Людмила Павлова
«Живые камешки» Конспект по проектной деятельности в подготовительной к школе группы, естественнонаучное обучение детей
▼ Скачать +Заказ
ТЕМА: «ЖИВЫЕ КАМЕШКИ»
(Образовательная область: «Познавательное развитие»)
Конспект занятия по проектной деятельности в подготовительной к школе группы. Естественнонаучное обучение детей.
Цель: развивать познавательный интерес детей к неживой природе посредством исследования ракушек, созданных природой и человеком.
Публикация «„Живые камешки“ Конспект по проектной деятельности в подготовительной к школе группы, естественнонаучное обучение детей» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
ЖИВЫЕ КАМЕШКИ
Аннотация
Сценарий образовательной деятельности по теме «Живые камешки» построен в форме игры-исследования, сопровождающейся стихами, упражнениями, вопросами, играми – тестами, позволяющими лучше усвоить предлагаемый материал.
В доступной и увлекательной форме дети проводят исследования такого знакомого предмета неживой природы, как ракушки.
Для решения программных задач использован авторский подход к изготовлению оборудования, выбору методов и приёмов, позволяющих развивать познавательную активность детей: экспериментирование и опыты, прогнозирование, логические задачи, в ходе реализации которых у детей формируются навыки исследовательской деятельности.
Представленный сценарий непосредственно образовательной деятельности интересен своей новизной и многофункциональностью.
Фотоматериалы оформлены приложениями 1 и 2.
Программное содержание:
• Формирование основ экологической культуры.
• Закреплять умение применять алгоритм при обследовании предметов неживой природы.
• Расширение осведомлённости детей в сфере человеческой деятельности-науке, преставление об их значимости для общества.
• Через экспериментирование и практическую деятельность предоставить возможность детям познакомиться с элементами профессиональной деятельности (Проведение и объяснение экспериментов с ракушками. Создание коллекционной поделки).
• Умение интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире.
• Умение самостоятельно действовать при экспериментировании.
• Умение планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
Цель: развивать познавательный интерес детей в процессе исследования ракушек, созданных природой и человеком.
Задачи:
• Обобщать представления детей о моллюсках как обитателях рек, озёр, аквариумов
• Учить классифицировать их по месту обитания (речные, морские, аквариумные)
• Закреплять умение понимать и читать схему-алгоритм исследования раковин
• Развивать умение обследовать раковины, используя зрительные и осязательные рефлекторы и схематично записывать их
• Закреплять умение самостоятельно «обыгрывать» на листе бумаги место обитания «живых камешков»
• Воспитывать у детей познавательный интерес к живой и неживой природе, умение видеть красоту ракушек, наслаждаться ею, выражать свои чувства
Методы и приёмы: беседа, показ, логические задачи, опыты, экспериментирование, прогнозирование, игры, художественное творчество.
Предварительная работа:
Образовательная деятельность реализуется в рамках авторской проектной деятельности «Юные геологи» (3й год обучения, рассказы воспитателя о многообразии мира ракушек, мест их обитания. Рассматривание улиток в аквариумах, иллюстраций. Изучение разновидностей форм ракушек. Сбор коллекций ракушек совместно с родителями. Изготовление поделок из ракушек, изготовление искусственного аквариума, картины «Подводный мир».
Здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, физкультминутка, гимнастика для глаз.
Оформление (наглядность):
• Демонстрационный материал:
o Алгоритм исследования ракушек
o Иллюстрации ракушек: катушечные, спиралевидные, двустворчатые, гребешок
o Панно 30х35 см. с изображением тигрёнка Фантика с прорезью для сообщений
o Запись шума моря (в аудиозаписи)
o Поощрительные призы
• Раздаточный материал
o Мини-таблица для исследования ракушек
o Раковины разного вида (искусственные, природные): катушечные, спиралевидные, двустворчатые, гребешок
o Цветные карандаши
o Простой карандаш
o Фартуки, нарукавники из хлопчатобумажной ткани
o На подносах: розетках для раковин, лупы
o альбомного листа
o Шаблоны раковин из картона
o Перстенёчки из раковин для гимнастики для глаз
Программное обеспечение:
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. С. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – 2 – е изд. исп. и доп. – М. :Мозаика – синтез, 2014г.
Реализация Федеральныго государственного образовательного стандарта: интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие» (развитие свободного общения со взрослыми, «Художественно-эстетическое», «Социально-коммуникативное».
Сценарий занятия:
Дети стоят возле воспитателя.
Воспитатель: Мы с вами как юные геологи провели уже большую работу. А к нам сегодня в гости пришёл любимый тигрёнок Фантик. Он тоже хочет поучаствовать в наших исследованиях. Разрешим ему вступить в наш клуб юных геологов? (ответы детей) Я хочу рассказать о том, что камешки у нас бывают ещё и живые. Как вы думаете, какие камни мы можем назвать живыми?
Дети: Ракушки.
Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли мы думает. Отгадайте- ка загадку:
«Я привез на память с юга
Лучший сувенир для друга:
Не открытку, не игрушку,
А красивую… (ракушку)»
Молодцы! А кто мне скажет, где их можно встретить?
Дети: Ракушки можно найти в аквариуме, на речке, в море.
