Надежда Дубовик
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Жизнь, традиции и обычаи казаков»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Воспитание нравственных качеств у детей, на основе культурных традиций донского казачества.
Задачи:
Формировать представления детей о быте и укладе жизни казачьей семьи, традициях и обычаях казаков
Развивать познавательный интерес к истории своего народа;
Воспитывать уважение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков.
Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста „Жизнь, традиции и обычаи казаков“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: Беседы с детьми о том, как жили казаки, чему учили в семьях детей, о воспитании девочек, мальчиков; просмотр презентаций о быте, традициях и жизни казаков; ознакомление с пословицами и поговорками и их заучивание, рассматривание казачьей одежды; чтение книги «Славен Дон» М. Астапенко, стихов, былин, рассказов, знакомство с заповедями казаков,
Предполагаемый результат: в процессе занятия у детей конкретизируются представления о воспитании детей в казачьих семья, жизни и традициях донских казаков, в самостоятельной деятельности дети будут использовать полученные знания в своих играх.
Методические приемы: беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, игровая ситуация, рефлексия.
Оборудование: мультимедийная презентация, предметы одежды казака, шашка.
Ход ООД:
Воспитатель: Ребята, я вчера заглянула в наш музей и обнаружила там вот эти вещи. Интересно, кому они могут принадлежать? (Воспитатель обращает внимание детей на казачью одежду и саблю).
Ответы детей
Воспитатель: Почему вы так решили (Ответы детей)
Воспитатель: А что вы знаете о казаках? (Ответы детей)
Воспитатель: Помните, где селились казаки? (Ответы детей)
Воспитатель: Как называется главная река нашей местности? (Ответы детей)
Воспитатель: Как можно назвать казаков, поселившихся на берегах Дона? (Ответы детей.)
Воспитатель: О ком сегодня пойдёт наш разговор, вы наверно уже догадались?
Дети: О донских казаках.
Воспитатель: Правильно, казаки – люди вольнолюбивые, независимые, гордые. Они умели храбро воевать и жить честно, были смелыми и бесстрашными.
Воспитатель: Обращает внимание детей на экран, где показаны фото казачьих семей.
О чём нам может рассказать это фото?
Дети: (О том, какие семьи были у казаков, как жили наши предки.)
Воспитатель: Правильно! Семьи у них были большие, многодетные и дети с родителями жили в дружбе и любви.
Какие главные законы должны знать казаки с детства, я вам уже говорила, вспоминайте?
Дети: С уважением относится к старшим. Уважать родных. Защищать от врагов свою Родину.
Воспитатель: Уважение старшего — один из главных обычаев казаков. В обращении к родителям и старшим соблюдались сдержанность, вежливость, уважительность. Как обращались казаки к отцу и матери?
Дети: К отцу и матери обращались только на «Вы». Маму называли «мамо, ласково мамонька», папу – «батько».
Воспитатель: Теперь посмотрите на эту картинку. (Дед и дети.)
Дети: (Дед рассказывает внукам о традициях казаков.)
Воспитатель: Какие законы должны соблюдать казаки с детства?
Дети: При появлении старшего по возрасту все должны были встать. Если казаки были в форме, должны были приложить руку к шапке. Если казак был без формы, то должен снять шапку и поклониться.
Воспитатель: Уважение родителей и старших – одно из главных правил у казаков. Этот обычай уважения старших по возрасту требовал выполнения особых правил. Что это за правила?
Дети: В присутствии взрослых не разрешалось сидеть, разговаривать, прерывать разговор старших. Старым и пожилым людям младшие должны были уступать дорогу. Нельзя было обгонять старшего по возрасту, надо было спросить разрешения, можно ли пройти.
Воспитатель: Уважение к старшим прививалось в казачьих семьях с ранних лет. Во время приёма гостей детям запрещалось не только сидеть, но и находиться в комнате, где велись разговоры. Вот такие строгие обычаи соблюдались в семьях, но это не значит, что старшие не любили младших. Они их любили, следили, чтобы чужие не обижали, заботились о них, играли с ними.
Воспитатель предлагает рассмотреть следующее изображение. (Посажение на коня.)
-О чем может рассказать это фото?
Дети: (О традициях казаков.)
Воспитатель: Во сколько лет сажали мальчиков на коня?
Дети: (В три года.)
