Татьяна Каргина
«Зима». Конспект НОД по развитию грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «ЗИМА»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ :
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: расширять и обогащать знания детей об особенностях зимних природных явлений: (снегопад, метель, вьюга, упражнять в подборе слов – определений к заданным словам, закрепить употребление в речи детей глагола «хотеть».
2. РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ : развивать дыхание и правильный речевой выдох, общую и мелкую моторику рук.
3. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ЦЕЛЬ: профилактика утомления детей во время образовательной деятельности, сохранение функции зрения.
Публикация «„Зима“, Конспект НОД по развитию грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2013
4. КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ : развивать слух и зрительное внимание, мышление, творческое воображение, координацию речи с движением. Подбирать прилагательные к существительным, согласовывая в роде (какой? Какая? Какое? Какие). Образовывать новые слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Образовывать сравнительную степень имен прилагательных. Давать качественную оценку совершающихся действий, отвечая на вопрос: как? Закрепить в речи детей употребление глагола «хотеть». Использовать в речи местоимения : я, он, она…Использовать в речи глагольные приставки : у, пере, с, за, вы, про, под…Учить подбирать определения к заданным словам. Согласовывать существительные с числительными: 1,2,5.
5. ОБОРУДОВАНИЕ: иллюстрации с изображением зимы, аудиозапись «Зима» Г. Свиридов, снежинки на ниточках, «волшебная палочка», «снежок», иллюстрации с изображением сказочных героев: Деда Мороза, Снегурочки, Снеговика, Бабы – Яги, дидактические игры.
ХОД:
Воспитатель: «Оделась речка в тонкий лёд,
А снег идёт, идёт, идёт…
Вовсю старается зима :
Белит поля, белит дома,
Мостит дорогу для саней –
Поедет Дед Мороз по ней».
Восп. :
На улице ещё нет снега, а у нас в группе уже зимнее настроение : на окнах снежинки, висят гирлянды. Ёлочка готова к приёму нарядов. А некоторые новогодние герои прислали нам свои фотографии и задания для вас.
Восп. : Начнём по порядку. Угадайте, кто наш первый гость.
Мы слепили снежный ком,
Шляпу приладили на нём,
Морковку приделали и в миг
Получился…. снеговик!
А узнавать, где гости спрятали свои задания, мы будем по схеме нашей группы. Итак, задания Снеговика вот здесь. (находят).
1 ЗАДАНИЕ: У снеговика есть друг:
«Красногрудый, чернокрылый,
Любит ягодки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять».
Восп. : Какие птицы к нам прилетают в сильные морозы с севера?
Представьте, что это уже произошло:
В сильные морозы к нам снегирь…прилетает
С ветки на землю …слетает
С ветки на ветку …перелетает
К ягодам рябины … подлетает
В чужой скворечник …влетает
А потом …вылетает
Вокруг нашего садика …облетает
А мимо другого …пролетает
Ягод наклюётся и …улетает
2. ЗАДАНИЕ : «Расскажите о снеге»
Без чего не бывает зимы? (без снега)
Из чего лепим снеговиков? (из снега)
По чему едут санки и лыжи? (по снегу)
Под чем спят зимой растения? (под снегом)
Летом мы вспоминаем о чём? (о снеге)
Наша одежда мокрая от чего? (от снега)
Новые снежинки ложатся на что, куда? (на снег).
3 ЗАДАНИЕ : «Кому что нужно в зимних видах спорта?»
Клюшка, шайба и коньки … хоккеисту
Санки … саночнику
Лыжи … лыжнику
Лыжи и винтовка … биатлонисту
Коньки конькобежцу и фигуристу.
ВОСП. : Молодцы! Со всеми заданиями Снеговика мы справились! Трудно было? Посмотрим, кто ещё к нам пожаловал, слушайте загадку до конца:
«Эта старушка не любит детей,
Часто пугают ею малышей,
У бабушки есть костяная нога,
Зовут ту бабусю…Баба – ЯГА.
ВОСП. : Скажите, а какая Баба-яга по характеру, что от неё можно ждать?
А задания от Бабы –Яги вот здесь (находят).
1 ЗАДАНИЕ: игра «Что лишнее?»
