Александра Петрова
Лекторий с родителями по профилактике жестокого обращения «Жестокость, дети никогда не забывают»
▼ Скачать
Цель: предупреждение родителей о случаях жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних детей в семье.
Задачи:
1. Дать как можно больше информации родителям о жестоком обращении с детьми и о его последствиях.
2. Помочь повысить правовую и психолого-педагогическую
компетентность родителей.
3. Научить родителей и детей простым способам защиты от стресса.
4. Развивать ответственное отношение к воспитанию детей и их будущему.
Публикация «Лекторий с родителями по профилактике жестокого обращения „Жестокость, дети никогда не забывают“» размещена в разделах
Всегда хочется верить, что в своей семье мы, как за «каменной стеной», сможем укрыться от стрессов и не предвиденных обстоятельств. Однако желание получить семейного покоя оказывается иногда невыполнимым, так как близкие люди порой являются источником риска, чем надежностью и безопасностью.
Влияние родителей на развитие ребёнка велико. Дети, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, в общении со сверстниками. Как правило, дезорганизация детско - родительских отношений ведёт к формированию различных психологических проблем и комплексов. Особенно беспокойным моментом - является частое проявление жестокости в семье.
В последние время, выявления жестокого обращения с детьми растёт и даже в благополучных семьях. Родители в таких семьях испытывают искреннюю любовь и обожание своих детей, но в воспитании могут использоваться такие непозволительные формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки.
При этом сами родители понимают и осознают, что этим они нарушают права ребёнка, и последствием, этого может служить отклонение в психическом и физическом развитии ребёнка. Более сложное и трудное положение ребёнка в семье там, где родители злоупотребляют спиртным напитками или психоактивными веществами.
Данной информацией мы не пытаемся Вас обвинить в жестокости или насилия к собственному ребёнку, мы просто хотим Вас ознакомить с информацией, для того что бы вы могли, взять для себя то, что по вашему мнению Вам необходимо, в дальнейшем воспитании ребенка. Воспитание детей – это очень сложная и трудная задача каждого из родителей. Именно поэтому, подходя к решению важной задачи, каждому из Вас, должен приложить своё терпение, любовь, и, конечно же, уважение к хрупкой жизни ребёнка, которая долгое время находится в наших руках и зависит от нас.
Что же такое жестокое обращение?
Жестокое обращение с детьми в семье - это любые формы плохого обращения, допускаемого родителями или лицами, их замещающими и другими членами семьи ребенка.
Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми :
Физическое насилие - это преднамеренное нанесение ребенку различных телесных повреждений от родителей, других взрослых или детей (побои).
Сексуальное насилие - это вовлечение ребенка с его согласия или без, в сексуальные действия с взрослыми. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не может предвидеть все неблагоприятные для себя последствия.
Психическое (эмоциональное насилие) - это периодическое, длительное или постоянное воздействие на ребенка, тормозящее развитие его личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:
- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
- угрозы в адрес ребенка;
- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
- преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми для него взрослыми;
- невыполнение и ложь взрослыми своих обещаний;
- единожды грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
Пренебрежение нуждами ребенка - это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего разрушается его эмоциональное состояние, которое влечет за собой угрозу его здоровью и развитию.
К пренебрежению нуждами относят:
- отсутствие соответствующих возрасту потребностей ребенка в питании, в жилье, в одежде, в образовании, в медицинской помощи, включая отказ от лечения;
- отсутствие надлежащего внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.
В настоящее время необходимо выделить еще одну, новую форму жестокости в отношениях к детям - торговлю детьми.
Все вышеперечисленные действия не остаются безнаказанными.
Согласно статье 156 Уголовного Кодекса Российской Федерации, жестокое обращение с детьми влечет за собой:
• штраф в размере до 100 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года;
• обязательные работы на срок до 440 часов;
• исправительные работы на срок до 2-х лет;
• принудительные работы на срок до 3-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без такового;
• лишение свободы на срок до 3-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без такового.
Наказание все еще остается самой распространенной формой воздействия, основанное на страхе перед болью, боязнью быть отвергнутыми. Издевательства - моральные и физические - становятся причиной ухода детей из дома. Когда взрослый наказывает ребенка, он чувствует беспомощность. Эти чувства могут в дальнейшем сделать ребенка депрессивным или агрессивным, и низкая самооценка может остаться у него на всю жизнь. И вовсе не обязательно бить ребенка, просто знать о происходящей ситуации в классе и закрывать на это глаза, как делают многие педагоги, а порой и сами постоянно унижают ребенка, выставляя его на посмешище перед другими детьми класса. Последствия такого обращения с детьми влечет за собой - насмешки детей, как над слабым и беззащитным, драки с одноклассниками, пренебрежительное отношение к учителю и суицидальные попытки. Большинство детей, подвергающихся жестокому обращению, став взрослыми, сами начинают проявлять жестокость по отношению к своим детям, супруге или супругу, к своим родителям. Кроме насилия, пережитого в детстве, причинами жестокости могут стать одиночество, супружеские разводы, конфликты, умственные или физические недостатки ребенка, безработица, злоупотребление спиртными напитками или психоактивными веществами.
Лишь воспитание в среде, где ребенка любят, где его окружает теплом, приводи к тому, что он вырастет здоровым физически, нравственно и психически.
Предлагаем всем родителям посмотреть фильм «Дотянуться до мамы» и осмыслить его, почему такое название этого фильма. Какие выводы вы сделали для себя после просмотра фильма?
