МААМ-картинки

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Жизнь, традиции и обычаи казаков»

Надежда Дубовик
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Жизнь, традиции и обычаи казаков»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Воспитание нравственных качеств у детей, на основе культурных традиций донского казачества.

Задачи:

Формировать представления детей о быте и укладе жизни казачьей семьи, традициях и обычаях казаков

Развивать познавательный интерес к истории своего народа;

Воспитывать уважение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков.

Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста „Жизнь, традиции и обычаи казаков“» размещена в разделах

Предварительная работа: Беседы с детьми о том, как жили казаки, чему учили в семьях детей, о воспитании девочек, мальчиков; просмотр презентаций о быте, традициях и жизни казаков; ознакомление с пословицами и поговорками и их заучивание, рассматривание казачьей одежды; чтение книги «Славен Дон» М. Астапенко, стихов, былин, рассказов, знакомство с заповедями казаков,

Предполагаемый результат: в процессе занятия у детей конкретизируются представления о воспитании детей в казачьих семья, жизни и традициях донских казаков, в самостоятельной деятельности дети будут использовать полученные знания в своих играх.

Методические приемы: беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, игровая ситуация, рефлексия.

Оборудование: мультимедийная презентация, предметы одежды казака, шашка.

Ход ООД:

Воспитатель: Ребята, я вчера заглянула в наш музей и обнаружила там вот эти вещи. Интересно, кому они могут принадлежать? (Воспитатель обращает внимание детей на казачью одежду и саблю).

Ответы детей

Воспитатель: Почему вы так решили (Ответы детей)

Воспитатель: А что вы знаете о казаках? (Ответы детей)

Воспитатель: Помните, где селились казаки? (Ответы детей)

Воспитатель: Как называется главная река нашей местности? (Ответы детей)

Воспитатель: Как можно назвать казаков, поселившихся на берегах Дона? (Ответы детей.)

Воспитатель: О ком сегодня пойдёт наш разговор, вы наверно уже догадались?

Дети: О донских казаках.

Воспитатель: Правильно, казаки – люди вольнолюбивые, независимые, гордые. Они умели храбро воевать и жить честно, были смелыми и бесстрашными.

Воспитатель: Обращает внимание детей на экран, где показаны фото казачьих семей.

О чём нам может рассказать это фото?

Дети: (О том, какие семьи были у казаков, как жили наши предки.)

Воспитатель: Правильно! Семьи у них были большие, многодетные и дети с родителями жили в дружбе и любви.

Какие главные законы должны знать казаки с детства, я вам уже говорила, вспоминайте?

Дети: С уважением относится к старшим. Уважать родных. Защищать от врагов свою Родину.

Воспитатель: Уважение старшего — один из главных обычаев казаков. В обращении к родителям и старшим соблюдались сдержанность, вежливость, уважительность. Как обращались казаки к отцу и матери?

Дети: К отцу и матери обращались только на «Вы». Маму называли «мамо, ласково мамонька», папу – «батько».

Воспитатель: Теперь посмотрите на эту картинку. (Дед и дети.)

Дети: (Дед рассказывает внукам о традициях казаков.)

Воспитатель: Какие законы должны соблюдать казаки с детства?

Дети: При появлении старшего по возрасту все должны были встать. Если казаки были в форме, должны были приложить руку к шапке. Если казак был без формы, то должен снять шапку и поклониться.

Воспитатель: Уважение родителей и старших – одно из главных правил у казаков. Этот обычай уважения старших по возрасту требовал выполнения особых правил. Что это за правила?

Дети: В присутствии взрослых не разрешалось сидеть, разговаривать, прерывать разговор старших. Старым и пожилым людям младшие должны были уступать дорогу. Нельзя было обгонять старшего по возрасту, надо было спросить разрешения, можно ли пройти.

Воспитатель: Уважение к старшим прививалось в казачьих семьях с ранних лет. Во время приёма гостей детям запрещалось не только сидеть, но и находиться в комнате, где велись разговоры. Вот такие строгие обычаи соблюдались в семьях, но это не значит, что старшие не любили младших. Они их любили, следили, чтобы чужие не обижали, заботились о них, играли с ними.

Воспитатель предлагает рассмотреть следующее изображение. (Посажение на коня.)

-О чем может рассказать это фото?

Дети: традициях казаков.)

Воспитатель: Во сколько лет сажали мальчиков на коня?

Дети: (В три года.)

Воспитатель: Да. Посвящение в казаки происходило когда ребёнку исполнялось 3-4 года. Собиралась вся родня. Проводился обряд пострижения. Затем отец сажал мальчонку на коня и даже давал в руки шашку. И проводил коня по двору кругом или по улице.

Физминутка:

Кто шагает дружно в ряд,

Посмотри, посмотри.

Это наш лихой отряд,

Казаки, казаки. (Ходьба.)

Кто за казаком идет,

В поводу, в поводу.

То коня казак ведет

Под узду, под узду. (На носочках.)

Скачет резво конь лихой

С седоком, с седоком,

Охраняя наш покой

С казаком, с казаком. (Скачут.)

Будем мы с моим конем на границе стоять,

Нашу землю от врагов, охранять, охранять. (Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)

Молодцы, ребята! Присаживайтесь.

Воспитатель: В словах физминутки о ком шла речь?

Дети: (о коне и казаке)

На экране изображение казака на коне.

Воспитатель: Ребята, почему казак всегда был с конем?

Дети: (Конь был верным другом казака.)