СНЕГ ЗАЯЦ СНЕГУРОЧКА СНЕГОВИК СНЕГИРЬ
2 ЗАДАНИЕ: игра «НАОБОРОТ»
НАЛИВАЕТ – ВЫЛИВАЕТ
ВХОДИТ – ВЫХОДИТ
ВЛЕТАЕТ – ВЫЛЕТАЕТ
ВНОСИТ – ВЫНОСИТ
ЗАКРЫВАЕТ – ОТКРЫВАЕТ
ЗАПИРАЕТ – ОТПИРАЕТ
ПРИКЛЕИВАЕТ – ОТКЛЕИВАЕТ
ПРИБЕГАЕТ – УБЕГАЕТ
УЛЕТАЕТ – ПРИЛЕТАЕТ
СГИБАЕТ – РАЗГИБАЕТ
3 ЗАДАНИЕ : игра «ЖАДИНА» :
ЧЕБУРАШКА ЯБЛОКО РОМАШКА МЯЧ БАНАНЫ БЕЛКА СОЛНЫШКО ПИНГВИНЫ МЕДВЕЖОНОК БОЖЬЯ КОРОВКА
4 ЗАДАНИЕ: Д/И «СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ»
Птицы летом сытые, а зимой…голодные.
Заяц летом серый, а зимой…белый.
Белка летом рыжая, а зимой…серая.
5 ЗАДАНИЕ: Д/И «ИЗМЕНИ СЛОВО»
Ёлка высокая, а сосна ещё… выше.
Синичке зимой холодно, а воробьишке ещё…холоднее.
Куртка тёплая, а комбинезон ещё…теплее.
Лисья нора глубокая, а медвежья берлога ещё…глубже.
У папы лопата большая, а у дворника ещё…больше.
6 ЗАДАНИЕ: Д/И «КАК?»
Санки едет по полю медленно, а с горы …быстро.
Птицы летом поют много, а зимой…мало.
Птицы летом поют громко, а зимой…тихо.
Животным летом в лесу хорошо, а зимой…плохо.
Ёжику в норке тепло, а зайцу под кустиком…холодно.
Если на зимней прогулке не двигаемся, нам… холодно.
А когда побегаем, становится…жарко.
Если Дед Мороз задерживается, нам…грустно.
А когда приходит, нам…весело.
ВОСП. : Ну, что ж, и с заданиями Бабы – Яги мы справились.
Интересно, кто же будет следующим гостем?
ОНА ВНУЧКА МОРОЗА И ВЬЮГИ
ЯВЛЯЕТСЯ К НАМ КАЖДЫЙ ГОД,
И С НЕЮ СНЕЖИНКИ- ПОДРУГИ
ВЕСЁЛЫЙ ВЕДУТ ХОРОВОД (СНЕГУРОЧКА)
ВОСП. : ЗАДАНИЯ ОТ СНЕГУРОЧКИ ВОТ ЗДЕСЬ.
1 ЗАДАНИЕ: Пальчиковая игра:
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ
МЫ ВО ДВОР ПОШЛИ ГУЛЯТЬ
БАБУ СНЕЖНУЮ ЛЕПИЛИ
ПТИЧЕК КРОШКАМИ КОРМИЛИ
С ГОРКИ МЫ ПОТОМ КАТАЛИСЬ
А ЕЩЁ В СНЕГУ КАТАЛИСЬ
ПОТОМ В САДИК МЫ ПРИШЛИ
СЪЕЛИ ОБЕД И СПАТЬ ЛЕГЛИ.
2 ЗАДАНИЕ: «ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ СО СНЕЖИНКАМИ»
ВОСП. : А вы знаете, что такое метель? А вьюга?
Мы сейчас с вами устроим небольшую метель прямо в группе.
Снегурочка нам прислала целую гору снежинок. Возьмите по одной. Не забывайте, что они очень нежные, хрупкие.
НАБЕРЁМ ВОЗДУХ НОСОМ,
ЩЁКИ ПРИЖМЁМ К ЗУБАМ,
ГУБЫ СЛОЖИМ НЕБОЛЬШОЙ ТРУБОЧКОЙ
И ПОДУЕМ НА СНЕЖИНКУ.
3 ЗАДАНИЕ: «УПРАЖНЕНИЕ НА КОРРЕКЦИЮ ЗРЕНИЯ» :
МЫ СНЕЖИНКУ УВИДАЛИ
СО СНЕЖИНКОЮ ИГРАЛИ
СНЕЖИНКИ ВПРАВО ПОЛЕТЕЛИ
ГЛАЗКИ ВПРАВО ПОСМОТРЕЛИ.
СНЕЖИНКИ ВЛЕВО ПОЛЕТЕЛИ,
ГЛАЗКИ ВЛЕВО ПОСМОТРЕЛИ.
