Лучший педагог года

«Живи, Земля — планета добра и красоты»

Мария Тумашева
«Живи, Земля — планета добра и красоты»
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи: Формировать понятие о родине, дать понятие словам «предки и потомки». Развивать интерес и любознательность дошкольников. Воспитывать любовь к родной природе.

Материал: глобус, карта Киевского государства (11 век, иллюстрации, картины, слайды, в\ф о чудесных уголках планеты, красота природы России…

Выбираем вместе с детьми, что поселим на планете будущего планете Добра и Красоты.

Научись сам и расскажи другому.

Публикация «„Живи, Земля — планета добра и красоты“» размещена в разделах

Ход занятия: - Сегодня мы продолжаем разговор о родине нашей… Каждый человек должен знать, откуда он родом, хранить память о прошлом своего народа, любить Родину.

-Вы помните, дети, как называется наша родина? (Россия)

-Как называли нашу Россию в далекой древности? (Русь)

-Сегодня я принесла вам карту, которая называется «Киевская Русь». Посмотрите внимательно – это карта нашего первого государства…

-Русь…Кто она такая – великая Русь? Сколько ей лет? Как жила она прежде, как обувалась – одевалась, почему бедовала, чему радовалась?.

-Я веду указкой по границе Киевской Руси… Вот здесь – Черное море, в далеком прошлом это море называли Русское море. Как называлось раньше Черное море? (ответы) А вот Балтийское море. На его берегу жил народ, которых называли варяги. И вот в то далекое время и море называлось не Балтийским, а Варяжским морем. Давайте повторим вместе это трудное название… (ответы). Варяги плавали по морям и занимались грабежами кораблей… Нас называют сейчас как? – россияне (потому что родина наша – Россия, а раньше наших предков называли – русичи, как вы думаете, почему? (от слова «Русь», а еще русичей называли «славяне» знаете почему?

-Посмотрите сюда – вот озеро Ильмень. Здесь город Новгород – вот он. По берегам озера Ильмень жили словене, повторите – словене. Основным занятием их было земледелие. Этих племен было больше 200. Они жили не только по озеру Ильмень, но и по реке Днепру (показ) и реке Волхову… себя называли эти племена славяне… Так это название сохранилось и до наших дней… Мы с вами потомки тех древних славян. «Потомки», как вы думает, это кто? (объяснение слова…

-А вот, посмотрите, здесь на карте изображены люди на конях – это кочевники, они жили в степях около Черного (или Русского) моря и дальше на восток (показ). Как вы думаете, почему их так называли? (ответы свободные)

-Кочевники – это племена, которые не живут постоянно на одном месте, а переходят, или кочуют. С одного места на другое. Эти кочевые племена часто нападали на славян, заставляли их платить дань – (это сбор денег или продуктов, или каких-либо изделий с покоренных народов).

(показ иллюстраций из кн. «В гостях у истории» с изображением наших предков – славян).

-Посмотрите, дети, какие открытые, добрые лица у славян. Наших предков изображают людьми высокого роста, сильными, выносливыми, с русыми волосами и голубыми глазами – такие высокие, красивые русичи чаще всего входили в княжескую дружину. Воины княжеской дружины защищали землю русскую от врагов, оберегали мир и покой матерей и детей. По своему характеру славяне были храбрыми, сильными, выносливыми, добрыми, очень любили потчевать гостей.

-А как вы думаете, чем занимались наши предки? (показ иллюстраций).

-Правильно, охотились, ловили рыбу, скот разводили,земледельничали, т. е. хлеб выращивали сами… а еще в лесах обитало много диких пчел, и славяне занимались сбором меда. Использовали его и в пищу, и в качестве лекарства…

-Собирательство меда диких пчел называлось бортничеством… («борть» - дупло дерева, где жили дикие пчелы)

-А как вы думаете, чем ловили рыбу славяне? (показ иллюстраций – невод-сеть, гарпун-метательное орудие)

-А чем пахали землю, когда садили рожь, ячмень, овес или пшеницу? Вспомните былину «Микула Селянинович», чем он пахал? (ответы)

-Конечно, сохой – очень простое орудие труда. Сейчас на поле рыхлят землю металлической бороной. А наши предки обрабатывали поле бороной-суковаткой (так называли большую ветвь дерева с не до конца обрубленными сучьями).

(по возможности рассматривание иллюстраций или рисунков)

-как вы думаете. Славяне – наши предки – выращивали только хлебные злаки или еще что-нибудь? (ответы)

-правильно, выращивали и горох, и бобы, и морковь, лук. Репу…

-а сейчас мы свами поиграем. Мы будем по тарелкам раскладывать овощи (морковь, репу. Лук, горох, т. е. рисовать двумя руками из одной точки, но делать все это будем с закрытыми глазами. Подумайте, кто какой овощ будет рисовать, возьмите 2 фломастера в одну точку, закрыли глаза – игра на честность – закрыли глаза и начали рисовать свой овощ… Закрашиваем его двумя руками одновременно… Открыли глаза… у кого овощ самый сытный? У кого овощ самый полезный? У кого овощ самый большой? Самый маленький? Кто своим овощем поделтся с другом? Почему? И еще игра: «Разгадай загадки, а затем ответь, с какими занятиями славян они связаны:

-а) Строят домики на речке звери. А не человечки.

Вот так звери! Нор не роют, но зато плотины строят,

Все они одеты в шубе, инструмент не пилы – зубы. (бобры)

-Какое занятие у наших предков связано с речкой? – рыболовство.

-б) Хоть они и жалят больно, их работой мы довольны. (пчелы)

-Какую пользу приносили дикие пчелы славянам? (собирали мед)

-Как называется собирательство меда диких пчел? (бортничество)

-в) Среди двора стоит копна: спереди-вилы, сзади-метла. (корова, бык)

-откуда появилась корова у наших предков? (приручали детенышей диких животных, разводили домашний скот)

-г) Меня бьют, колотят, режут, а я все терплю – людям добром плачу. (хлеб)

-Какие хлебные злаки выращивали славяне? (пшеница, просо, ячмень, рожь)

-Как называли хлеб славяне? (жито – от слова «жить», потому что прожить без него не могли)

-какие пословицы о хлебе вы помните? (ответы детей)

-и в заключение, скажите-ка мне, русичи, что же обозначает загадочное слово «Русь»? (ответы детей)

-(Русь - это страна, где много рек и озер, а русский - это человек, живущий у воды)

-Русью светлое место зовем… русый парень, русая девушка, русая рожь – спелая…

…Русь - светлое место. Русь – страна света…

…Русь – мир, белсвет… - В. Даль, толковый словарь живого великорусского языка, 1882г.

-«Широко ты, Русь, по лицу земли в красе царственной развернулося…

-Русь, русские, Россия, россияне – все это слова-родственники, и ты, маленький русич, связан с ними очень крепко…

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование «Мы сильны, когда едины!» (старшая группа) Цель:воспитывать интерес к истории Родины, любовь к своей Отчизне. чувство гордости за свою страну, за её героев. Дать детям представление.

Проект: «Друзья планеты Земля»Проект: «Друзья планеты Земля» стал по утру,умылся, Привел себя в порядок, Сразу же приведи в порядок Свою планету. Антуан де Сент-Экзюпери. Цели проекта: 1) Помочь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Живи, Земля — планета добра и красоты»
Опубликовано: 15 октября 2013 в 09:16
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Живи, Земля — планета добра и красоты»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Тумашева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД