Евгения Аносова
«Жизнь была бы скучной — будь она беззвучной!» Мастер-класс для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Приобщение педагогов к опыту использования нетрадиционных способов звукоизвлечения в процессе развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1) Представить участникам мастер-класса способы нетрадиционного звукоизвлечения;
2) Раскрыть содержание мастер-класса посредством активного участия педагогов в играх и упражнениях по развитию ритмического чувства.
3) Убедить педагогов в важности и целесообразности развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста.
Публикация «„Жизнь была бы скучной — будь она беззвучной!“ Мастер-класс для педагогов» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Ход мастер – класса :
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Аносова Евгения Алексеевна, я музыкальный руководитель Ужурского детского сада №3 «Журавленок».
В дошкольной педагогике музыка рассматривается, как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни.
Музыкальное воспитание в нашем ДОУ реализуется посредством основной общеобразовательной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой). Одной из целей этой программы является развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста.
Существует множество ритмических игр и упражнений для развития чувства ритма с использованием музыкальных инструментов, но все понимают, что ресурсы каждого педагога разные, у кого – то они вовсе слишком ограничены, очень часто мы сталкиваемся с отсутствием необходимого оборудования. Также большую сложность вызывает реализация ориентиров согласно ФГОС ДО, где указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей. Наши современные дети, итак, привыкли, что сейчас все доступно и нет необходимости что-то «изобретать». Также в случае с музыкальным инструментом, мы даем ребенку бубен и тем самым ограничиваем его выбор. Поэтому мои занятия проходят в нетрадиционной форме, где я предлагаю ребятам экспериментировать и извлекать звук из всего, что нас окружает (обращаю внимание на фото) А что как не самостоятельность в выборе действий может поспособствовать проявлению инициативы?
Коллеги, задумайтесь над вопросом, что является нашим основным ресурсом звукоизвлечения, способствующем работе над ритмом? Верно, это наш голос и тело.
Все звуки, которые мы воспроизводим с помощью телодвижений называют – звучащими жестами. Давайте все приготовим наши ладошки и прохлопаем всем знакомую детскую дразнилку «Тили- тили тесто, жених и невеста». Обратите внимание, что не все прохлопали в одном темпоритме, каждый хлопал так, как чувствует сам.
А теперь, прошу вас пройти за столы по два человека за один стол, и обратить внимание на предметы, которые на них расположены.
Давайте каждый возьмет предмет, который ему по душе и воспроизведет звук таким образом каким считает нужным. За столом №1 мы можем услышать стеклянные звуки, они звонкие, №2 – деревянные, они глухие, №3 – они металлические. Каждый звук имеет свои характерные черты, свои свойства. Таким образом, такие способы звукоизвлечения могут использоваться воспитателями на занятиях по развитию речи, психологом, логопедом для соотношения наглядных образов и звуков.
Работая с детьми я обращаю их внимание, что звуки бывают короткие и длинные, а их чередование это и есть ритм, с помощью которого образуется мелодия, не будь ритма мелодия была бы ровной.
Посмотрите на столы, помимо всех этих не обычных предметов, на столах есть картинки – «Ритмические задачки», которые помогают в воспроизведение и запоминании ритмических рисунков, также эти задачки – это своего рода музыкальные схемы и тем самым мы приучаем детей к работе с ними. На них изображены большие цветы – длинные звуки и маленькие – короткие звуки, для удобства в работе с детьми мы используем слоги «ти» – длинный, «та» - короткий звук. Обратите все внимание на свои «карточки – задачки», и давайте по очереди группами воспроизведем представленный ритм, извлекая звук выбранным вами способом. (Прорабатываем ритмические рисунки) Ну вот, у нас уже сложилась целая музыкальная композиция, предлагаю воспроизвести ее под музыкальное сопровождение.
(Звучит музыка, общее исполнение. Показательный момент действия методических приемов в парной и групповой работе)
Спасибо, за участие проходите на свои места!
Жизнь каждого человека наполнена звуками, и, если захотеть можно извлечь звук из всего. Посмотрите вокруг, с помощью каких предметов вы смогли бы воспроизвести звук? Обратите внимание, под некоторыми стульями я уже подготовила различные материала для звукоизвлечения, попробуйте воспроизвести звук и простучать наш ритмический рисунок (1-2 человека, спасибо!
(Вывод). Все, что создано природой и человеком, имеет свой звук, свою музыку, надо только научиться ее видеть, слышать и чувствовать, и тогда ты сам откроешь музыку в себе самом и почувствуешь, что музыка обладает таинственной силой.
В заключении хочу сказать, что сейчас есть тенденция считать, что нынешнее поколение растет скучным и замкнутым в гаджетах и их ничего вокруг не интересует – это неправда. Просто нужно найти подход к ребенку и суметь его заинтересовать, показать ему красоту этого мира, а в этом как раз и заключается задача педагога, которую я реализую