Анфиса Поносова
НОД для детей подготовительной группы «Живой мир нашего края»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД для детей с нарушением зрения
«Живой мир нашего края» подготовительная группа
Цели:
1) Образовательные:
• Обобщить, уточнить и систематизировать представления детей об обитателях леса;
• Закрепить понятие лес, лесник;
• Уточнить знания детей о разновидностях леса;
• Познакомить детей с интересными фактами из жизни животных;
Публикация «НОД для детей подготовительной группы „Живой мир нашего края“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
• Формировать умение различать породы деревьев по кроне (силуэту).
2) Коррекционно-развивающие:
• Развитие зрительного восприятия (воссоздавать целостность образа);
• Совершенствование зрительных функций;
• Развитие бинокулярного зрения;
• Развитие и совершенствование приёмов осязательно-зрительных обследований предметов с подключением других анализаторных систем;
• Развитие речи детей за счёт обогащения словаря и за счёт развития описательной речи;
• Включить в активный словарь детей слова : смешанный, ельник, сосновый, хвойный,
• еловый и др.
3) Воспитательные:
• Вызвать желание беречь и охранять природу родного края;
• Развивать любознательность,
• Развивать у детей элементы экологического сознания: «Мы нужны друг другу - лес и человек.»
• Формировать представления о роли леса в жизни человек.
Развивающая среда: оформление группы под лесную полянку, елочки, пеньки; игра «Собери силуэт животного», «Чудесный сундучок», «Найди дерево», «Подбери тень к птице», «Истинно-ложно»; карточки- слова; практические действия с лекарственными травами и вареньем; гимнастика для глаз; пальчиковая гимнастика; психоразминка (релаксация); физминутка.
Предварительная работа: чтение художественной литературы о животных, птицах, растениях и других обитателях леса; наблюдения в природе; беседы на экологические темы; заучивание пословиц и стихов; походы в лес с родителями; экскурсия в краеведческий музей.
Ход:
Воспит: Пойдёмте, друзья, по тропинке со мной. Ответы искать в сторожке лесной под зелёным шатром. Ребята, я вас приглашаю в гости к леснику. А лесником буду я. Кто такой лесник? (ответы детей- он охраняет лес, садит новые ёлочки и т. д.)
• Воспит. обобщает ответы детей : лесник – это человек, который любит и знает всех обитателей леса и всегда готов прийти на помощь в трудное время. Его основное дело – охрана и забота леса.
• Стих «Лесник» А. Зеленовского (отрывок) :
• Ходит по лесу лесник, он шагать в лесу привык.
Здесь ему, совсем как дома, всё давным-давно знакомо.
Взгляд лесничего остё р: тут недавно был костёр-
Под ветвями тлеет жар, не досмотришь и пожар…
Дальше-дальше…. долог путь!
Должен всюду заглянуть, всё обследует лесник,
Он бродить в лесу привык.
Знает он не зря в лицо каждый куст и деревцо.
• Сейчас я вам предлагаю составить описательную загадку об одном из жителей леса. (это хищное животное, серого цвета, очень злой, в сказках бывает глупый ….)Воспит. отгадывает и приглашает детей пройти в сторожку лесника.
• Ребята, а что такое лес? (ответы-там растут разные деревья, травы и т. д.)Правильно, найдите карточки с нужными словами: ДЕРЕВЬЯ,ТРАВА,ЦВЕТЫ,ЖИВОТНЫЕ и др. Дети находят и закрепляют на магнитной доске карточки.
• Лес – это многоэтажный дом, в котором много разных жильцов. Одни живут на нижних, другие на верхних этажах. Предлагаю назвать пословицы о лесе: лес- богатство и краса, береги свои леса;много леса – не губи, мало леса – береги, нет – леса посади; старые деревья молодые охраняют; срубили кусты – прощай птицы и другие.
• Ребята, леса бывают разные, это зависит от того, какие деревья растут в этом лесу.
• Какие бывают деревья? (хвойные и лиственные)
• Назовите лиственные деревья (берёза, липа, осина, дуб, рябина и др.)
• Назовите хвойные деревья (ель, сосна, пихта, кедр).
• А сейчас найдите знакомые деревья среди силуэтов (по кроне,крона – это ветки с листьями или хвоей.
• Воспитатель рассказывает, что лес – где растут одни и те же деревья называется: осины – осинник, берёзы – березняк, берёзовая роща, ели – ельник, Сосны – сосняк, сосновый лес, сосновый бор и т. д. Дети выставляют на ковролин силуэты деревьев.
• Какой лес получился? (смешанный).Кроме деревьев в лесу,что ещё растёт (кустарники, трава, цветы и т. д.)
• Посмотрите, пожалуйста, и скажите, а сторожка лесника в каком лесу находится (хвойном).Какие деревья (ели).Как ещё можно сказать (ельник, еловый лес).
• Деревья и кустарники имеют плоды и сейчас мы с вами определим, чей же плод спрятался в волшебной коробочке. Коробка – сундучок с двумя отверстиями для рук. Дети на ощупь определяют,что спрятано. Здесь можно использовать дифференцированный подход: некоторые дети обследуют двумя руками. Называют шишки: сосны – сосновая, ели – еловая, кедра – кедровая; плоды дуба – жёлуди, ягоды шиповника и т. д.
• Пальчиковая гимнастика :
Мальчик с пальчик, где ты был?
Долго по лесу бродил:
Встретил я медведя, волка,
Зайку,ёжика в иголках,
Встретил белочку, синичку,
Встретил лося и лисичку.
Всем подарки подарил,
Всяк меня благодарил.