Воспитатель: У казаков была особая любовь к лошадям. Лошади были их самыми верными друзьями, Они не расставались ни в бою, ни в труде. А знаете ли вы пословицы и поговорки о лошадях и казаках?

Дети: Конь казаку – лучший друг.

Казак сам не ест, а коня накормит.

Казак без коня, что солдат без ружья.

Сам погибай, а коня выручай.

Воспитатель: Молодцы! Вы рассказали пословицы про казаков, а я знаю пословицу про казачек – «Были бы казачки – а казаки найдутся

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Наряди казачку». Ну-ка казаки выходите, да казачку нарядите.

«Наряди казачку»

(Выходят 2 мальчика и 2 девочки. На середине зала стол, на нем по 2 пары: бусы, фартук, косынка. По сигналу казаки на «конях» скачут за предметами, преодолевая препятствия и т. д.)

Воспитатель: А теперь следующее изображение. (Казака провожают на войну.)

- О чём оно нам может рассказать?

Дети: (Казаки всегда защищали свои земли, свою Родину. В поход их провожала вся семья.)

Воспитатель: Казаки большую часть жизни проводили на службе, в боях, в походах. Однако, несмотря на длительные отлучки из дома, главная роль в семье принадлежала мужчине, он обеспечивал семью и поддерживал порядок в доме. После долгого похода казаки всегда возвращались домой с подарками. А какие пословицы говорят о смелости казаков?

Дети: Казак и в беде не плачет.

Где казак, там и слава.

Атамана из плохого казака не получится.

Казак без службы – не казак.

Где враг, там и казак.

Воспитатель: Обратите внимание на изображенные предметы. (Папаха, фуражка и шашка.)

Дети: (Папаха и фуражка - головной убор казаков. Шашка – главное оружие казаков.) Воспитатель: Правильно. Казаки были сильные и уверенные в себе люди, ведь им приходилось делать самим всё, что нужно для жизни : жилище построить, семью кормить, одевать, и хозяйство обустраивать. А если вдруг начиналась война – казак садился на коня, брал шашку в руки и воевать, обязан был до победы. По обычаю шашка передавался по наследству от отца к сыну, дарилась или добывалась в бою.

«Папаху одеваю – на вопросы отвечаю!»

(Ребенок надевает шапку (папаху). Воспитатель задаёт вопросы, ребёнок отвечает на вопрос и передает папаху другому ребёнку.)

Как называется предводитель войск казаков? (Атаман.)

Где выбирают атамана? (На кругу.)

А что при этом выкрикивают, если согласны с выбором? (Любо)

Как называется место, где живут казаки? (Станица.)

Как называется казачья шапка? (Папаха.)

Как называется оружие казаков? (Шашка.)

Как называется дом, в котором живут казаки? (Курень, хата.)

В каком возрасте детей сажали на коня? (В 3 года.)

Лучший друг казака (конь).

Как у казаков назывался рыбий суп (уха).

В чем готовили казачки еду? (чугунках)

Воспитатель: Я вижу, что вы знаете историю своих предков – казаков.

И хорошо, чтоб в наши дни,

Традиции веков мы с вами берегли,

В чудном крае, где живём мы у Дона-реки,

Где жили здесь, когда-то наши предки-казаки!

Воспитатель: О ком мы с вами сегодня говорили?

Дети: О казаках, их обычаях и традициях.

Воспитатель: А зачем нам нужно это знать?

Дети: Чтобы знать традиции своих предков, не забывать откуда мы родом, кто мы!

Публикации по теме:

Конспект НОД «Традиции и обычаи народа абаза»Конспект НОД «Традиции и обычаи народа абаза» Цель НОД: Систематизировать знания детей о народном фольклоре и закрепить знание народной сказке «Ходжа Насреддин» через игровую деятельность,.

Конспект беседы «Народные традиции. Татьянин день» для старшего дошкольного возраста Татьянин день- народные традиции 25 января,замечательный праздник - Татьянин день! И как любой другой праздник,Татьянин день,тоже имеет.

Игровое пособие по краеведению «Быт и традиции Сибирского народа» для детей старшего дошкольного возрастаИгровое пособие по краеведению «Быт и традиции Сибирского народа» для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №491 «Лучики» Изготовила: воспитатель Кузнецова.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Жизнь на Земле, общие условия для растений, животных и людей»Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Жизнь на Земле, общие условия для растений, животных и людей» Программное содержание: уточнить представление о жизни на Земле: общих условиях для растений, животных и людей (воздух, вода, пища, температура);.

Конспект НОД «Семейные традиции» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД «Семейные традиции» для детей старшего дошкольного возраста Цель: -развивать интерес к семейным традициям, -обозначить роль традиций в становлении крепкой и дружной семьи. Задачи: -продолжать прививать.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Земная жизнь Пресвятой Богородицы» Конспект занятия «Земная жизнь Пресвятой Богородицы» Посвящённое Дню матери для детей старшего дошкольного возраста Цель: Воспитание уважения.

Конспект занятия для детей старшей группы «Жизнь, традиции и обычаи Донских казаков»Конспект занятия для детей старшей группы «Жизнь, традиции и обычаи Донских казаков» Цель: Воспитание нравственных качеств у детей, на основе культурных традиций Донских казаков. Задачи: • Закрепить знания детей о жизни и.

Консультация «Традиции и обычаи казаков» Традиции – это что-то общепринятое, привычное, достойное. Традиции тогда воспринимаются законом, когда становятся образом жизни и передаются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Жизнь, традиции и обычаи казаков»
Опубликовано: 23 мая 2024 в 20:19
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Жизнь, традиции и обычаи казаков»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Дубовик в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД