Надежда Леонова
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Зимующие птицы»
Образовательные задачи: Активизация и актуализация словаря по теме «Зимующие птицы». Учить образовывать глаголы и закреплять знания детей о голосах птиц; учить образовывать прилагательные и существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, закреплять употребление существительных в именительном и родительном падежах множественного числа.
Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты логопедические
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие задачи: Развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного и слухового внимания и восприятия, общих речевых навыков.
Воспитательные задачи: Воспитание на занятии навыков сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности, бережного отношения к природе.
Оборудование: Мольберт, плоскостные изображения кормушки и зимующих птиц, карточки с наложенными контурными изображениями воробья, снегиря и дятла, контейнер с карандашами, резиновый мяч среднего размера, контейнер с фишками для анализа предложений.
Ход занятия.
1. Организационный момент. (Сообщение темы занятия. Создание эмоционального положительного фона.)
Сядет тот, кто назовет приметы зимы.
Сегодня мы с вами поговорим о птицах, которые остаются зимовать или прилетают к нам зимой с севера. Их называют зимующими. Многие птицы держатся стайками, которые перелетают с места на место в поисках пищи. Особенно заметны стайки мелких птиц, например, синиц, снегирей, воробьев. Каждый вечер они летят на ночлег в сады или парки с высокими деревьями. Вороны и галки ночуют большими стаями на деревьях в рощах, парках и садах, распушив крылья и прижавшись друг к другу. Синицы, дятлы, корольки укрываются от холода в дуплах. В кроне густых елочек ночуют снегири.
Логопед : Ребята, сегодня к нам в гости прилетел снегирь. С собой он принёс очень интересные загадки и задания. Он хочет узнать, как много вы знаете о его друзьях-птицах.
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата.
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
Дети: Синица.
(Выставляется картинка.)
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
А зовут её … (Сорока).
В серой шубке перовой
И в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится.
Не орел, а все же птица. (Воробей.)
2. Игра «Четвертый лишний».
Выставляются картинки с изображением птиц.
Логопед : Посмотрите на картинки, скажите, кто же лишний среди этих птиц? И почему?
Сорока, ворона, скворец, воробей.
Дети: Скворец лишний, потому что это перелетная птица.
Логопед помещает на коврограф картинки птиц.
Журавль, соловей, ласточка, снегирь.
Дети: Здесь лишний снегирь, потому что это зимующая птица.
Логопед : Молодцы, вы отлично справились с этим заданием.
3. Дидактическая игра «Скажи наоборот»
У воробья туловище мелкое, а у вороны —. (крупное).
У вороны клюв большой, а у воробья —. .
У воробья хвост короткий, а у вороны —.
У воробья лапки тонкие, а у вороны —. и т. д.
3. Подвижная игра «Снегири».
Логопед приглашает детей на ковер и предлагает детям выполнить упражнение.
Вот на ветке, посмотри, Опущенными руками хлопают себя по бокам.
В красных майках снегири. Показывают грудку руками.
Распушили перышки, Мелко потряхивают кистями опущенных рук.
Греются на солнышке.
Головой вертят, Повороты головой влево-вправо.
Улететь хотят, Бегут по кругу, взмахивая руками.
Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью! За метелью!
4. Закрепление навыка употребления предлогов : между, за, перед
— Выставляются картинки зимующих птиц, логопед спрашивает кто стоит между вороной и синицей; кто стоит за воробьем; кто стоит перед голубем и т. д.
— Что есть общего у всех птиц? (Туловище, крылья, перья, клюв, лапы, хвост.)
— Чем они отличаются? (Размером, окраской, опереньем.)
5. Развитие мелкой моторики.
Сколько птиц к кормушке нашей Поочередное сжимание и разжимание
Прилетело? Мы расскажем. пальцев обеих рук.
Две синицы, воробей, Поочередно загибать пальцы на обеих
Шесть щеглов и голубей, руках
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. Поочередное сжимание и разжимание
пальцев обеих рук
6. Посчитай, сколько птиц на ветке сидело, а потом улетело. (Работа в тетради)
Дети: На ветке сидело 5 воробьев, 3 воробья улетело, 2 воробья осталось….
7. Игра с мячом «Назови ласково»
Логопед предлагает детям назвать предметы в уменьшительно – ласкательной форме. При затруднении логопед помогает детям.
Слова: птица, крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей, сова.
8. Итог занятия. Скажите, о ком мы сегодня говорили на занятии? Назовите зимующих птиц. А теперь перелётных. Как нужно относиться к тем птицам, которые остаются зимовать?