может, сформулировать свои переживания не сумел. Или даже осознать — в силу возраста.
Поощряйте его желание рисовать, ведь у этого простого занятия много важных функций. На раннем этапе рисование развивает координацию и моторику, способствует познанию формы, воспитывает в ребенке усидчивость. Позже - развивает творческое мышление, правильное восприятие мира, способствует взаимодействию зрительных, пространственных и двигательных функций. Детский рисунок позволяет заглянуть во внутренний мир ребенка. И не только узнать о его проблемах, но и попытаться с помощью рисунка их решить. Ведь, если ребенок нарисовал свой страх на листе бумаге, значит, и избавиться от него можно в том же пространстве.
Лист бумаги тоже хранит в себе много тайн. Если его разделить на две части - правую и левую, то каждая из них будет отвечать за определенный вид подсознания. Левая часть - экстравертная: это представление о будущем и связь с отцом. Правая - интровертная: связь с прошлым, с домом, с матерью. В этой части ребенок чаще изображает того, кто оказывает на него сильное влияние. Верхняя часть лица отображает интеллектуальный мир, нижняя – материальный
К трем годам в рисунке малыша, среди штрихов и каракулей, появляются круги, а к кругам присоединяются палочки – вырастают руки и ноги. Появляется человек! В этом неловком человечке ребенок видит прежде всего себя. И это открытие для малыша! Теперь он может переносить на бумагу свои мысли, которые еще не оформлены словесно, он может создавать свой мир.
Казалось бы, как трудно маленькому художнику нарисовать правильно глаза, уши, рот. Но именно их он старательно выводит. И эти черты лица расскажут о многом. И прежде всего глаза. Большие, распахнутые глаза выражают тревогу, просят о помощи. Глаза-точечки боятся выразить свой страх – ребенок поставил себе внутренний запрет на слезы и просьбы. Человечек только с глазами на лице – подозрителен и осторожен. А если на портрете отсутствуют нос, рот и уши, ребенок не хочет общаться.
Шея на рисунке выражает связь разума и тела. Как только ребенок начинает контролировать свои эмоции, на его рисунках появляется шея. И чем сложнее контролировать малышу свои чувства, тем длиннее эта шея.
Руки для ребенка имеют очень большое значение, ведь через тактильные ощущения он познает мир. Поэтому пусть вас не пугает, если у нарисованного человечка очень длинные руки и пальцев больше пяти. Таким образом художник выражает силу и способности своего персонажа. Если пальцев больше на левой руке, значит, ребенок чувствует себя более влиятельным дома, а если на правой – в детском саду, на улице или в компании друзей. Разведенные в сторону руки говорят о стремлении действовать, а длинные и слабые – просьба о защите.
Ноги – это то, что помогает человеку держаться на земле. Поэтому, чем больше точка опоры у персонажа рисунка, тем увереннее ребенок ощущает себя в этом мире. Очень длинные ноги – стремление к независимости, короткие – признак беспомощности.
Слабый нажим на карандаш говорит о робости и пассивности. Если малыш постоянно стирает линии резинкой, это признак неуверенности и тревожности. Сильный нажим – свидетельство эмоциональной напряженности. А если нажим такой силы, что бумага рвется, это говорит о конфликтности и гиперактивности.
Изображение в верхней части листа – признак высокой самооценки или мечтательности. Расположение мелкого рисунка в нижней части страницы – эмоциональное неблагополучие, низкая самооценка, депрессия. Если рисунок получился настолько крупным, что малыш приклеил к нему другой листок, чтобы дорисовать недостающее, это показатель тревожного состояния.
И, наконец, немаловажное значение имеет цвет в детском рисунке. Прежде всего оговоримся: не спешите впадать в панику, видя на рисунке мрачные тона или подмечая систематическое отсутствие на картинках того или иного члена семьи.
Любимый цвет у ребенка появляется уже года в три. А наиболее ярко его цветовые предпочтения проявляются в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Дело в том, что, когда ребенок рисует, рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. И малыш изображает то, что просит его душа. И вот что же она просит, подскажут цвета рисунка.
Но, для начала, нужно обратить внимание на некоторые моменты.
Первым делом - фломастеры. Ну или карандаши, краски, мелки или еще какие средства, которыми рисует ребенок. Обратите внимание на них — может, у него просто зеленый закончился, поэтому трава и деревья теперь красные. Набор должен быть полным. Свобода творчества ведь.
Ещё - не пытайтесь расшифровывать каждый цвет, который появился на бумаге. Учитывайте лишь преобладающий. Причем преобладающий не только в сегодняшнем рисунке, а в целом — за последнюю неделю, месяц.
Третье - обращайте внимание, что именно рисует ребенок. Некоторые темы рисунков, например, лес или море, сами по себе задают цвет. Зеленая трава — не повод для диагноза. Но если малыш настойчиво раскрашивает и небо, и море, и траву, и людей фиолетовым, на это можно обратить внимание. Но не забывайте о пункте первом.
Если ребенок рисует свою семью, то обращайте внимание, каким цветом нарисованы отдельные фигуры. Черный папа, зеленая бабушка - это может быть художественным выражением отношения ребенка к человеку. Ключевое - может быть! Ну а цвет, которым нарисовал ребенок сам себя, расскажет, как малыш воспринимает себя, как он себя чувствует.