• О ком это стихотворение? (о животных) .Правильно. а сколько их было всего? (8)
• Вспомнили мы про зверей, которые живут в лесу. И у меня для вас следующее задание – игра «Собери силуэт животного». Дети выбирают детали одного цвета, работают в парах, учатся договариваться.
• Пока вы будете составлять, я вам расскажу интересные факты из жизни животных. Например: лось сбрасывает рога в начале зимы; лиса больше времени охотится по ночам ; у волка очень чуткий нюх, острое зрение; у медведицы зимой в берлоге появляются медвежата и другие.
• Когда дети выполнят задание, они добавляют бумажные ёлочки сделанные на занятиях оригами.
• В каком лесу спрятались звери? (в еловом, ельнике, хвойном).
• И мы с вами отправляемся на эту лесную полянку. Послушайте. Звучит аудиозапись.
• Что вы услышали? (голоса птиц). Каких вы птиц узнали? (кукушка, синичка). А каких птиц вы ещё знаете? (ворона, дятел, сова). Здесь для вас есть загадка: «Найди тень от птицы». Дети выбирают картинку и находят чёрный силуэт, называют птиц.
• А чем питаются птицы (насекомыми, семенами трав, растений).
• Правильно, в лесу растут разные травы, цветы. Есть растения, которые человек использует для лечения. Как они называются? (лечебные, лекарственные).А с какими лекарственными растениями мы уже свами знакомились (подорожник, крапива, ромашка, мята, зверобой).
• А сейчас мы выполним гимнастику для глаз, что бы наши глаза отдохнули. (комплекс 1) .
• Глаза наши отдохнули и мы продолжаем беседу о растениях. Чаще всего травы заготавливают в сушёном виде. Ребята, а вы сможете узнать какие здесь травы (да) ,а как (по запаху).Верно, чтобы усилить аромат, нужно траву помять, потереть руками.
• Дети определяют в какой розетка какая трава (они измельчённые).А сейчас нужно найти эти травы среди других растений, которые находятся на столе (на столе разложены разные сушёные растения – гербарий).Дети, как мы будем определять? (по внешнему виду – цветку, листьям, стеблю, корню, по особым признакам).
• Молодцы, с этой задачей мы тоже справились. А что готовят из лекарственных трав? (отвары, чай, дополняю и обобщаю: из лекарственных трав готовят отвары, настои, делают примочки и. конечно, же заваривают травяной чай.
• А с чем пьют чаще всего травяной чай (с вареньем).Верно, а из чего готовят варенье? (из фруктов, ягод) .Хорошо, но мы с вами сегодня будем определять из каких ягод приготовили эти варенья.
• На столе в розетках разложено разное варенье. Как можно определить где какое варенье? (по цвету, по вкусу) А как вам хочется? (по вкусу).Дети,выбрав варенье по цвету, определяют из каких ягод его приготовили, называют :малина – сладкое, смородина чёрная, красная – кислое, калина – горьковатое и другие. Варенье это из лесных ягод. А что ещё можно приготовить из ягод? (сок).
• Сейчас мы рассмотрим картинки и назовём знакомые ягоды. Скажите, пожалуйста, ягоды ежевика сок – ежевичный, молодцы! Далее дети называют : малина – малиновый, клюква – клюквенный, рябина – рябиновый, земляника – земляничный сок и другие.
• Рассказ воспитателя.
• Ребята, мы поговорили с вами о многих обитателях леса. В природе всё взаимосвязано. Обитатели леса хорошо приспособлены к жизни в лесу, все они нужны друг другу. Но жизнь их полна трудностей : не будет одних, плохо другим. Лес и человек тоже нужны друг другу. Что мы получаем от леса? (пищу, строительный материал, полюбоваться красотой, отдых) .Представьте,что вы отправились с родителями, друзьями в лес на отдых, что нужно помнить? (правила поведения в лесу) .
• Сейчас мы с вами поиграем в игру «Истинно - ложно». У вас на столах есть карточки красного и зелёного цвета. Красная – правило неверное, зелёная – правило верное. Воспитатель называет правила : Ветки не ломать, деревья не качать, ни травинку, не листок зря не рвать. Можно шуметь, кричать в лесу – это никому не мешает. В лесу нельзя мусорить. Нельзя разорять птичьи гнёзда. Можно прогнать из леса всех животных и насекомых. Разожгли костёр – не тушите. Нельзя разорять муравейники. Нужно беречь и охранять лес! Молодцы, я уверена, что вы не только знаете правила поведения в лесу, но и будете их выполнять. Соблюдая верные правила, мы надолго сбережём красоту нашего края.
• Давайте немного расслабимся, сядьте по удобней, закройте глаза. Играет тихая, спокойная музыка. Релаксация: нам хорошо и приятно. Мы дышим чистым воздухом и вдыхаем аромат свежей листвы, чудесных трав. Мы защитники этих растений. Мы будем внимательны ко всему живому на нашей планете и будем оберегать всё живое, будем помощниками – юными экологами. Я знаю, что вы выучили стихи, расскажите нам, пожалуйста.
• Дети рассказывают стих: Ты расти на радость людям,
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес!
Нор звериных, птичьих гнёзд,
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Живётся с нами радостно всегда!
Чтоб навеки не изчез,
Зверь лесной и птица тоже,
Процветай, наш друг хороший,
Будь здоров зелёный лес!
• Лес дарит нам волшебную красоту, он красив в любое время года. Он даёт тень и прохладу в жаркий день, кислород для дыхания, плоды, целебные травы и многое другое. Любите и берегите, защищайте всех обитателей леса.
• Лесник с вами прощается, я хотела бы узнать: вам понравилось наше путешествие? Что нового вы узнали? Что особенно понравилось? Что запомнили?