Воспитатель: Да. Посвящение в казаки происходило когда ребёнку исполнялось 3-4 года. Собиралась вся родня. Проводился обряд пострижения. Затем отец сажал мальчонку на коня и даже давал в руки шашку. И проводил коня по двору кругом или по улице.
Физминутка:
Кто шагает дружно в ряд,
Посмотри, посмотри.
Это наш лихой отряд,
Казаки, казаки. (Ходьба.)
Кто за казаком идет,
В поводу, в поводу.
То коня казак ведет
Под узду, под узду. (На носочках.)
Скачет резво конь лихой
С седоком, с седоком,
Охраняя наш покой
С казаком, с казаком. (Скачут.)
Будем мы с моим конем на границе стоять,
Нашу землю от врагов, охранять, охранять. (Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)
Молодцы, ребята! Присаживайтесь.
Воспитатель: В словах физминутки о ком шла речь?
Дети: (о коне и казаке)
На экране изображение казака на коне.
Воспитатель: Ребята, почему казак всегда был с конем?
Дети: (Конь был верным другом казака.)
Воспитатель: У казаков была особая любовь к лошадям. Лошади были их самыми верными друзьями, Они не расставались ни в бою, ни в труде. А знаете ли вы пословицы и поговорки о лошадях и казаках?
Дети: Конь казаку – лучший друг.
Казак сам не ест, а коня накормит.
Казак без коня, что солдат без ружья.
Сам погибай, а коня выручай.
Воспитатель: Молодцы! Вы рассказали пословицы про казаков, а я знаю пословицу про казачек – «Были бы казачки – а казаки найдутся!»
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Наряди казачку». Ну-ка казаки выходите, да казачку нарядите.
«Наряди казачку»
(Выходят 2 мальчика и 2 девочки. На середине зала стол, на нем по 2 пары: бусы, фартук, косынка. По сигналу казаки на «конях» скачут за предметами, преодолевая препятствия и т. д.)
Воспитатель: А теперь следующее изображение. (Казака провожают на войну.)
- О чём оно нам может рассказать?
Дети: (Казаки всегда защищали свои земли, свою Родину. В поход их провожала вся семья.)
Воспитатель: Казаки большую часть жизни проводили на службе, в боях, в походах. Однако, несмотря на длительные отлучки из дома, главная роль в семье принадлежала мужчине, он обеспечивал семью и поддерживал порядок в доме. После долгого похода казаки всегда возвращались домой с подарками. А какие пословицы говорят о смелости казаков?
Дети: Казак и в беде не плачет.
Где казак, там и слава.
Атамана из плохого казака не получится.
Казак без службы – не казак.
Где враг, там и казак.
Воспитатель: Обратите внимание на изображенные предметы. (Папаха, фуражка и шашка.)
Дети: (Папаха и фуражка - головной убор казаков. Шашка – главное оружие казаков.) Воспитатель: Правильно. Казаки были сильные и уверенные в себе люди, ведь им приходилось делать самим всё, что нужно для жизни : жилище построить, семью кормить, одевать, и хозяйство обустраивать. А если вдруг начиналась война – казак садился на коня, брал шашку в руки и воевать, обязан был до победы. По обычаю шашка передавался по наследству от отца к сыну, дарилась или добывалась в бою.
«Папаху одеваю – на вопросы отвечаю!»
(Ребенок надевает шапку (папаху). Воспитатель задаёт вопросы, ребёнок отвечает на вопрос и передает папаху другому ребёнку.)
Как называется предводитель войск казаков? (Атаман.)
Где выбирают атамана? (На кругу.)
А что при этом выкрикивают, если согласны с выбором? (Любо)
Как называется место, где живут казаки? (Станица.)
Как называется казачья шапка? (Папаха.)
Как называется оружие казаков? (Шашка.)
Как называется дом, в котором живут казаки? (Курень, хата.)
В каком возрасте детей сажали на коня? (В 3 года.)
Лучший друг казака (конь).
Как у казаков назывался рыбий суп (уха).
В чем готовили казачки еду? (чугунках)
Воспитатель: Я вижу, что вы знаете историю своих предков – казаков.
И хорошо, чтоб в наши дни,
Традиции веков мы с вами берегли,
В чудном крае, где живём мы у Дона-реки,
Где жили здесь, когда-то наши предки-казаки!
Воспитатель: О ком мы с вами сегодня говорили?
Дети: О казаках, их обычаях и традициях.
Воспитатель: А зачем нам нужно это знать?
Дети: Чтобы знать традиции своих предков, не забывать откуда мы родом, кто мы!