Обратите внимание на то, сколько цветов использует ребёнок. Дети 4 7 лет, с нормальным уровнем эмоционального развития, используют 5 6 цветов. Если ребенок рисует только одним-двумя карандашами, то это, возможно, говорит о негативном эмоциональном состоянии. Не очень хорошо, если ребенок предпочитает только простой карандаш. Психологи считают, что это означает нехватку в жизни ребенка ярких событий и положительных эмоций.
Итак, о чём же в рисунке ребёнка говорят конкретные цвета…
Красный
Цвет жизни и энергии. Но многие психологи считают этот цвет агрессивным. Дети, которые часто рисуют красным, довольно открыты для общества, они очень активные, энергичные, эмоциональные. Часто любителям красного присущи эгоизм и лидерские задатки - за последние можно ухватиться и развить. Если обычно скромный ребенок начал выбирать красный цвет, это может означать, что он напряжен и близок к тому, чтобы стать агрессивным. Просто дайте малышу отдохнуть.
Оранжевый
Означает стремление к ярким впечатлениям, любознательность и интерес к жизни. Его выбирают открытые, общительные, веселые, непосредственные дети, часто меняющие свое мнение и увлечения. Часто они вспыльчивы и плаксивы, шалят и балуются - не потому, что они невоспитанные, а просто они такие. Им непременно нужно найти занятие, которое даст выход их энергии, активный спорт был бы идеален.
Розовый
Поклонникам розового требуется повышенное внимание, им жизненно необходимо чувство безопасности. Очень часто розовый любят робкие дети. Так что, если ваш ребенок «розовенький», знайте: ему очень важна поддержка родных и близким, они зависимы от мнения окружающих. Хвалите его, подбадривайте, обнимайте и говорите, как вы его любите, чтобы малыш понимал, как он много значит для вас. Впрочем, это никому не помешает.
Желтый
Этот цвет предпочитают дети-мечтатели. У них хорошо развито воображение, присутствуют лидерские качества, но в то же время они могут оказаться безответственными. Психологи считают, что, если ребенок выбирает желтый цвет, он комфортно чувствует себя в своем окружении. Значит, все хорошо, и можно заняться развитием их мечтательности: малыш-романтик создан для профессии созидающей. Например, архитектора, мультипликатора, дизайнера или исследователя.
Зеленый
У такого ребенка высокий интеллект и развитая фантазия. Но не только. Зеленый цвет в детских рисунках обычно означает еще и то, что малыш чувствует себя одиноким, ему не хватает внимания со стороны родителей. Если ситуация не изменится, ребенок вырастет замкнутым, скрытным, боящимся любых перемен, апатичным.
Голубой
Те, кто видит мир в небесных тонах, дружелюбны, доброжелательны, легко заводят новые знакомства, но в то же время довольно серьезны по сравнению с другими детьми. Такие малыши склонны к задумчивости и очень внимательны к деталям происходящих вокруг него событий. Поэтому не бросайте рядом с ним слов на ветер: он все услышит, обдумает и сделает выводы. Ведь рядом с нами растет маленький аналитик. И кто знает, может, и большой ученый.
Синий
Цвет уравновешенных и слегка флегматичных детей. Такие дети предпочитают спокойные и тихие игры. Но даже дети-непоседы иногда начинают рисовать только синим цветом. Это может означать, что ребенок утомился от шумных игр и хочет просто остаться в покое и тишине. Дайте ему такую возможность, ведь каждому из нас иногда нужно побыть наедине с собой. Дефицит личного пространства — страшная штука.
Серый
Этим цветом рисуют тихие и замкнутые в себе детки. Они постоянно нуждаются в поддержке взрослых. «Серая» ситуация возникает, когда ребенка отгородили или он сам отгородился от других детей. Уделяйте ребенку больше внимания, чтобы их серые рисунки раскрасились всеми цветами радуги. Иначе есть вероятность, что у вас вырастет «человечек в футляре», которого из вечной депрессии просто не вытащить.
Коричневый
Дети, предпочитающие в своих рисунках коричневый цвет, живут в собственном мире, часто не хотят никого туда впускать. Существует много причин «коричневого» дискомфорта: слабое здоровье, семейные неурядицы, участие в драматических событиях. Попробуйте посмотреть со стороны на положение ребенка в семье.
Черный
Пожалуй, наибольшую озабоченность вызывает появление в детских рисунках черного цвета. И не зря, ведь он означает депрессию, враждебность, протест и чувство безнадежности. Если черный цвет стал преобладающим в рисунках вашего малыша и так он рисует уже довольно продолжительное время, то стоит обратиться к психологу. Специалист лучше определит, стоит ли бить тревогу, или же ничего страшного с вашим ребенком не происходит, он просто поклонник графического жанра в искусстве.
Не спешите делать выводы, увидев несколько рисунков ребенка. Иногда предпочтение в выборе цвета вовсе не означает никаких психологических отклонений. Однако стоит задуматься, если малыш рисует все исключительно черным цветом, когда перед ним стоит целая палитра красок. Возможно, ему не хватает ярких эмоций в жизни или внимания родителей. Самое важное - слышать ребенка. Тогда вы сможете наверняка понять его мотивы в выборе цвета для своих художественных шедевров.
МАУ ДО «Детский сад Тополёк» п. Демьянка
Завьялова Е. Н., воспитатель первой категории