Воспитатель: А вы хотите побывать в волшебном мире ракушек? Увидеть какие они прекрасные и разнообразные?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Давайте закроем глаза и представим (звучит запись «Шума моря», что мы в гостях у Нептуна, в царстве ракушек. Подышим глубоко, почувствует запах моря. Какие вы чудеса увидели?
Дети рассказывают о своих представлениях.
Воспитатель: А сейчас я хочу предложить вам пройти к столу и рассмотреть нашу коллекцию раковин.
Воспитатель вместе с детьми любуется красотой ракушек, отмечает необычность их формы, окраски, рисунка.
Воспитатель: Ребята, а как ещё можно назвать ракушку?
1 ребёнок: Ракушку можно назвать домиком.
2 ребёнок: Ещё это укрытие для улиток.
3 ребёнок: Это раковина или панцирь.
Воспитатель: Да, это домик, укрытие, или панцирь для улиток, которые живут внутри. Поэтому их и называют «живые камешки». А как вы думаете, когда можно брать раковину в руки?
Дети: Только когда в ней никто не живёт.
Воспитатель: Да, дети. Молодцы. А вы знаете, что есть раковины искусственные, т. е. сделанные человеком. Для чего делает их человек? Подумайте.
Дети: для аквариума, для украшений, для красоты.
Воспитатель: Ребята! Я хочу предложить выйти вам на дорожку (на ней разложены раковины) и выбрать понравившийся вам «камешек». (проводится физкультминутка «По дорожке шли, шли»)
По дорожке шли, шли (Дети шагают по дорожке)
Много ракушек нашли.
Присели (Садятся, собрали (встают)
Дальше пошли. (Дети шагают к своим столам)
Воспитатель: Присаживайтесь за столы и проведем исследование наших находок.
На столах находятся:
• Таблицы-схемы исследования раковин
• Простой и цветные карандаши
• Розетки для раковин
• Перстенёчки из раковин для гимнастики для глаз
Для воспитателя на переносной доске- демонстрационная схема-алгоритм исследования раковин, а у детей на столах мини-схемы, на подносе в розетках раковины разного вида: искусственные и природные, лупа.
Воспитатель: Как вы думаете, с чего мы начнём нашу работу?
Дети: Мы узнаем какая раковина: искусственная или сделанная природой.
Воспитатель: Да. Возьмите каждый свою раковину и рассмотрите её через лупу. Если раковина искусственная мы что нарисуем в нашей таблице?
Дети: Мы нарисуем человечка. А если раковина сделанная природой – ёлочку.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Дальше что мы исследуем?
Дети: Теперь мы определяем какого цвета раковина.
Воспитатель: Какого цвета раковина у тебя, Денис? У тебя Аня?.
(Дети по очереди отвечают на поставленный вопрос и заносят результат в таблицу).
Воспитатель: А теперь немного поиграем. Оденьте перстенёчки, которые лежат у вас на столах. Покажите, как двигаются улитки со своими раковинами. И понаблюдайте за их действиями одними глазами. (Поводится гимнастика для глаз). Продолжим наши исследования. Определим какой формы наши раковины! Я хочу напомнить, что у нас есть раковины: катушки, гребешки, спиральки, а ещё есть двустворчатые. Расскажите, о них.
Ответы детей и выполнение задания.
Воспитатель: Заканчивая своё исследование, нам нужно узнать, где можно встретить эту раковину.
Дети по схеме-алгоритму выбирают место обитания этих раковин и заносят в таблицу.
Воспитатель: Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием. А сейчас мы с вами превратимся в волшебников.
Подойдите все ко мне.
Игра называется «Волшебники».
Правила игры такие: Закрываем глаза и по очереди достаём шаблоны раковин. Идём к своим столам и «оживляем» наши раковины, т. е. обводим шаблон и дорисовываем то место, где она живёт: может это море, может речка, может аквариум с их обитателями
Дети проходят на свои места и выполняют своё «Волшебство» под запись «Шума моря».
Воспитатель: Что у нас получилось?
Ребята показывают и рассказывают о том, что они нарисовали.
Воспитатель: Давайте подарим свои рисунки тигрёнку Фантику, а он сделает для своих друзей выставку рисунков.
Море ласково шумит,
К приключениям манит.
С морем мы прощаемся,
В садик возвращаемся.
Воспитатель: Вот мы снова оказались с вами в садике. Вы поработали на славу. Тигрёнок Фантик очень доволен, и хочет передать вам призы от морского царя Нептуна.
Дети получают поощрительные призы и несут их в группу показать их сверстникам.
Приложение 1
Алгоритм исследования ракушек
(авторская разработка)
Иллюстрации ракушек
Панно с изображением тигренка Фантика с прорезью для сообщений
Коллекция ракушек собранная с детьми и родителями
Рассказ ребенка о ракушке по алгоритму
Рассматривание иллюстраций по данной теме
Творческая деятельность детей с ракушками
Рассматривание коллекции, собранной детьми
Исследование ракушек, работа с мини-таблицами
Художественное творчество детей (рисование по шаблону)
Изготовление аквариума с применением ракушек
Творческая картина «Подводный мир»
Рекомендуемая авторская игра «Поле Чудес» для игры с детьми дома
Составление картин из ракушек с родителями
Приложение 2
Мини-таблицы для детей, используемые в ООД