ВЕТЕР ВВЕРХ ИХ ПОДНИМАЛ,
И НА ЗЕМЛЮ ОПУСКАЛ.
ВОСП. : ПОСЛУШАЙТЕ, О ЧЁ М ГОВОРЯТ СНЕЖИНКИ:
МЫ СНЕЖИНКИ, МЫ ПУШИНКИ
ПОКРУЖИТЬСЯ МЫ НЕ ПРОЧЬ.
МЫ СНЕЖИНКИ – БАЛЕРИНКИ
МЫ ТАНЦУЕМ ДЕНЬ И НОЧЬ.
КОГДА ВСТАНЕМ МЫ В КРУЖОК,
ПОЛУЧАЕТСЯ … СНЕЖОК.
ВОСП. : ПОЛОЖИТЕ СНЕЖИНКИ ПОД НАШУ ЁЛОЧКУ.
4 ЗАДАНИЕ ОТ СНЕГУРОЧКИ: игра «КАКОЙ,КАКАЯ, КАКОЕ, КАКИЕ?»
Я буду бросать вам снежок и задавать вопросы. А вы будете возвращать снежок мне и подбирать самые красивые слова к заданному слову:
ДЕНЬ
УТРО
НОЧЬ
СОСУЛЬКА
ГОРКА
СНЕГ
ЛЁД
ВЕТЕР
НЕБО
СНЕЖИНКА
ДЕНЬКИ
ПОГОДА
Сделаем разминку:
ОДИН, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ,
МЫ С ТОБОЙ СНЕЖОК СЛЕПИЛИ.
КРУГЛЫЙ, КРЕПКИЙ, ОЧЕНЬ ГЛАДКИЙ
И СОВСЕМ-СОВСЕМ НЕ СЛАДКИЙ.
РАЗ – ПОДБРОСИМ,
ДВА –ПОЙМАЕМ,
ТРИ –УРОНИМ
И СЛОМАЕМ.
ВОСП. : Все задания Снегурочки выполнили. Остался последний гость.
ЧЕЛОВЕК НЕМОЛОДОЙ
ОН С ОГРОМНОЙ БОРОДОЙ,
ПРИВЁЛ С СОБОЙ ЗА РУЧКУ
К НАМ НА ПРАЗДНИК ВНУЧКУ.
ОТВЕЧАЙТЕ НА ВОПРОС :
КТО ЖЕ ЭТО? …ДЕД МОРОЗ!
ЕГО ЗАДАНИЯНАХОДЯТСЯ ВОТ ЗДЕСЬ.
1 ЗАДАНИЕ: игра «ОТГАДАЙ-КА» :
ЧЕГО БОЛЬШЕ : СНЕГОПАДОВ ИЛИ СНЕЖИНОК?
ЧЕГО БОЛЬШЕ : ЗИМ ИЛИ СНЕГОПАДОВ?
2 ЗАДАНИЕ: у Деда Мороза есть посох. А нам он прислал волшебную палочку. С её помощью мы будем превращать предметы в маленькие и называть ласково. По очереди.
БЫК РЫБА ПТИЦА ДОМ БАНАНЫ ЯГОДА ПАРОВОЗ ПЧЕЛА СОБАКА МАТРЁШКА
ВОСП. : МОЛОДЦЫ! А сумеете ли вы превращать в огромное, большое?
ЧУДО
МОРОЗ
ХОЛОД
ВЕТЕР
3 ЗАДАНИЕ: игра «СОСЧИТАЙ». У Деда Мороза много дел: деревья снегом укутать, речку льдом заковать, подарки к Новому году приготовить. Давайте поможем ему подарки сосчитать.
1 2 5
ЧЕБУРАШКА МАШИНА ЗОНТ РОБОТ ЯБЛОКО
ВОСП. : Ребята! А что мы хотим от Деда Мороза на Новый год? (подарки).
А давайте ему об этом скажем: Д/И «ХОЧУ» :
Я ТЫ МЫ ВЫ ОН ОНА ОНИ
ВОСП. : До Нового года ещё далеко, но угощение вас ждё т:
Мне понравилось, как вы выполняли задания наших гостей. А вам понравилось? Что понравилось? Какое задание было трудным?
ВОСП. : НА РАДОСТЬ ВСЕМ, НА УДИВЛЕНИЕ
СНЕГУРКА ПРГОТОВИЛА ВАМ УГОЩЕНИЕ,
ПЕЧЕНЬЕ СНЕЖНОЕ, ВКУСНОЕ ДА НЕЖНОЕ.
НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ! УГОЩАЙТЕСЬ!