Родители! Самая главная и основная причина, почему дети плохо себя ведут - это борьба за внимание, за потребность в Вашем внимании. Если ребенок не получает нужного внимания, которое ему так необходимо для развития и эмоционального благополучия, то он находит свои способы получить его - непослушание. В общении с близкими людьми дети имеют огромную потребность и если родители не реализуют потребность ребенка в общении с ним, то ребенок найдет другого человека, с которым будет общаться и делиться своими проблемами. Тем самым подталкиваем своих детей попасть в сомнительные компании, а потом сами удивляемся, почему же мы ничего не знаем о его «мире».
- «Так что же делать? Как правильно воспитывать своих детей?»
- «Где заканчивается воспитание и где начинается жестокое обращение?»
Существует ряд признаков, дающее отличить воспитание от жестокого обращения. В результате воспитания ребенок осознает и понимает свои ошибки; ребенка учат отвечать за свои совершенные поступки. Дисциплинарные действия не вызывают в ребенке страх, страдания, ненависть или чувство, что его не любят.
Если Вы, все же решили наказать ребенка, то:
• при любом наказании ребенок должен быть уверен, что наказание справедливо, и даже будучи наказанным, он не остается без родительской любви;
• при любом наказании ребенок не должен быть лишен возможности удовлетворения физиологических потребностей;
• ребенок должен знать, за какие проступки последует наказание, и в какой форме;
• наказание должно носить временный характер («Ты лишаешься возможности играть в компьютер ровно на три дня»);
• при наказании следует избегать оскорблений и приклеивания «ярлыков». Осуждается только поведение или конкретный поступок ребенка, а не его личность;
• при наказании исключено напоминание о прежних проступков, вы говорите с ними только о том, за что он наказывается именно сейчас;
• наказание должно быть последовательным, а не от случая к случаю.
Поэтому к оправданным педагогически наказаниям относятся:
Замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до понимания ребенка.
Выговор. Серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения.
Лишение ребенка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр телепередач, игр на компьютере, НО ВАЖНО, чтобы он знал, за что наказан.
Недопустимо злоупотреблять запретами, так как бесконечные запреты вызывают у ребенка стремление противодействовать им.
Повседневные неурядицы накладывают свой отпечаток на наше самочувствие и поведение. Порой мы терпим значительные психологические перегрузки, которые имеют свойство накапливаться в нашем организме.
Предлагаем небольшие рекомендации, которые помогут управлять собой и не вымещать свои проблемы и плохое настроение на ребенке:
1. В те минуты, когда вы раздражены, расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить, выпейте чай или кофе, послушайте любимую музыку, примите теплую ванну или душ, выдыхайте свой гнев в виде облачка, подумайте о чем-то хорошем и постарайтесь удерживать это в своем сознании некоторое время.
2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и раздражения:
- скажите себе «Стоп» и посчитайте до 10,
- не прикасайтесь к ребенку,
- лучше уйдите в другую комнату,
- отложите все совместные дела с ребенком (если это возможно,
- избегайте резких движений, двигайтесь намеренно медленнее,
- дышите глубже и медленнее, намеренно сбавьте громкость и тон голоса, не
хлопайте дверью.
3. Если вы расстроены, то ребенок не должен знать о вашем состоянии. Бывает дети, видя ваше раздражение и недовольство, думают, что вы их просто не любите. Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях:
«Извини, я очень устала на работе. Был очень трудный день. Сейчас я немного отдохну, а потом мы с тобой поговорим», «Я сейчас очень расстроена, у меня плохое настроение. Ты абсолютно ни в чем не виноват. Сейчас я приведу себя в порядок и приду к тебе», «Извини, я очень устала. Пожалуйста, поиграй без меня. Я немного отдохну, и будем играть вместе».
Дорогие родители, теперь вы больше узнали о жестоком обращении, и вам выбирать, КАК ИМЕННО ВОСПИТЫВАТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА!
Контролировать собственную агрессию в отношениях с детьми бывает нелегко, но все-таки этому можно научиться. Возможно, еще не поздно все исправить и наладить контакт с ребенком, научиться по-новому с ним, общаться и сотрудничать. Научиться слышать и слушать ЧЕЛОВЕЧКА, уважать его внутренний мир. Ведь будущее ребенка во многом зависит от НАС - родителей, будет ли он успешным и счастливым во взрослой жизни, сможет ли добиваться поставленных целей и задач. Удастся ли ему создать счастливую полноценную семью или он, повторит ошибки своих родителей и будет воспитывать своих детей методами насилия и жестокого обращения.
P.S. : Если вдруг где-то вы увидите следы побоев, запущенное состояние чужого, не Вашего ребенка, то сообщите об этом в правоохранительные органы.
Помните, ваше равнодушие может стоить ребенку жизни!
Не будьте равнодушными!
Дети не должны быть чужими!
Литература:
1. С. В. Агафонова, О. В. Бесчастнова, Т. В. Дымова, Т. В. Рябичкина, Предупреждение жестокого обращения с детьми : Учебное пособие / – Астрахань: Издатель: Сорокин Р. В., 2011. 91с.
2. Е. Н. Волкова, Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления // Под. ред. Е. Н. Волковой. – Спб. : Питер, 2008. – 240 с.
3. Л. С. Алексеевой, Технологии социальной работы с детьми, пострадавшими от семейного насилия: Научно-методическое пособие / М. : ГосНИИ семьи и воспитания, 2001.
4. И. А. Алексеева, И. Г. Новосельский, Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. – М. : Генезис, 2011. – 256 с.
5. Н. К. Асанова, Руководство по предупреждению насилия над детьми: Учебное издание для психологов, детских психиатров, психотерапевтов, студентов педагогических вузов. - М. : ВЛАДОС, 2011.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации (по состоянию на У26 20 марта 2006 года). – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006.- 192с.